Понятие этикета в социальной работе. Принципы этического поведения

Этикет (от фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отноше­ния к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Особенно важно понимание сущности этикета и культу­ры поведения для такого должностного лица, каким явля­ется соц. раб. В общении и взаимоотношени­ях с клиентами и их близкими, с коллегами, представите­лями различных организаций он является официальным лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство, от имени которых он действует. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе. Для того чтобы строить свое поведение в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Л. С. Лихачев выделяет четыре принципа этикета.

Принцип гуманизма. Принцип гуманизма требует от соц. раб. уважения к человеку, признания достоин­ства его личности, доброжелательного к нему отношения. Принцип воплощается в таких требованиях к поведению соц. раб, как вежливость, тактичность, скромность, чут­кость, внимательность и точность. Для соц. раб. веж­ливость — необходимый аспект общения с клиентом, его близкими, коллегами, представителями различных государственных и негосударственных учреждений и организаций, поскольку является внешним проявле­нием сущности профессии — постоянной готовности оказать услугу тому, кто в этом нуждается, не оскор­бив при этом человеческого достоинства. Тактич­ность требует от соц. раб. умения де­лать замечания человеку — их форма должна быть корректной, деликатной. Тактичность социального работника способ­ствует установлению доверительных отношений с кли­ентом. Скромность соц.раб. проявляется в его отношении к клиентам, коллегам как к своим партнерам, во всем равным ему. Особенно важна скромность в отношениях с клиентом — соц. работник никогда не должен позволять себе стремления «возвыситься» над клиентом, не должен подчеркивать высоту своего служеб­ного положения, навязывать клиенту свое мнение, пренеб­регать его интересами. Чуткость предполагает способность понимать и счи­таться с переживаниями другого человека, улавливать оттенки его настроения, способность как можно меньше доставлять человеку неприятностей и неудобств. Соц. раб. необходимо быть чутким, поскольку он имеет дело с людьми, часто находящимися в тяжелом пси­хоэмоциональном состоянии. Внимательность для соц.раб. явля­ется не только признаком хорошего воспитания, но и одним из условий успешной работы. Внимательность дает соц. рабу возмож­ность своевременно и адекватно реагировать на те изме­нения, которые происходят в жизни клиента, а также вовремя принимать верные решения. Внимательность со­циального работника к клиенту должна проявляться и в сосредоточенности во время общения с ним, в концентра­ции на его проблемах. Точность проявляется в верности данному слову. Со­ц.раб не всегда может сде­лать для клиента или коллеги все, что хотел бы, поэтому иногда вместо «я сделаю» следует го­ворить «я попытаюсь сделать», объясняя при этом, чем вызваны сложности. Но если он уверен в осуществимос­ти задуманного и дал слово что-либо сделать, он должен это выполнить.

Принцип целесообразности действий. Современный этикет отличается от этикета средних веков в первую очередь своей целесообразностью. Основные правила его содержат в той или иной форме требования не доставлять своими действиями хло­пот окружающим и самому себе. Современный этикет требует не заучивания правил, а творческого использования их применительно к конкрет­ным ситуациям.

Принцип эстетической привлекательности поведения (кра­соты поведения). Этикет нашего времени требует, чтобы форма, т. е. по­ведение и внешний вид человека, соответствовала его содержа­нию, т. е. душевным качествам личности, поэтому поведение и внешний вид специалиста должны быть эстетичными, привле­кательными.

Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот прин­цип важно соблюдать в работе потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтутся нашими современниками. При всей их похожести в основах — в тра­диции большинства народов уважение к старшим, оказание помощи слабым и их защита, умение держаться с достоин­ством — проявление их может быть различным. И социаль­ному работнику, чтобы случайно не попасть в неловкое поло­жение, следует изучать традиции и обычаи того народа, с представителями которого он работает.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!