Понятие и сущность форм государственного управления. Виды и классификация

22 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Под формой государственного управления понимается внешнее выражение действия исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающие определенные последствия.

Виды административно-правовых форм:

правовые;

неправовые.

Для правовых форм характерно то, что они всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия (издание акта о назначении лица на государственную должность; составление протокола об административном правонарушение).

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут (проведение семинаров, совещаний, инструктивных сборов).

Форма может быть названа правовой только в том случае, если в действиях, совершаемых субъектом исполнительной власти отчетливо проявляется характерная для государственного управления юридическая волеизъявление данного субъекта.

Действия повседневно осуществляющих исполнительными органами (должностными лицами) в различных вариантах и связанные с процессом непосредственной реализации исполнительной власти, но сами по себе элементами такого процесса не являются, однозначно относятся к неправовым формам (организационные, аналитические, обеспечительные и т.д.)

Исполнительная власть с учетом ее особенностей  реализуется только ее субъектами, а не аппаратами, подразделениями совещательного, подготовительного или иного вспомогательного типа и  только в правовых формах.

Все формы государственного управления связаны с реализацией правоустановительной, правоприменительной и правоохранительной функций исполнительной власти.

Классификация форм государственного управления (исполнительной власти):

а) издание правовых актов управления

б) совершение действий юридического характера;

в)осуществление организационных действий;

г) выполнение материально-технических операций

По целенаправленности (внутреннюю форму, которая может быть использована для решения внутриорганизационных вопросов органа управления;  внешнюю - в целях выполнения задач и функций органа исполнительной власти).

По характеру действий бывают:

организационные (проведение организационных мероприятий, инструктирование, обучение, материально-техническое обеспечение, делопроизводство, составление справок);

правовые (правотворческая, правоприменительная деятельность органа государственного управления, а также иные юридически значимые действия).

Таким образом,  реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме.

Акты государственного управления.

Правовые акты управления, то есть акты исполнительных органов и должностных лиц являются основной юридической административно-правовой формой реализации задач и функций органов исполнительной власти.

Правовые акты исполнительной власти -  вид подзаконных, официальных юридических актов:

принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности;

оформленных в соответствии с нормами права;

содержащих односторонние властные волеизъявления;

влекущих юридические последствия.

Акт управления есть юридический вариант управленческого решения, то есть речь идет о форме управленческой деятельности, соответственно издание актов управления прерогатива полномочных субъектов исполнительной власти, закрепленная в их компетенции.

По своему содержанию акты управления есть юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти.

Акт управления является односторонним.

Акт управления подзаконен, в силу чего издается на основании и во исполнение закона. По своему юридическому содержанию он может определять правила должного поведения в сфере государственного управления, то есть быть нормативным, а также вызвать  определенные юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений. Издается согласно установленной процедуры.

Таким образом, акт управления  - основанное на законе одностороннее, юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленно на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

Виды правовых актов управления:

нормативные;

индивидуальные.

Нормативные акты управления являются наиболее емким выражением процесса реализации исполнительной власти, поскольку именно в них находит свое выражение подзаконное административное нормотворчество. Поэтому их справедливо характеризуют в качестве правоустановительных актов.

Нормативные акты исполнительных органов (должностных лиц) издаются ими в случаях и пределах, определяющих их компетенций.

Роль исполнительных актов заключается в том, что с их помощью реализуется административно-правовой механизм регулирования.

Индивидуальные акты управления носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер, являясь по своей юридической сути распорядительными актами. Это означает, что в них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти.

Классификация актов управления:

По назначению в МПР:

общерегулятивные;

общезначимые;

частного значения.

В зависимости от субъектов, принявших их, делятся на:

акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, постановления и др. акты центральных органов РФ, акты территориальных органов, постановления и другие акты мэров, губернаторов, акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, приказы и др. акты руководителей местных органов);

акты субъектов власти, не находящихся в системе аппарата исполнительной власти (постановления судей по делам об административных правонарушениях; приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющих внутриаппаратное значение, акты Центрального банка РФ);

акты общественных организаций, которым делегированы государственно-властные полномочия.

По форме выражения различают акты:

письменные (являются разновидностью служебных документов);

устные (используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общей безопасности);

конклюдентные - отраженные в знаках, световых и звуковых сигналах).

По сроку действия:

неограниченного срока действия;

срочные;

временные.

По органам, издающим акты:

указы;

постановления;

распоряжения;

решения;

инструкции, приказы.

По территории действия:

в масштабе РФ;

в масштабе субъекта Федерации;

в масштабе административно-территориальной единицы.

По характеру компетенции:

общие;

межотраслевые;

отраслевые.

По юридическому содержанию акты исполнительской власти делятся на:

нормативные акты, устанавливающие, изменяющие, отменяющие юридические нормы. К ним относятся акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские), межведомственные акты и внутриведомственные (в том числе локальные);

индивидуальные акты - решения субъектов администраций власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам;

общие акты, содержащие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, призыве на службу и т.д.), либо общие требования (повысить, усилить и пр.);

смешанные (акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения, либо даже и общие требования).

По функциональной роли акты исполнительной власти бывают:

плановые;

методические;

кадровые;

финансовые;

учетные.

В зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу:

немедленно, с даты подписания, принятия;

с даты, указанной в акте;

с даты, указанной в другом акте;

после государственной регистрации и официального опубликования.

По степени сложности различают:

простые;

сложные;

уникальные.

В зависимости от объема полномочий субъекта власти делятся на:

дискреционные ( принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица);

акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;

акты, принимаемые при отсутствии выбора.

В зависимости от порядка принятия административные акты подразделяются на:

коллегиальные (принимаемые большинством от общего числа коллегиального органа):

единоличные.

Требования, предъявляемые к актам управления

Первое требование, предъявляемое к акту, - целесообразность, полезность с точки зрения государственных интересов. В основе акта должно лежать общественное благо, он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят, предусматривать механизм его претворения в жизнь. С целью достижения целесообразности акта должны учитываться: права человека; уровень создания и культуры масс, плюрализм мнений, интересов; возможность решения проблем; ранее принятые акты.

Законность - второе требование, предъявляемое к актам исполнительной власти, под которым подразумевается:

правовой акт не должен противоречить Конституции РФ, а также действующему законодательству;

основываться на конституционном и договорном разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации;

правовой акт должен издаваться только полномочным органом исполнительной власти или должностным лицом, в пределах, закрепленной за ним компетенции;

быть юридически обоснованным, т.е. четко выражать основания и цели издания, а также юридические последствия, вызываемые его изданием;

правовые акты не должны ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных формирований;

правовой акт должен издаваться с соблюдением установленной для него формы и процедуры подготовки, принятия и издания.

Акты, не соответствующие требованиям законности, подразделяются на ничтожные и оспоримые.

Акты признаются ничтожными, если:

на то есть прямое указание закона;

грубо нарушена подведомственность административных дел;

нет законного основания (заявления представления и т.д.) для принятия акта;

нарушен срок давности;

акт предписывает совершение преступления и т.д.

Оспоримые акты подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке.

К актам исполнительной власти предъявляются организационно-технические требования, сущность которых заключается в следующем:

язык акта должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для тех, к кому он обращен;

акт должен быть оформлен грамматически правильно (любые ошибки могут исказить его смысл);

акт должен быть своевременно доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов;

оформленный надлежащим образом акт должен быть передан на хранение.

Действие правового акта управления.

Правовой акт выполняет свою служебную роль когда он действует, то есть вызывает те юридические последствия, ради которых он издается  полномочными исполнительными органами или должностными лицами.

Важнейшим условием действенности акта в указанном смысле является обладание им определенным правовым свойством, а именно юридической силой. Это означает, что данный акт способен выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти, т.е. полностью соответствовать её задачам и функциям. Следовательно, правовой акт действует до истечения установленного срока его жизни, либо до его официального изменения или отмены, поэтому как правило правовой акт приобретает юридическую силу с момента его издания или опубликования, если не оговорен иной порядок приведения его в действие.

Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 года №763, которым установлено, что официальному обязательному опубликованию подлежат акты Президента и Правительства РФ, кроме актов или отдельных положений, содержащих государственную тайну.

Акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и СЗ РФ в течении десяти дней после их подписания.

Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или в СЗ РФ.

Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим  центром правовой информации «Система».

Акты Президента РФ и акты Правительства РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента РФ осуществляет Главное государственно-правовое управление Президента РФ, актов Правительства РФ - Аппарат Правительства РФ.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают со дня их подписания.

В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по собственной инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции.

Нормативно-правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Они не могут быть в виде писем и телеграмм.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат опубликованию в газете «Российское вести» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Нормативно-правовые акты федеральных исполнительных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным  лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Нормативные и правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Подготовленный нормативно-правовой акт федеральных органов исполнительной власти должен иметь следующие реквизиты:

наименование органа, издавшего данный правовой акт;

наименование акта и его название;

дата утверждения и его номер;

наименование должности, Ф.И.О. подписавшего данный акт и др.

Регистрации подлежат все нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан РФ или имеющие межведомственный характер, кроме содержащих государственную или конфиденциальную тайну.

Регистрация Министерством юстиции РФ правовых актов включает в себя следующие операции:

  1. Принятие решения о необходимости государственной регистрации.
  2. Присвоение регистрационного номера.
  1. Занесение в государственный реестр нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

К нормативно-правовому акту после его утверждения прилагаются:

основания его издания;

сведения об остальных актах по этому вопросу и сроки приведения их в соответствие с принятым нормативно-правовым актом;

виды согласования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти;

виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативно-правового акта в Минюсте РФ осуществляется в течение 15 дней, срок может быть продлен не более чем на 10 дней. В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативно-правового акта с присвоенным номером регистрации направляется Министерством Юстиции РФ в федеральный орган исполнительной власти его приславший, а копия данного нормативно-правового акта передается в издательство юридическая литература для опубликования в течение 10 дней, если не указан другой срок вступления в законную силу.

Таким образом законная сила нормативно-правового акта определяется двумя формальными моментами:

  1. Подписание.
  2. Официальное опубликование.

К данной проблеме имеет прямое отношение следующее установление Конституции РФ правило, во-первых, в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом исполнительного органа субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения РФ или совместного ведения Федерации и её субъектов действует правовой акт, принятый на уровне субъекта Федерации (п.6. стт.76). В иных случаях при наличии противоречий действует федеральный закон или нормативно-правовой акт федерального органа исполнительной власти. Во-вторых, правовой акт нормативного характера, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан не может применяться, если он не был опубликован официально для всеобщего сведения (ч.3 ст.15).

Действие нормативного акта управления находится в прямой зависимости от соблюдения установленных требований к их юридическому содержанию и порядку издания.

Отмена нормативно-правового акта управления означает, что он перестает порождать те юридические последствия, ради достижения которых он был издан. Налицо юридическая недействительность выраженного в нем юридически властного волеизъявления соответствующего субъекта исполнительной власти.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!