Понятие, черты и виды административно-процедурных производств

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В литературе по административному праву управленческие действия, в рамках которых происходит реализация исполнительной власти и не связанные с осуществлением юрисдикционных функций, охватываются понятием административно-процедурного производства[1].

Административные процедурные производства — часть административного процесса, цель которых — упорядочение совершения исполнительно-распорядительных действий органами публичной власти (должностными лицами) в связи с реализацией прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

Административно-процедурные производства возникают при наличии двух основных условий:

а) физическому или юридическому лицу необходимо осуществить предоставленное ему материально-правовыми нормами юридическое право или исполнить возложенную на него нормами материального права юридическую обязанность;

б) реализация этого юридического права или юридической обязанности может быть осуществлена заинтересованным лицом только посредством властно-организующей деятельности соответствующего компетентного административного органа.

В рамках административно-процедурных производств не разрешаются споры, не рассматриваются жалобы граждан и юридических лиц на действия и решения административных органов. Поэтому в них не может быть тяжущихся сторон. Между заинтересованным лицом и административным органом, участвующим в административно-процедурном производстве, возникает регулятивное процессуальное правоотношение, в котором административный орган выступает не в роли арбитра, а в роли организатора, обеспечивающего реализацию юридического права или юридической обязанности заинтересованного лица, предусмотренных материальными нормами различных отраслей права.

Для регулирования управленческих отношений органы государственного управления широко используют такие методы, как лицензирование, регистрация, разрешение и другие. Урегулированные административно-правовыми нормами, они приобретают форму административно-процедурного производства как вида административно-процессуальной деятельности органов государственного управления.

Так как единого федерального закона об административно-процедурных производствах нет, то правовое регулирование осуществляется рядом федеральных законов. Например, «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 г., «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г., «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г., «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. и др.

Административные процедуры, применяемые при реализации функций государственного управления, разнообразны и зависят от того, в какой сфере деятельности конкретных субъектов они применяются. По этому признаку можно выделить следующие виды процедур. Первый вид: внутриорганизационные процедуры, которые основаны на административно-организационных отношениях, возникающих между структурными подразделениями органов исполнительной власти и между этими органами (их должностными лицами) и подведомственными им коммерческими и некоммерческими организациями. Данные отношения являются внутриуправленческими (внутриведомственными), так как существуют в рамках системы и структуры аппарата исполнительной власти. Особенность этого вида отношений заключается в том, что они во многом базируются на системе подчинения и определяются отраслевой спецификой.

Внутриорганизационные административные процедуры регулируются ведомственными положениями, регламентами, должностными инструкциями и т. п. В этот перечень также входит осуществление делопроизводства и соответствующих управленческих действий.

Вторым видом административных процедур являются процедуры, основанные на административно-организационных отношениях, складывающихся между органами исполнительной власти и не подчиненными им юридическими лицами (коммерческими и некоммерческими организациями), а также между органами исполнительной власти и гражданами в связи с реализацией прав, свобод и обязанностей граждан и защитой их прав и свобод. Эти отношения носят внешнеуправленческий характер в связи с тем, что субъекты таких отношений не находятся в отношениях субординации, и процедуры, в которых реализуются эти отношения, являются внешнеуправленческими. В отличие от внутриорганизационных административных процедур, которые в большинстве случаев регламентируются подзаконными нормативными правовыми актами, внешнеуправленческие административные процедуры требуют, как правило, законодательного регулирования.

Как показывает анализ действующего административно-процессуального законодательства РФ, в зависимости от существа, процессуальных особенностей и результатов разрешения индивидуальных юридических дел в структуре административно-распорядительного процесса могут быть выделены следующие виды административных производств: регистрационное, лицензионно-разрешительное, правопредоставительное, экзаменационно-конкурсное, экспертно-удостоверительное, государственно-поощрительное и служебно-призывное. С точки зрения П. И. Кононова, названный перечень административных производств, входящих в структуру административно-процедурных производств, является исчерпывающим[2].

[1] Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации: учебное пособие. – М., 2003. – С. 314.

[2] Кононов П. И. Административно-процессуальное законодательство и проблемы его кодификации: дис. … д.ю.н. – М., 2001. – С. 113.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!