Понятие административного производства и его черты

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Чаще всего термин «административное производство» используют для характеристики предметных признаков административного процесса в значении системы процессуальных действий его участников, реализующихся в форме процессуальных отношений[1]. В этом случае административное производство рассматривается как часть административного процесса, а процесс как совокупность производств, разграниченных целями, задачами и предметом совершения управленческих действий. В современной юридической литературе подобная точка зрения поддерживается большинством ученых-административистов. Однако име- ются и другие суждения по вопросу соотношения административного процесса и административного производства.

Так, Н. Г. Салищева рассматривает «производство» как понятие более широкое, чем процесс. Она различает административное производство как процесс применения административно-правовых норм, как процесс деятельности исполнительных и распорядительных органов и административный процесс как деятельность по разрешению споров и применению мер принуждения[2].

Л. В. Коваль, высказывая аналогичное суждение по проблеме соотношения административного процесса и административного производства, отождествляет административное производство с производством по делам об административных правонарушениях, выводя его за рамки административного процесса на том основании, что «объект этих деликтов выходит за границы исполнительно-распорядительной деятельности»[3]. В свою очередь, под административным процессом ученый понимает правоустановительную и управленческую деятельность[4].

В качестве еще одной точки зрения следует привести своеобразную позицию Б. Б. Хангельдыева, который между понятиями «административный процесс» и «административное производство» ставит знак равенства[5]. Сходное суждение высказывает и А. Б. Агапов[6].

Думается, логичнее рассматривать процесс как понятие более широкое, чем производство, что подтверждается действующим процессуальным законодательством.

Административный процесс имеет сложную структуру, которая обусловлена широким объемом этого процесса, охватывающего многочисленные сферы государственного управления и различные категории индивидуально-конкретных дел.

В процессуальных отраслях права, в том числе и в административно-процессуальном праве, процесс складывается из определенной совокупности производств. Поэтому В. Д. Сорокин обоснованно утверждал, что «процесс и производство соотносятся как общее и особенное. Производство — часть процесса, процесс есть совокупность производств».

В юридической науке производство рассматривается «как главный элемент юридического процесса, представляющий собой системное образование, комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий, которые: а) образуют определенную совокупность процессуальных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой и связанностью с соответствующими материальными правоотношениями; б) вызывают потребности установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридического дела; в) обусловливают необходимость закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих актах-документах»[7].

По своему содержанию и способам осуществления процессуальные действия неравнозначны. Одни из них являются предварительными (например, обнаружение факта совершения административного проступка); другие — промежуточными (например, составление протокола об административном правонарушении); третьи — завершающими производство (например, исполнение постановления по делу).

Следует согласиться с мнением М. Л. Масленикова, который считает, что всякое производство в юридическом процессе, в том числе и в административном, надо рассматривать в двух аспектах — как процессуально-правовой институт и как структурную часть административного процесса, т. е. самой процессуальной деятельности. Как правовой институт производство представляет собой совокупность процессуальных норм, регулирующих правоприменение по делам определенной категории.

Производство – «часть процесса, процесс есть совокупность производств»[8].Производство как структурная часть административного процесса складывается из последовательно совершаемых действий, объединяемых понятием «административные процедуры». Наша точка зрения заключается в том, что мы рассматриваем административные производства как совокупность процедур, то есть установленный порядок совершения действий, необходимых для решения управленческих задач, и именно поэтому утверждаем, что весь административный процесс состоит из процедур. Д.Н. Бахрах считает иначе: «...процесс — это одна из разновидностей процедуры, причем наиболее совершенная»[9], подобный вывод делается на основе определения понятия «процедура» в Толковом словаре русского языка. На наш взгляд, такая позиция только затрудняет попытки систематизации и кодификации административного процесса, и, соответственно, отдаляет ученых от формирования единой концепции такого важного института административного права, как административный процесс.

В научной литературе имеются существенные расхождения и в определении собственно понятия «административное производство». Ученые по-разному истолковывают смысл этой научной категории.

Рядом ученых-административистов проводится четкое различие между процессом как деятельностью и производством как порядком деятельности.

Так, Ю. М. Козлов определяет административное производство как нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета[10].

А. Ю. Якимов, используя термин «юридическое производство», понимает под ним особую разновидность юридической процедуры, требующую высокой степени правовой регламентации. При этом административно-юрисдикционное производство определяет как «нормативно установленные порядок и формы осуществления действий по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также юридические формы результатов соответствующих процессуальных действии»[11].

В других случаях термин «производство» рассматривается как вид деятельности[12]. Так, под административным производством понимается нормативно урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел[13].

Высказывались и другие точки зрения на понятие процессуального производства. Так, В. А. Лория рассматривает «административное производство» и «процессуальную форму» как синонимы[14].

В связи с подобной неопределенностью и разрозненностью взглядов ученых возникает необходимость уточнения понятия «административное производство» с точки зрения его смысла и содержания.

Многообразие точек зрения позволяет выделить общие черты административного производства как структурного элемента административного процесса и его процессуальной формы, обладающего определенными признаками. К последним можно отнести:

  1. совокупность процессуальных отношений, обладающих предметной характеристикой и связанностью с соответствующими материальными правоотношениями;
  2. необходимость установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридического дела;
  3. необходимость закрепления, официального оформления процессуальных результатов в актах - документах.

Под административным производством в литературе понимают совокупность административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп административных дел[15]. Такое понимание административного производства представляется не совсем верным. Если исходить из того, что административный процесс в целом — это властная деятельность административных органов по разрешению всех подведомственных им индивидуальных юридических дел, то административное производство как часть этого процесса тоже должно представлять собой деятельность, но уже ограниченную разрешением определенной категории таких дел. При этом, как нам представляется, критерием выделения того или иного вида административного производства должно быть не только содержание соответствующего вида юридических дел, но и процессуальные особенности их разрешения. Таким образом, административное производство можно определить как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению в особом процессуальном порядке определенной категории административных дел.

[1] Горшенев В. М., Крупин В. Г., Мельников Ю.И. и др. Теория юридического процесса. — Харьков, 1985. — С. 88.

[2] Салищева Н. Г. Административный процесс. — М., 1964. — С. 13.

[3] Коваль Л. В. Административно-деликтное отношение. – Киев, 1979. — С.184.

[4] Там же. — С. 184.

[5] Хангельдыев Б. Б. О кодификации советского административного права // Советское государство и право 1964 №12. — С. 42.

[6] Агапов А. Б. Учебник административного права. — М., 1999. — С. 286.

[7] Теория юридического процесса / под ред. В. М. Горшенева. — Харьков, 1985. — С. 90.

[8] Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право. — С. 120.

[9] Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник для вузов. — М.: Норма, 2001. — С. 301.

[10] Административное право: учебник / под ред. Ю. М. Козлова и Л. Л. Попова. — М., 2001. — С. 386.

[11] Якимов А. Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно—юрисдикционное производство // Государство и право. – 1999. № 3. — С. 6.

[12] Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. — М., 1989. — С. 5-6.

[13] Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник. — М., 2001. — С. 276.

[14] Лория В. А. Административно-процессуальная деятельность и виды административных производств // Советское государство и право. 1978. № 1. — С. 120.

[15] Административное право / под ред. Ю. М. Козлова и Л. Л. Попова. — М.: Юристъ, 1999. — С. 386; Коренев А. П. Административное право России. Часть 1. — М.: «Щит— М», 2000. – С. 250; Российская юридическая энциклопедия. — М.: Инфра-М, 2000. – С. 25.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!