Понятие и назначение механизма (аппарата) государства

7 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Государственный механизм обеспечивает выполнение государством своих функ­ций. Он состоит из различных по названию, значению, компетенции органов, обра­зующих определенную систему, функционирующую на основе единых принци­пов.

Государственный механизм, принципы его организа­ции и деятельности постоянно развивались по мере усложнения общества.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это определяется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.

Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Механизм феодального (средневекового) государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появ­ляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти. По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Создается разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специаль­ные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации. На структуру механизма буржуазных государств оказали влияние процессы демократизации общества. В частности, это нашло отражение в организации органов власти на основе принципа разделения властей (например, в США).

В монархических государствах государственный аппарат относительно несложный, так как вся полнота власти находится, как правило, у мо­нарха. Глава государства решает все вопросы по осуществлению государственных функций, в том числе и входящие в компетенцию иных государственных органов, а также их созда­нию или упразднению. В конституционных государствах государственный ап­парат более сложный, он базируется на совершенно иных принципах органи­зации и деятельности, причем один из основных – разделение властей. Механизм современных государств обладает высокой степенью сложности, подразделяясь на крупные подсистемы. Одну из подсистем составляют высшие органы государства: парламент, глава государства, правительство. В другую подсистему входят органы правопорядка, суд, прокуратура. Сюда же можно включить и аппарат принуждения – силовые структуры (армия, полиция, тюрьмы), осуществляющие в случае необходимости государственное принуждение. Наряду с органами государства в структуру его механизма входят государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения и др.

Посредством государственного аппарата осуществляется управление об­ществом. Сначала происходит регуляция общественных отношений при по­мощи права: издаются нормативные акты, в которых содержатся нормы пра­ва. Все граждане, их организации, должностные лица и государственные ор­ганы должны подчиняться нормам права, реализовывать их в своем правовом поведении. Необходимо также обеспечивать охрану правовых норм. Таким образом, выделяют три основные формы деятельности государ­ственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную – как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую со­блюдение правовых норм.

Осуществляя функции государства, государственные органы использу­ют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение пред­писаний государственной власти, так и методы принуждения, предусматри­вающие в случае необходимости возможность применения насилия.

В научной литературе на основе анализа соотношения понятий «механизм государства» и «аппарат государства» сложилось несколько подходов:

1. Механизм государства включает в себя:

а) государственный аппарат, состоящий из органов государственной власти (можно говорить о государственном аппарате в узком смысле). Именно в этом значении как совокупнос­ти исполнительно-распорядительных, управленческих органов ис­пользуется термин «государственный аппарат» в науке администра­тивного права. Данная точка зрения разделяется, в частности, М. Н. Марченко[1];

б) государственные организации:

– государственные предприятия – хозяйствующие субъекты, учреждаемые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли;

– государственные учреждения – организации, осуществляющие социально-культурные функции в сфере образования, здравоохранения, науки. В. М. Корельский рассматривает их как первичные структурные части механизма государства наряду с государственными органами[2];

в) материальные придатки государства (вооруженные силы, полиция и т. п.).

2. Рассмотрение аппарата государства и механизма государства как равнозначных понятий (в данном случае можно говорить о государственном аппарате в широком смысле). По мнению М. И. Байтина, в теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т. е. как адекватное категории механизма государства.

3. Аппарат государства представляет собой органы государства в статике (назначение, порядок образования, компетенция). Механизм государства – органы государства в динамике (деятельность государственных органов, их взаимодействие между собой).

Исходя из вышесказанного, можно привести следующие определения аппарата и механизма государства.

Аппарат госу­дарства – это система всех наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления его функций[3].

Аппарат госу­дарства – система взаимосвязанных между собой, объединенных общими принципами и конечными целями государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства[4].

Механизм государства – система государственных органов, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.

Механизм государства –  это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов[5].

Механизм современного Российского государства– это прони­занная едиными, законодательно закрепленными принципами, основан­ная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства[6].

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое зани­мают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции. В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В-третьих, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на ко­торые опираются в своей деятельности отдельные государственные ор­ганы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Государственный аппарат имеет свою структуру, под которой понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение. Он представляет собой единую целостную систему, состоящую из ряда частных систем. Наиболее важными из них являются система органов  законодательной, исполнительной, судебной власти, система органов прокуратуры.

[1] См.: Марченко М. Н. Указ. соч. С. 79–80.

[2] Корельский В. М. Указ. соч. С. 154.

[3] Лазарев В. В., Липень С. В. Указ. соч. С. 82.

[4] Салимьянов Ф. Ф., Кузнецов И. А.,  Хабибулин А. Г. Теория государства и права : учебное пособие. СПб., 2001. С. 320.

[5] Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. В. Г. Стрекозова. М., 2000. С. 134.

[6] Байтин М. И. Механизм государства // Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд. М., 2004. С. 102.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!