Понятие и виды аналогии

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Существуют два вида аналогий: аналогия предметов и аналогия отношений.

Аналогия предметов – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два единичных предмета, события или явления, а переносимым признаком – свойства этих предметов.

Аналогия отношений – умозаключение, в котором объектом уподобления выступают отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком – свойства этих отношений.

По установлению необходимых, тождественных, соответствующих связей между признаками рассматриваемых посредством аналогии предметов аналогию разделяют на две разновидности:

1) строгая аналогия;

2) нестрогая аналогия.

Строгой аналогией называется такая степень уподобления сходных признаков предметов, которая носит достоверный и доказательный характер. Строгая аналогия возникает в случае обнаружения необходимых, однозначных связей признаков модели и ее прототипа. Например, «По аналогии с силой притяжения на Земле, учитывая массу, силы гравитации и иные физические и астрономические данные, можно рассчитать силу притяжения на других планетах». На основании учета всех этих параметров умозаключение по аналогии будет являться строгим, а вероятность правильности выводов – максимальной, приближенной к достоверному знанию.

Наиболее распространенным видом строгой аналогии в познании выступает научная аналогия, когда подобие между предметами носит аргументированный, доказательный характер, а переносимый признак изучен теоретическим и проверен эмпирическим способом. Научная аналогия находит свое применение в методах моделирования объектов и систем. Известно, что действие таких монументальных сооружений, как мост, плотина, первоначально изучается на моделях. Модель – аналог предмета. Моделирование позволяет на уменьшенной или увеличенной копии объекта проводить качественное или количественное изучение процесса, протекающего в «образце», который недоступен для детального исследования. Результаты единичного опыта обобщаются и переносятся на целую группу предметов, подобных изучаемому объекту. Метод моделирования базируется на теории подобия, которая дает обоснование для переноса полученных на модели закономерностей на образец. При этом выводы, полученные этим методом, близки к достоверным. Например, если в результате исследования модели плотины ученый скажет, что плотина, возможно, не выдержит напор воды, то эксплуатировать такую плотину, конечно же, нельзя.

Нестрогая аналогия возникает тогда, когда модель выступает далеко не полным подобием прототипа, ее свойства лишь частично реализуются в прототипе, а порой имеют относительное сходство по случайным совпадениям свойств и признаков. Таковы, к примеру, разнообразные ненаучные политические аналогии, аналогии законов протекания биологической и социальной жизни, аналогии между Землей и Марсом по вопросу существования на них жизни и т. п. Следует запомнить, что из нестрогой аналогии всегда вытекает вероятностное заключение.

От чего же зависит повышение степени вероятности выводов по аналогии? Во-первых, чем больше общих свойств обнаружено у сравниваемых предметов, тем вероятнее полученный вывод. Во-вторых, общие свойства должны быть разнообразны. Общность сравниваемых объектов по разнотипным свойствам (химическим, физическим и т. д.) приведет к более точному выводу. В-третьих, умозаключение по аналогии будет иметь большую основательность, если сравниваемые предметы будут сходны в существенных признаках. Предметы могут оказаться сходными во многих известных нам признаках и, тем не менее, оснований для большей вероятности выводов по аналогии у нас не будет, если не раскрыта сущность этих предметов. Это ведет к всякого рода поверхностным сравнениям между явлениями. Примером является проведение исторической параллели между поступками Зои Космодемьянской и Жанны Д’Арк. Заканчивая рассмотрение условий, повышающих вероятность выводов по аналогии, можно сказать, что чем обстоятельнее проанализировано сходство и различие изучаемых явлений, тем основательнее полученное знание.

Проводя аналогии между предметами или явлениями, необходимо учитывать одно весьма существенное обстоятельство. Чем больше сходства между сравниваемыми предметами, тем меньше познавательная ценность аналогии. В теории моделирования, например, принято считать, что слишком отдаленная модель может ввести в заблуждение, а слишком точная теряет свой смысл, становится бесплодной.

Применение аналогии имеет широкое распространение в судебной и следственной практике. При этом всегда следует помнить, что достигаемое в результате аналогии знание не может быть абсолютно точным. Так, например, проводя аналогию между конкретными следами на месте преступления и подобными же следами, известными из научных работ или по предыдущему опыту, следователь делает умозаключение об использовании определенного орудия совершения преступления. Это умозаключение будет иметь вероятный характер и должно рассматриваться только в качестве версии.

Совершенно иной характер будет иметь умозаключение по аналогии, к которому обращается эксперт. Так, например, производя пожарно-техническую экспертизу, эксперт при постановке опытов заменяет сгоревший электроутюг аналогичным. Такая замена допустима, ибо при этом соблюдаются все требования научной достоверности опыта: используется объект, сходный с оригиналом по всем показателям, существенным с точки зрения результатов опыта (тип, марка, завод-изготовитель, партия, мощность, напряжение, вес, размеры и т. п.). Такая аналогия дает право утверждать, что рассматриваемые результаты аналогии достоверны. Однако может ли эксперт создать абсолютно точную картину происшедшего? Вероятно, нет. По этой причине оценка данных экспертизы то же должна учитывать метод, при помощи которого получены результаты.

В следственной практике вывод по аналогии часто выступает в форме использования прежнего личного опыта. Положим, следователю уже пришлось наблюдать случай подделки документа путем копирования оттиска печати с подлинного документа посредством увлажненной фотобумаги. Расследуя другое дело и столкнувшись с подозрительным документом, на котором находится оттиск, во всех деталях совпадающий с подлинным, но бледный и со следами расплывов, он по аналогии может выдвинуть предположение, что и в этом случае подделка совершена известным способом. В данном случае, исходя из сходства в некоторых признаках (совпадения формы оттиска с подлинным, слабой интенсивности, наличия расплывов), следователь сделал вывод о сходстве в способе нанесения оттисков.

Точно так же по аналогии делают вывод о том, что два или несколько преступлений совершены одним и тем же лицом, если способ их совершения одинаков. Здесь от сходства в способе преступных действий предположительно делают вывод о совершении преступления тем же лицом, который совершал подобные действия ранее.

Аналогия ведет исследователя к знанию, помогает открытию истины, но не может выполнять роль единственного или основного метода научного исследования. Аналогия – вспомогательный прием в познании. Аналогии хороши, когда есть основной материал исследования. А когда вместо теоретического анализа вопросов излагаются одни аналогии, научного исследования не получится.

Аналогия, рассматриваемая как один из методов в арсенале методологической вооруженности познания, является вполне состоятельным, действенным приемом получения знаний, приемом, наводящим исследователя на догадки, предвосхищающие открытия, приемом объяснения и конкретизации знания. Аналогия так же, как и другие формы умозаключения – индукция и дедукция, неразрывно входит в единый мыслительный процесс. Поэтому преувеличение ее роли недопустимо так же, как и игнорирование этого метода познания.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!