Понятие и сущность философии

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Жизнь человека характеризуется производством и накоплением знаний, которые нужны для решения возникающих в его жизни проблем. Знания бывают обыденными, религиозными, научными, художественными, техническими и философскими. Производством философских знаний занимаются философы.

Согласно легенде, первым назвал себя этим именем древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.) – математик, искусствовед, неоднократный чемпион Олимпийских игр по борьбе. Когда его спрашивали «Ты кто, Пифагор?», он отвечал: «Философ». Это слово было неизвестно древним грекам, поэтому ему приходилось объяснять, что философ – это человек, стремящийся к мудрости[1]. Людей он делил на три категории в зависимости от их стремлений, и приводил в качестве примера тех, кто приходит на Олимпийские игры: 1) спортсмены, стремящиеся к победе; в обычной жизни им соответствуют те, кто стремится к славе; 2) торговцы, желающие заработать на продаже своих товаров; в жизни им соответствуют люди, стремящиеся к богатству; 3) зрители, желающие увидеть состязания людей, их силу и мастерство. Это и есть философы, говорил Пифагор. Им интересен сам человек, его стремления и возможности, мир, в котором он живет.

Но четкого определения предмета философии Пифагор не дал. Это сделал другой грек – Аристотель (IV в. до н. э.). Он считал философию «царицей наук», занимающейся поиском первопричин. Поэтому философию Аристотеля после его смерти стали называть «метафизикой» – наукой, следующей за физикой, описывающей принципы, на которых основана физика. Такое понимание философии как метанауки сохранилось и поныне, когда пытаются выяснить ее место в системе наук.

Обобщая философию античности, Плотин (III в.) впервые выдвинул ценностное (аксиологическое) определение философии, называя ее учением о самом значимом для человека. Продолжая эту традицию, в XX в. немецкие философы В. Виндельбанд и Г. Риккерт назвали философию наукой об общезначимых ценностях.

С таким пониманием философии во многом совпадает ее определение как теоретически оформленного мировоззрения, поскольку философия является видом мировоззренческого знания.

Таким образом, делом философии является уяснение основ человеческого существования, поиск универсальных ценностей нашего бытия. По-разному представляя себе эти основы и ценности, все философы, однако, считают своей задачей уяснение их природы. Решая такую задачу, философия выступает синтезом всей духовной культуры, трансформируя ее содержание в знания об основных ценностях бытия человека. Поэтому философию можно определить как совокупность учений об общезначимых, универсальных ценностях человеческого существования. Поскольку круг этих ценностей определяется конкретными людьми, то единства мнений по их поводу нет. Одни считают такими ценностями обобщенные научные знания о мире, другие – постижение сущности человека, третьи – познание Бога и путей к нему.

Немецкий философ И. Кант считал, что делом философии является поиск ответов на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Проблемы, возникающие при решении указанных вопросов, многосторонни: это и мера доверия мышлению и органам чувств, и выявление природы нормативного знания, и вопрос о смысле жизни. Ф. Энгельс считал основным вопросом философии решение проблемы определяющего начала в мире, полагая, что число этих начал можно свести к двум: материи и духу. Основная тема философских размышлений французского философа А. Камю – ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования.

Такие различия в определении круга исследуемых философией проблем и способов их решения породили сотни философских учений. Только в современной культуре можно выделить следующие философские течения: марксистская философия и неомарксизм, философская герменевтика, неопозитивизм и постпозитивизм, постмодернизм, структурализм, экзистенциализм, прагматизм, философская антропология, персонализм, религиозная философия и др.

Большинство философских учений представляют собой определенную систему взглядов, но философия, взятая в целом как часть духовной культуры человечества, не является системой или стройным целостным учением. Это связано с тем, что она есть совокупность различных, в том числе и противоречивых, учений. Как нет математики вообще, а есть арифметика, геометрия, алгебра и т. д., так нет и философии вообще, а есть герменевтика, феноменология, философия жизни и т. д. Но, несмотря на различные формулировки вопросов в разных философских учениях, предметом каждого из них, в конечном счете, является постижение природы нашего существования, тех вещей, которые наиболее значимы для нашего бытия.

Характер философских взглядов человека в силу их значимости для него сильно влияет на круг задач, которые он ставит перед собой и пытается решить. История философии и науки показывает, что изменение философских ориентаций человека в корне меняет его понимание тех или иных положений науки, морали, политики, искусства. К примеру, представители философии лингвистического анализа многие мировоззренческие проблемы рассматривают как языковые и предлагают решать их через анализ применяемых в них терминов. Философы-экзистенциалисты считают, что все мировоззренческие вопросы должны решаться через призму переживания человеком конечности своего бытия, сопряженности этого бытия с бытием других людей и окружающих человека вещей. Такая философская установка окрашивает в тона чувственности, эмоционального напряжения все компоненты мировоззрения, глубоко пронизывая их идеей уникальности жизни каждого индивида. Своеобразную окраску политическим, эстетическим, нравственным проблемам, решаемым человеком, придают идеи религиозной философии.

Почему же философий так много? Дело в том, что мы отличаемся друг от друга не только цветом глаз, ростом, весом, но и условиями своего бытия. На жизнь каждого из нас влияют и доходы семьи, и качество жилья, состояние здоровья, возраст, профессия, круг друзей, книги, которые мы читаем, фильмы, которые мы смотрим. И еще многое другое. Некоторые из этих факторов случайны и преходящи, другие же могут влиять на нас очень долго и сильно, как, например хроническая болезнь или бедность. Последняя группа факторов и формирует то, что философы и социологи называют образом жизни человека. У каждого человека свой образ жизни, обусловленный экономическими, политическими, физиологическими, демографическими и другими условиями его существования. У части людей эти условия очень похожи, и под их влиянием у них складывается тождественный образ жизни. Люди, ведущие тождественный образ жизни, чтят одни те же ценности, придерживаются одинаковых политических взглядов. Иногда такое единство проявляется даже во внешнем виде, как, например, у рокеров или членов некоторых религиозных сект. Философские взгляды таких групп людей также в основном совпадают: одинаковые условия жизни ставят перед ними одинаковые мировоззренческие вопросы. Решая их в тождественных условиях и тождественными средствами, они получают тождественные результаты. И критиковать философские взгляды других людей равноценно критике их пола, возраста или профессии.

[1] Термин «философия» с греческого переводится как «любовь к мудрости».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!