Понятие и основные задачи административно-юрисдикционной деятельности полиции

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Институт административной ответственности традиционно включает в себя отношения и нормы как материального, так и процессуального характера. Поэтому при изучении производства по делам об административных правонарушениях большое внимание уделяется изучению порядка и сроков производства по делам об административных правонарушениях, процессуальному статусу участников производства об административных правонарушениях, характеристике судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Анализ действующего законодательства показывает, что правоохранительные органы и органы отраслевой компетенции занимают ведущие позиции по объему административно-юрисдикционных полномочий. Это обусловлено прежде всего особым характером выполняемых задач, основной объем которых связан с исполнительно-распорядительной, государственно-властной деятельностью. Понятие административной юрисдикции должно отталкиваться от понятийного вектора и необходимости понимания сущности самого термина «юрисдикция».Таким образом, рассмотрение этой деятельности непосредственно связано с этимологическим аспектом понятия «юрисдикция».

Административная юрисдикция (лат. jus – право, dico – говорю) по мнению большинства исследователей:

а) является элементом административного процесса. Последний включает в себя как юрисдикционные производства, так и административные производства, не связанные с привлечением лица к ответственности по административному праву (например, по выдаче лицензий, оформлению виз и регистраций, применению поощрений и т. д.);

б) всегда связана с наличием правового спора между сторонами административного правоотношения;

в) осуществляется многочисленными субъектами: органами исполнительной власти, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, иными органами и должностными лицами;

г) имеет правовой характер, то есть всесторонне регламентируется нормами права;

д) направлена на принятие правоприменительного решения на основе правовой оценки действий сторон возникшего спора.

Однако в остальном при определении понятия административно-юрисдикционной деятельности единства в теории административного права нет.

Административная юрисдикция определяется как: а) круг полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций; б) правоприменительная деятельность соответствующей направленности; в) подведомственность, компетенция по осуществлению и само осуществление соответствующей правоприменительной деятельности; и т. д.

Много вопросов вызывает термин «спор», с наличием которого связана сама возможность административной юрисдикции. Так, в одних случаях речь идет только о производстве по делам об административных правонарушениях. По утверждению иных авторов административная юрисдикция органов внутренних дел включает в себя 1) рассмотрение дел об административных правонарушениях и 2) разрешение жалоб граждан на действия подчиненных органов (подразделений и сотрудников). По мнению третьих, в содержание административно-юрисдикционной деятельности помимо производства по делам об административных правонарушениях и по жалобам следует относить согласительное производство. Высказывается суждение о том, что в сферу административной юрисдикции следует включать 1) производство по делам об административных правонарушениях, 2) производство по жалобам, 3) согласительное производство и 4) дисциплинарное производство по административному праву. Можно предположить, что, поскольку любое привлечение лица к ответственности по административному праву носит характер юрисдикционной деятельности, данный перечень может быть дополнен производством по привлечению лиц к материальной ответственности по административному праву (материальное возмещение причиненного ущерба), организационной ответственности по административному праву (например, лишение лицензии), применению КДН мер воспитательного характера к несовершеннолетним, совершившим административные проступки (например, объявление строгого выговора).

Наконец, нет ясности в том, какую часть производства следует считать собственно юрисдикцией: производство, включающее подготовку материалов дела к рассмотрению, его рассмотрение и последующие действия, либо только стадию рассмотрения материалов дела по существу.

Подобное многообразие позиций связано с незавершенностью процесса формирования понятийного аппарата. В современных условиях все указанные точки зрения имеют право на существование.

Под административно-юрисдикционной деятельностью следует понимать деятельность органов внутренних дел по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров и дел об административных правонарушениях.

Основным нормативным актом, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Именно данный документ определяет основы производства: задачи, принципы, порядок и т. д.

Помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях важное значение в нормативном регулировании производства имеют и иные нормативно-правовые акты, например:

1. Конституция Российской Федерации (например, ст. 51 – «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом»).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» (например, обязанность полиции осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях (п. 7 ст. 10), право полиции вызывать граждан, получать объяснения, справки, документы и т. д.).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3–ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.

Важное значение имеют и подзаконные нормативные акты: постановления Правительства Российской Федерации, которыми, в частности определяются: порядок осуществления эвакуации транспортного средства (см.: ст. 27.13 КоАП РФ); возмещения расходов потерпевшему, свидетелю, эксперту, переводчику (см.: ст. 25.14 КоАП РФ); условия и порядок содержания задержанных лиц (см.: ст. 27.6 КоАП РФ) и т. д.; ведомственные приказы (например, Приказ МВД России от 05 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию», Приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. № 200 ДСП «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации», Методические рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения // Письмо МВД РФ от 19 июня 2002 г. № 1/3582 и др.).

Согласно ст. 1.3 КоАП РФ установление порядка производства по делам об административных правонарушениях находится в компетенции Российской Федерации. Однако само производство не ограничивается лишь его порядком. Так законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях регламентируют последнее, определяя права органов и должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях и привлечению лиц к административной ответственности по законодательству соответствующего субъекта.

Из всех субъектов административной юрисдикции органы внутренних дел являются самыми полифункциональными. Причастность ОВД к сфере административной юрисдикции носит всесторонний характер, так как связана практически со всеми этапами борьбы с административными правонарушениями: от предупреждения административных проступков, до исполнения постановлений о наложении административных наказаний.

Осуществление по подведомственности производства по делам об административных правонарушениях является одной из важнейших обязанностей полиции (п. 7 ст. 10 ФЗ «О полиции») и органов внутренних дел в целом. При этом важно отметить, что законодательство не возлагает на ОВД задачи осуществлять раскрытие всех административных правонарушений, так как в современных условиях это невозможно.

В структуре ОВД нет подразделений, обладающих исключительной компетенцией по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. В последнем принимают участие сотрудники самых разнообразных служб и подразделений. При этом субъектами производства выступают не сами органы (службы, подразделения), а их должностные лица.

Вместе с тем, административно-юрисдикционная деятельность ОВД характеризуется наличием внутриведомственной специализации. В частности, например, материалы в отношении несовершеннолетних, как правило, готовятся сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних; в сфере предпринимательства – сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, участковыми уполномоченными полиции, оперуполномоченными подразделений по борьбе с экономическими преступлениями; за нарушения паспортно-регистрационных правил – сотрудниками Федеральной миграционной службы, участковыми уполномоченными полиции; и т. д. Кроме этого в органах внутренних дел предусмотрено создание отделов (отделений, групп) по исполнению административного законодательства, а в дежурной части ОВД - должности дежурного по разбору с доставленными и задержанными.

Контроль за деятельностью полиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако при этом органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

Целью производства по делам об административных правонарушениях является полная, качественная и своевременная реализация материальных норм об административной ответственности.

На полицию при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности возлагаются следующие задачи: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов; укрепление законности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!