Понятие гносеологии, её проблемы

11 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Термин «гносеология» был введен в науку относительно недавно, только в середине 19в., тем не менее, гносеологическая проблематика уже с античности является изначальной в философском знании. Вопросы:  Как человек познает окружающий мир? Насколько адекватным  является наше знание?  Что такое истина и ее значение? Есть ли границы знания или оно безгранично? Чем отличается научное знание от обыденного? Что такое научное знание? Какими путями человек познает окружающий мир?  Какие методы познания быстрее приближают нас к истине?  - вот  далеко  не полный  перечень  гносеологической  проблематики.

Уже в античности гносеологические вопросы и проблемы познания разрабатывались в философии Сократа и Платона, Аристотеля и др. Аристотель большое внимание уделял формам и способам построения суждений и умозаключений, создал формальную логику. Без неё – форм и способов построения понятий, суждений, умозаключений и теорий  не может осуществляться процесс познания.

Уже в античности возникло специфическое направление –«античный скептицизм», которое сосредоточило свое внимание на гносеологических вопросах (Пиррон, Энесидем, Секст-Эмпирик, Агриппа). Античный скептицизм пришел к выводу о том, что достижение истинного знания довольно проблематично. Термин «скептицизм» происходит от лат. «скепсис», что в переводе означает – сомневаться. Сомнение уже предполагает неоднозначность, разные мнения. Скептики считали, что наше знание – это, действительно, всего лишь мнение, а мнение относительно (релятивно), субъективно и, следовательно, не может быть всеобщим знанием.

В положительном плане, античный скептицизм поставил вопрос о том, что процесс познания не является простым и однозначным, он довольно труден и сложен. Энесидем в своих «тропах», а затем Агриппа отметили, что трудности в познании идут как от объекта, так и от субъекта. Таким образом, уже в античной философии познавательный процесс был представлен как взаимодействие: с одной стороны – субъекта, с другой стороны – объекта.  Это взаимодействие называется  «субъект-объектным  отношением».

У античных философов всё знание было разделено на  два качественных уровня:

1). Знание  «по  мнению» – это то знание, которое обычно нам доступно и которым обычно  пользуемся в практике жизни.

2). Знание «по истине». Оно считалось недостижимым, потому что истина, истинное бытие относилось к сущности, первопринципу, к миру за пределами наших органов чувств (например, «мир идей» у Платона, Единое у неоплатоников).

В средневековой гносеологии вопросы ставились и рассматривались в рамках теоцентризма. Соответственно, Бог и Божественная тайна рациональным путем или другими способами познания были также недостижимы. Гносеология средневековья рассматривала вопросы соотношения разума и веры, религии (теологии) и философии, проблемы реальности общих понятий (например, «спор об универсалиях»). Выдвигалась и обсуждалась теория «двойственной истины» как конкретизация  проблемы  соотношения  разума   и  веры, теологии и философии  и  др. И всё же в средние века гносеологическая проблематика не имела значительного развития.

Новые тенденции в развитии гносеологии связаны с философией эпохи Нового времени.  Именно с 17 в. начинают  интенсивно  разрабатываться проблемы познания. Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания. Действительность начинает рассматриваться с точки зрения  возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется). Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности. Центром философствования становится «человек мыслящий»: «я мыслю, следовательно, существую» – формулировал свое кредо предатавитель нововременного рационализма Декарт. Именно в это время ставится задача: интенсивно  изучать  природу  и  человека. В  философии  эти  задачи  конкретизируются  как разработка  учения  о  субстанции, поиск методов познавательной деятельности.

Дальнейшее развитие гносеология получает в немецкой классической философии.  И.Кант, её основоположник,  философию начинает с вопроса: «Что я могу знать об этом  мире?».   Одна из главных книг        И. Канта – «Критика чистого разума»  посвящена  проблемам  познания  и  является  ответом  Канта на  этот  вопрос. Главная работа другого представителя немецкой классической философии – Фихте «Наукоучение» также разрабатывает гносеологическую проблематику.

В современной философии гносеология активно разрабатывалась представителями неопозитивизма. Основатель «лингвистической философии» (которая существует в рамках неопозитивизма) Л.Витгенштейн в «Логико-философском трактате» рассматривает язык науки, соотношение методов научного знания и философии, их специфику,  логику  построения теории. Этими же проблемами  занимались  философы-логики  Поппер,  Айер,   Карнап,  Рассел  и  др.

Другое современное направление, активно занимающееся процессами познания, – «герменевтика». Основателем  её считают               Х.-Г. Гадамера. Он был учеником немецкого философа-экзистенциалиста М.Хайдеггера. Герменевтика  исследует  смысл  текста, смысл  понятий, их символику, занимается  в познании проблемами понимания и интерпретации текста.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!