Понятие и сущность государственного управления, его функции

24 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

УПРАВЛЕНИЕ - категория универсальная,  употребляемая в различных смыслах: в техническом, биологическом, социальном. Управление в техническом смысле определяет управление различными процессами,  например,  технологическими процессами или  управление какой-либо техникой. Управление в биологическом смысле определяет управление процессами животного и растительного мира.  Управление в социальном смысле определяет управление социальными процессами общества или же процессами  общественного  развития.  Из указанного  можно  выделить то главное,  что цементирует понятие управление. Оно состоит в понимании управления как определенного целенаправленного воздействия. Цель такого управляющего воздействия состоит в упорядочении соответствующей (управляемой) системы, т.е. обеспечение ее функционирования в должном порядке.

Управление в самом широком смысле означает целенаправленное организующее воздействие человека на определенную систему (объект) с целью придать ей заданное состояние или получить  определенный результат.

Общественные науки, в том числе правовые,  изучают один из видов управления - социальное управление.  Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями,  равно как и с функциями общего характера. Отсюда вытекает потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, которая находит свое проявление в осуществлении социального управления.  Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках,  предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни.

В связи с тем, что субъектами и объектами социальной  деятельности являются сами люди,  их объединения, социальные группы и даже целые классы,  то в социальном управлении принято  различать три обязательных элемента:

  1.  ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - поведение людей, их действия, т.е. то, кем управляют.
  2.  СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  - сами люди, т.к. управление осуществляется людьми и в отношении людей, т.е. те, кто управляют.
  3.  ПРЯМАЯ и ОБРАТНАЯ СВЯЗИ  между субъектами и объектом управления, содержанием которой является организующее воздействие со стороны субъекта на поведение людей - участников управленческих общественных отношений.

Социальное управление в обществе проявляется в двух видах:

- государственном управлении (осуществляется политической организацией правящего класса, т.е. государством);

- негосударственном (общественном)  управлении  (осуществляется негосударственными организациями, общественными объединениями, профессиональными союзами и т.д.).

Государственное и негосударственное (общественное) управления в обществе находятся в постоянном взаимодействии,  движении, конкурируя и дополняя друг друга,  образуя единую целостную систему социального управления.

Но в данной системе, пока существует государственное  устройство   современного  общества,  приоритетное  значение  имеет все-таки государственное управление.

Государственное управление проявляется в следующем:

а) при непосредственном его осуществлении реализуются интересы государства;

б) объектом его воздействия является все организованное общество в целом;

в) функции управления реализуются социальными  субъектами, формируемыми по воле государства;

г) такие субъекты управления действуют от имени  государства;

д) для реализации своих полномочий они наделяются государственной волей (властью).

Следовательно, государственное управление по своей сути является разновидностью  государственной  деятельности (судебной, прокурорской,  законодательной).  В связи с тем,  что реализация функций  государства  осуществляется всей системой органов государства,  такая государственная деятельность характеризуется как управление.

Таким образом, в  административно-правовом аспекте,  ГОСУ-ДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - это исполнительная и  распорядительная, юридически-властная деятельность  подзаконных  и  подконтрольных власти органов  государственного  управления,  направленная   на практическое и непосредственное осуществление руководства экономическим, социально-культурным  и   административно-политическим строительством.

Среди характерных признаков государственного управления могут быть выделены следующие:

- ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ и РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ  характер управленческой деятельности:  исполнительный  по отношению к органам власти, образовавших органы управления для исполнения  своих  решений,  и распорядительный .  по  отношению ко всем другим органам государства, поскольку без соответствующих полномочий невозможно обеспечить эффективное руководство отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также осуществить контроль за поведением принятых решений в жизнь.

-  ЮРИДИЧЕСКИ - ВЛАСТНЫЙ  характер управления заключается  в том, что  оно реализуется от имени государства и наделяется последним необходимыми властными полномочиями,  предполагает подчинение объекта управления субъекту управления.

-  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  характер управления состоит в том, что с его помощью достигается координация совместной деятельности множества людей,  трудовых коллективов,  обеспечивается  выполнение поставленных целей посредством организации аппарата управления и каждого его звена.

- ПОВСЕДНЕВНЫЙ и НЕПРЕРЫВНЫЙ характер управления обусловлен самим содержанием исполнительной деятельности государства, исключающего эпизодичность,  разорванность  процессов в системе управления, связанных между собой  определенными  организационными отношениями в процессе совместного функционирования.

- ПОДЗАКОННОСТЬ и ПОДКОНТРОЛЬНОСТЬ  государственного управления  находит  свое выражение в том,  что с одной стороны,  все правовые акты,  издаваемые органами  управления  всех  ступеней, должны  быть строго основаны на требованиях закона и не противоречить закону,  а с другой стороны, все структуры управления образуются органами власти для проведения в жизнь своих решений и, следовательно, подконтрольны и подотчетны в своих действиях последним.

Органы государственного управления  осуществляют  исполнительно-распорядительную деятельность,  содержанием которой является непосредственная, повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства.  Каждая функция характеризуется обособленностью  и  однородностью,  направленностью действия. В связи с этим функции государственного управления подразделяются на  общие, обеспечивающие, специальные.

ОБЩИМИ  функциями управления являются:

- сбор, обработка (анализ), хранение информации;

- прогнозирование - научное представление изменений в развитии  каких-либо  явлений  или  процессов на основе объективных данных и достижений науки;

- планирование - определение направлений,  целей управленческой деятельности, способов, средств достижений этих целей;

- организация - формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектами и объектом управления, определение прав и обязанностей,  структуры органов, подбор и расстановка кадров и т.д.;

- распорядительство -  установление режима деятельности по достижению управления,  регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и т.д.;

- координация, взаимодействие -  действия,  осуществляемые для достижения общих целей управления;

- контроль и учет - состоит в том, чтобы установить  соответствует или не соответствует фактическое состояние объекта управления заданному состоянию.

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ  функциями управления являются:

- кадровая;

- материально-технического обеспечения;

- финансирования;

- и другие вспомогательные функции.

Определенные субъекты государственного управления воздействуют на конкретные объекты особым образом,  функции их приобретают специальные черты.  Так,  к  СПЕЦИАЛЬНЫМ  функциям относятся: специализированный контроль  государственной  автомобильной инспекции, надзор  санитарно-эпидемиологического  комитета,  надзор Федеральной службы  за  ядерной  и  радиационной безопасностью и другие.

Особенности объектов и субъектов, их взаимоотношений, серьезно влияют на управленческие функции, видоизменяют их, наполняют конкретным содержанием, обусловливают многообразие форм осуществления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!