Понятие и основные свойства восприятия

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих обра­зов называется восприятием (иногда употребляется также термин «перцепция», «перцептивный процесс»).

Современные взгляды на процесс восприятия имеют своими истоками две противоположные теории. Одна из них известна как теория гещтальта (образа). Привержен­цы этой концепции считали, что нервная система животных и человек воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предме­та воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказыва­ли, что реальносуществуют только элементарные (одномо­дальные) сенсорные функции, и приписывали способность к синтезу только головному мозгу. Современная наука пы­тается примирить эти две крайние теории. Предполагает­ся, что восприятие изначально носит достаточно комплекс­ный характер, но «целостность образа» все же является продуктом синтезирующей деятельности коры мозга. В принципе можно говорить о постепенном сближении этих подходов.

К основным качествам восприятия относят следующие:

1) Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания пси­хической деятельности человека. Эта особенность называется аперцеппией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Котята, вырос­шие в клетке, где были только вертикальные линии, позднее оказались неспособными узнавать горизонтальные. Так же и люди, обитающие в круглых жилищах (алеуты), с трудом ори­ентируются в наших домах с обилием вертикальных и горизонтальных прямых линий. Фактор апперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явле­ний различными людьми или одними тем же человеком в раз­ных условиях и в разное время.

2) Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. За сло­жившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и на ярком свету и в тени. Но если бы мы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью.

3) Человек воспринимает мир не в виде набора несвя­занных друг с другом ощущений или состояний своих орга­нов, а в форме отдельных предметов, независимо от него су­ществующих, противостоящих ему, то есть восприятие но­сит предметный характер.

4) Восприятие как бы «достраивает» образы воспри­нимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необ­ходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5) Восприятие не сводится только к образованию но­вых образов, человек способен осознавать процессы «свое­го» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности.

Нарушение восприятия При резком физическом или эмоциональном переутомле­нии иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ос­лепляет, окраска окружающих предметов делается нео­бычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гиперестезией. Противоположное ей состояние - гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним сти­мулам и связано с умственным переутомлением. Окружаю­щее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки до­носятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, воз­никшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т. п.). Галлюцинации являют­ся, как правило, следствием того, что восприятие оказывает­ся насыщенным не внешними действительными впечатле­ниями, а внутренними образами.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обя­зательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринима­емого ошибочно, - главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и перейдолические.

Аффективные (аффект - кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обуслов­лены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может по­казаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном вос­приятии содержания реально происходящих разговоров ок­ружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то его неблаговидные поступки, издева­тельства, скрытые угрозы по его адресу.

Очень интересны и показательны перейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психиче­ской деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные свето­тени, воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, кра­сочные панорамы.

Восприятие играет большую роль в учебной деятельности ребенка, от степени его развития во многом зависит успех ребенка в школе и ДОУ. Так, дети 3 - 4 лет не узнают в танцующем на новогоднем празднике волке свою воспитатель­ницу, хотя лицо ее открыто и она улыбается детям, называя их по именам... но вот шкура... уши... хвост, что-то чужое, необыч­ное. Такая смутность и глобальность составляют отличительную особенность детского восприятия и проявляются даже у 7 - 9-лет­них детей при восприятии ими сложных или малознакомых пред­метов. Так, например, первоклассники включают в образ своей учительницы не только ее лицо, цвет волос, прическу, глаза, но и платье, в котором она приходит в класс, ее туфли и портфель. Они еще не умеют отделить в воспринимаемом предмете главное и существенное от деталей и подробностей. Образ предмета «раз­мыт», неясен и слитен (недифференцирован).

Эта особенность детского восприятия является причиной многих ошибок, которые допускают школьники при восприятии ими буквенных знаков, очень сходных по внешнему виду предметов или их изображений. Нарисованный на картинке волк часто воспринимается как собака, голые деревья - как признак осени, нарисованный в темных тонах трактор - как паровоз и т. д. Это неумение посмотреть на предмет с познавательной целью особенно отчетливо обнаруживает учитель на уроках рисо­вания и грамоты. Предложив ученикам первых - вторых классов срисовать предмет (например, кувшин с нарисованным узором - цветочка­ми), Е. И. Игнатьев обнаружил, что дети, раз взглянув на натуру и узнав предмет (кувшин), дальше на него не смотрят и скорее описывают его, чем изображают его действительную форму (16, С. 144). К аналогичным выводам пришли и другие авторы (О. И. Галкина, С. Н. Шабалин, В. С. Мухина). На основании подобных наблю­дений среди педагогов и методистов долго держалось мнение о том, что ребенка до 9 - 10-летнего возраста вообще не надо учить рисованию с натуры. Ее восприятие с целью последующего изо­бражения якобы «по природе» своей недоступно детям. Однако слитность (глобальность) детского восприятия отнюдь не харак­теризует познание ребенком любого предмета. Так, подбирая парные карточки, на которых изображены знакомые предметы, дети 3 - 5 лет легко и обычно правильно находят сходные пред­меты по их главным признакам. Они без ошибок подбирают к большой и широкой чашке маленькую, хотя она и по форме и по цвету отлична от образца. К изображению рыжей охотничьей собаки они уверенно подбирают в пару изображение черного пуделя. Но если детям попадается изображение незнакомого, предмета или последний изображен нечетко, они выхватывают из всего изображения какую-либо деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Естественно, что в подобных случаях их восприятие является ошибочным. Так, в изображении незнакомого детям фрезерного станка многие ребята I и II классов выделили колесо, регулирующее состояние и положение резца. На основе выделения этого колеса многие дети сделали неправильный вывод, отнеся все изображение к ав­томобилям. Увидя в иллюстрированном журнале пульт управле­ния (селектор), ребята приняли его за пишущую машинку, по­тому что «тут много кнопок, на которые надо нажимать». Такое осмысливание всего предмета по какой-то одной случайной детали носит название синкретизма. В психологии длительно удержива­лось понимание синкретизма как природной возрастной особен­ности детского восприятия вообще. Однако исследования отечественных психологов показали, что синкретизм есть результат невос­питанного, «доаналитического» восприятия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!