Понятие и признаки права. Право и закон

7 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Право всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требует разных изменений и неодинаковой трансформации, в зависимости от условий места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права. Знакомство с разными подходами к праву обнаруживает много ценного в каждом из них. В связи с этим возникает желание объединить в единое понятие все признаки, более всего отвечающие интересам правоприменительной практики.

Для практика (судьи, прокурора, работника милиции, юрисконсульта) не столь важно, где содержатся нормы права, которыми он должен руководствоваться, – главное, чтобы решение выражало ту меру свободы и справедливости, которая фактически защищена в этом обществе. Через споры о том, что есть право, решаются многие практические Вопросы основания и источники права, пределы правового воздействия, эффективность права, разрешение противоречий права.

Праву присущи общие и особенные признаки.

Общие признаки права, характеризующие его сущность и содержание, следующие:

1) право есть формальное равенство. Эта мысль высказывается философами и юристами с древнейших времен. Формальное (правовое) равенство есть важнейший показатель зрелости всей системы общественных отношений. Право есть мера свободы, определенная законом посредством формального равенства субъектов в общественных отношениях;

2) право выражает идеи справедливости и свободы. Они составляют первооснову его социальной природы и ценности. Справедливость и свобода отражают сущностные свойства права. Справедливость является важнейшим принципом права. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. Право – это внешняя свобода человека, определяемая законом. В указанном признаке право отражает: во-первых, меру полноты, доступности, реальности прав и свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; во-вторых, меру допустимых ограничений свобод человека. Основа свободы заключается в субъективном праве. Объективное же право служит ему условием и гарантией осуществления;

3) право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность;

4) право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях воздействуют на его сознание и психику. Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения (физического или психического) и касается оно только поведения. Обладая обязательностью, право способно активно влиять на человека и тем самым закреплять необходимый порядок в обществе;

5) праву присуща специфическая форма выражения – законодательство. Идеи справедливости и свободы существуют в разнообразной форме – в виде правосознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений. Значительная их часть облекается в законодательную форму и становится положительным (позитивным) правом. Иная его часть существует в других формах. Именно поэтому право по объему шире законодательства и соотносится с ним как содержание и форма.

Ученые к специальным  признакам права традиционно относят – государственно-волевой характер, формальную определенность, нормативность, системность, общеобязательность, обеспеченность возможностью государственного принуждения и др.

Кратко остановимся на характеристике специальных признаков права:

1) государственно-волевой характер права, который раскрывает механизм и процедуры возведения воли в закон определенными корпоративными объединениями, обществами, классами; взаимодействие естественного и позитивного права, в котором отражается направленность правовой политики государственных органов, их мировоззренческая ориентация на ценности человеческого общежития. Государственная воля, как правило, оформляется через издание общеобязательных нормативных предписаний;

2) формальная определенность права (выражение норм в законах, иных признаваемых государством источниках).Этот признак свидетельствует о том, что юридические нормы не просто какие-то мысли, идеи и т.д., а строгая внешняя (т. е. объективированная) реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц. Да и сами нормы в связи с этим приобретают свойство формальной определенности, что означает их способность достаточно точно, в деталях, в частностях фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия поступков, подробно расписывать возможные или требуемые варианты поведения, последствия несоблюдения законных требований и т. д.;

3) системность права. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах. Право представляет собой сложное системное образование. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования;

4) нормативность представляет собой систему правовых норм, которая характеризуется установлением масштаба, меры поведения, определяет границы дозволенного, запрещенного, предписанного. Нормативность как система норм есть право в объективном смысле;

5) общеобязательность права означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность как признак права распространяется не только на «рядовых» граждан, должностных лиц, различные негосударственные организации, но и на само государство. Правовое государство непременно самоограничивает, «связывает» само себя и все свои органы требованием общеобязательности норм права, организует свою деятельность строго в рамках закона;

6) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т. д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях: во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права, и во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию.

Таким образом, общие и специфические признаки права позволяют сформулировать следующее определение права:

Право – это система общеобязательных, формально определенных, устанавливаемых и охраняемых государством норм, выражающих идеи свободы, ответственности и справедливости, а также волю народа, класса или корпоративные интересы и являющихся социальным регулятором общественных отношений.

Право и закон. Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с тех пор, как появилось право. Актуальность этой проблемы сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но периодически, особенно в переходные периоды общественного развития, значительно обостряется. Причина заключается в том, что эта, на первый взгляд, сугубо академическая проблема имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение.

Суть проблемы соотношения права и закона сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и необходимо считать «правовыми законами». В этом случае право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают  правовым критериям, с правом не совпадают, и поэтому являются «неправовыми законами».

При разрешении данной проблемы сталкиваются два различных подхода. Один из них ориентирован на то, что государство является единственным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы, – это и есть право.

Другой же подход основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону»       (В. С. Нерсесянц). В этом случае государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества. Государство – исключительный творец и источник законов, но отнюдь не права. Государство монополизирует законотворческую, но вовсе не правотворческую деятельность.

Каков же критерий «правовых законов»? Что делает одни законы правовыми, а другие – неправовыми? На эти вопросы удовлетворительного ответа пока не найдено. В настоящее же время, во-первых, можно лишь констатировать факт нерешенности проблемы соотношения права и закона. Во-вторых, необходимо иметь в виду, что в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов доминирующими являются идеи единства и неделимости права и закона, т. е. между правом и законом не проводится никакого различия.

В то же время в рамках теории государства и права предпринимаются значительные усилия для отграничения права от «неправового закона».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!