Понимающая социология Макса Вебера

22 Окт 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Известный немецкий обществовед Макс Вебер (1864-1920) является знаковой фигурой, которая открыла поворот лицом к эпохе современности в западной социологии. Обобщив идеи альтернативного позитивизму течения - понимающей социологии, Вебер становится основоположником интерпретивных пара­дигм современной социологии. Интерпретивное (понимающее) направле­ние хотя и признает, что общество состоит из определенных структур, тем не менее считает структуры производными от социальных действий ин­дивидов.

Главной задачей своего творчества М. Вебер видит изучение и интер­претацию образцов типичного социального поведения людей, которые выступают первичным материалом как для понимания общества в целом, так и для его отдельных частей. Поэтому в центре его понимающей со­циологии находится теория социального действия как основа изучения универсальных движущих факторов всего человеческого существования (именно под этим углом зрения ученый создает свои теории экономики, политики, бюрократии, религии и права).

М. Вебер коренным образом разграничивает естественные и социаль­ные науки. Если естественные науки устанавливают универсальные зако­ны развития мира, то задача социальных наук - дать причинное объясне­ние и понимание социальных действий людей в их конкретно-исторических контекстах. Поскольку ценности, выражающие общие по­веденческие ориентиры, всегда историчны и относительны, следует при­нимать во внимание то, что универсальных законов общественного разви­тия не существует.

Однако социология является научной дисциплиной благодаря двум обстоятельствам:

1) тому факту, что люди действуют, в основном, рационально;

2) тому, что социология должна быть свободна от оценочных сужде­ний субъективного характера. (Это не предполагает отказ ученого от его собственных пристрастий. Они лишь не должны вторгаться в научные разработки.)

Средством освобождения от субъективных оценок выступают у М. Вебера обобщающие понятия - «идеальные типы». «Идеальный тип» (или идеально-типическая конструкция) формируется как теоретическая схема, которая извлекается из многообразия эмпирической реальности, а затем применяется к ней. То есть «идеальный тип» - это абстракция, возникаю­щая в сознании исследователя на основе систематизации опытно-практического материала.

Ученый указывает, что «идеальными типами» оперируют как истори­ки, так и социологи. «Идеальный тип», используемый историком, - это «генетический тип», он локализован в пространстве и служит средством выявления связи, которая имеет место один раз. Социология же создает «чистые типы», которые не локализованы в пространстве и выступают средством выявления связи, имеющей место всегда.

Понятие «идеальный тип» работает у Вебера только в совокупности с категориями «понимание» и «социальное действие». Социология рас­сматривает поведение личности, с которым она связывает определенный смысл. Поскольку действия индивида осмысленны, постольку социология должна быть понимающей. (Именно необходимость понимания, интер­претации предмета своего исследования отличает социологию от естест­венных наук.) Таким образом, социология обретает характер «понимаю­щей» социальной науки, так как ориентирована на интерпретацию социальных действий людей.

М. Вебер подчеркивает, что не любой поведенческий акт можно счи­тать социальным действием. Действие приобретает характер социального в том случае, если оно отвечает двум требованиям:

1) наличие субъективной мотивации индивида, который вкладывает в свой поведенческий акт определенный смысл, что означает осознание целевой установки и выбор адекватных средств для ее достижения;

2) наличие ориентации на поведение других людей, направленность на другого индивида (или других индивидов)!

Уделяя особое внимание проблеме интерпретации социальных дейст­вий, Вебер выделяет несколько типов понимания:

1) понимание через прямое наблюдение (т. е. интерпретация образа действий по внешним проявлениям);

2) объяснительное понимание (т. е. выявление мотивов конкретного социального действия);

3) причинное объяснение (т. е. выяснение того, что вызвало сами мо­тивы, которые привели к соответствующим социальным действиям).

Социолог, однако, подчеркивает, что приведенные типы понимания не гарантируют полную картину того или иного социального действия, гак как понимание всегда приблизительно.

Пытаясь разрешить проблему понимания, М. Вебер конструирует че­тыре идеально-типические модели социальных действий, которые разли­чаются по степени рациональности:

  1. Целерациональное действие. Здесь смысл действия и смысл дейст­вующего совпадают, поэтому в данном случае понять смысл действия означает понять действующего, и наоборот. Это действие основано на ожидании определенного поведения предметов внешнего мира и других людей, которые используются как средство для достижения осознанных целей, а критерием рациональности выступает успех.
  2. Ценностно-рациональное действие. Здесь в своем поведении люди руководствуются какими-либо ценностными установками. Это действие основывается на сознательной вере в эстетическую, этическую, религиоз­ную или какую-либо другую самоценность определенного поведения, вне зависимости от успеха.
  3. Аффективное действие. Здесь в поведении людей доминируют эмоции. Это действие основывается на актуальных чувствах, эмоциях и аф­фектах.
  4. Традиционное действие. Здесь поведение людей определяется при­вычками. Это действие опирается на устоявшиеся стереотипы поведения.

Макс Вебер оговаривается, что аффективные и традиционные действия не являются социальными в строгом смысле слова, так как в их основе лежит не осознанный смысл. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия являются социальными в «чистом» виде, где главная роль принадлежит целерациональному действию.

Решая вопрос о направленности общественного развития, М. Вебер приходит к выводу, что тенденцией исторического процесса выступает рационализация социального действия. На рационализацию действия, по его мнению, указывают следующие обстоятельства:

1) замена внутренней приверженности традициям и обычаям плано­мерным приспособлением к соображениям интереса;

2) вытеснение ценностно-рационального поведения в пользу целерационального, при котором уже не верят в ценности, а верят в успех;

3) с точки зрения социальной структуры, рационализируется способ управления во всех областях социальной жизни: не только в экономике и политике, но также в науке и культуре;

4) рационализируется образ мышления людей, их способ чувствова­ния и образ жизни в целом;

5) усиливается роль науки, что представляет собой «чистое» вопло­щение принципа рациональности.

М. Вебер постоянно акцентирует внимание на том, что рационализа­ция - это яркая отличительная черта современного ему общества, которая воплощается в господстве формально-рационального начала и формаль­ной реальности (чего не было в традиционных обществах).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!