Полиция как социальный институт и его место в социально-правовой сфере общества

19 Июл 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Согласно задачам, закрепленным за правоохранительным ведомством Законом «О полиции», на полицию возложены определенные обязанности, в частности: незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия; пресекать противоправные деяния; устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности; документировать обстоятельства совершения преступления и административного правонарушения; обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах; осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом)[1].

Федеральный закон «О полиции» конкретно предусматривает, что полиция в Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан[2].

Таким образом, по закону полиция наделяется полномочиями по защите прав и интересов населения, включая меры государственного принуждения, а реализация задач, возлагаемых на полицию на современном этапе общественного развития, предполагает правовое закрепление круга специфических должностных обязанностей, которыми наделяются сотрудники полиции.

Кроме общих институциональных признаков, для полиции характерны специфические институциональные признаки, свойственные сфере деятельности силовых ведомств: наличие устойчивой организационной структуры системы управления; наличие иерархических отношений, формальных и неформальных норм; доминирование отношений субординации; соблюдение конфиденциальности; следование Присяге, профессиональным принципам, традициям.

Особо следует выделить централизованную систему управления, иерархическое организационное построение, следование отношениям субординации.

На современном этапе развития системы МВД России органы внутренних дел и его центральное звено – полиция являются одним из элементов централизованной системы МВД России. Осуществляя государственное управление в сфере органов внутренних дел (полиции), система МВД России выступает в качестве субъекта управления по отношению к органам внутренних дел (полиции) и в то же время проводит решения, принятые центральными органами государственной власти, выступая в качестве объекта управления.

Выступая как субъект управления, МВД России имеет собственную структуру, задачи, полномочия и правовую основу. Так, в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками. В свою очередь, являясь подсистемой МВД России, в состав органов внутренних дел входят центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел[3].

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248[4], МВД России выступает федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляется Президентом Российской Федерации, назначающего своим Указом Министра внутренних дел, несущего персональную ответственность за выполнение задач и осуществление полномочий, возложенных на МВД, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. В краях, областях, автономных округах, в городах Москва, Санкт-Петербург руководство полицией возлагается на начальников главных управлений (управлений) внутренних дел, назначаемых Министром МВД Российской Федерации. В республиках Российской Федерации полицией руководят министры, назначаемые на должность Министром МВД Российской Федерации. Президент назначает своим Указом также заместителей Министра внутренних дел.

Также в организации деятельности МВД России участвует коллегия, рассматривающая наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. В состав коллегии входят министр (председатель коллегии), первый заместитель министра и заместители министра по должности, руководящие сотрудники и военнослужащие системы министерства и другие лица. Состав коллегии МВД России, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждается Президентом Российской Федерации.

Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами министра. В случае возникновения разногласий между министром и коллегией, министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Президенту и Правительству Российской Федерации. В свою очередь, несогласные члены коллегии также могут сообщать о своем мнении Президенту и Правительству Российской Федерации. Решения, принимаемые на совместных заседаниях коллегии министерства и органов государственной власти Российской Федерации, оформляются протоколами и проводятся в жизнь совместными приказами министра и руководителей соответствующих органов государственной власти Российской Федерации.

Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации включает: Главное командование внутренних войск; Следственный департамент; Главное управление вневедомственной охраны; Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения; Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Главное управление по противодействию экстремизму; Главное управление собственной безопасности; Главное управление на транспорте; Главное управление уголовного розыска; Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции; Департамент государственной службы и кадров; Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций; Департамент информационных технологий, связи и защиты информации; Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению; Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий; Договорно-правовой департамент; Организационно-аналитический департамент; Национальное центральное бюро Интерпола; Контрольно-ревизионное управление; Оперативное управление; Организационно-штатное управление; Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации; Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации; Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий; Управление оперативно-розыскной информации; Управление по организации дознания[5]. При этом следственный департамент и внутренние войска, подчиняясь МВД России, не являются структурными элементами системы органов внутренних дел.

Федеральная миграционная служба МВД России выступает подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента № 928 от 19 июля 2004 г. федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции[6].

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации являются:

на окружном уровне – главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;

на межрегиональном уровне – оперативное бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

на региональном уровне – министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации;

на районном уровне – управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям; управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям на особо важных и режимных объектах; линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; Управление МВД России на комплексе «Байконур»[7].

Основные полномочия и организация деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне утверждены Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

Основными задачами МВД России, утвержденными Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, являются: 1) разработка и реализация государственной политики в установленной сфере деятельности, а также разработка государственной политики в сфере миграции; 2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности; 3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; организация в пределах своих полномочий противодействия преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности; 4) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России; 5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России; 6) социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, обеспечение которых возложено на МВД России на основании законодательства Российской Федерации[8].

В соответствии с утвержденными задачами МВД России реализует множество полномочий (в количестве 68), в том числе: определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск; организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан и правопорядка в общественных местах; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность, розыск лиц и похищенного имущества, дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам, деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации; принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности; принимает участие в разработке мер по обеспечению авиационной безопасности в области гражданской безопасности; обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, осуществляет их инспектирование и контроль деятельности; организует постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и организаций системы МВД России, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества; обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в системе МВД. Кроме того, МВД России осуществляет внедрение достижений науки и техники в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России, информационно-правовое обеспечение деятельности, ведение баз данных правовой информации в сфере внутренних дел; представляет предложения в Минфин России по формированию федерального бюджета; организует государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск; осуществляет пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, членов их семей и иных лиц, пенсионного обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в сфере внутренних дел в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации[9].

Правовую основу деятельности МВД Российской Федерации в настоящее время составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции»[10], Федеральный закон от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»[11], Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»[12]; акты Государственной Думы и Совета Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, общепризнанные нормы международного права, международные договоры РФ, а также приказы, положения и инструкции МВД России.

Выступая субъектом управления органов внутренних дел, полиции, МВД руководствуется принципами управления, ориентирующимися на особенности организации и условия функционирования органа правопорядка, стратегию выстраивания взаимоотношений с общественностью. Согласно Федеральному закону «О полиции» к ним относятся: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан; взаимодействие и сотрудничество; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем[13].

Бесспорно, что реализация обозначенных принципов деятельности полиции в значительной степени зависит от процесса институционализации органов внутренних дел (полиции), качества деятельности коллектива сотрудников, уровня их профессионализма и культуры, содержания служебных отношений между сотрудниками по вертикали и по горизонтали, характера взаимодействия правоохранительного ведомства с общественными объединениями и организациями, широкими слоями населения.

Наряду с принципами, провозглашенными Федеральным законом «О полиции», могут использоваться организационно-технологические принципы управления, включающие принципы построения систем управления и принципы осуществления процесса управления. К принципам построения систем управления относятся: принцип иерархичности систем управления, принцип сочетания отраслевых и территориальных начал, принцип дифференциации и нормативного закрепления функций управления, принцип централизации основных и децентрализации оперативных функций управления. К принципам осуществления процесса управления относятся принципы, основывающиеся на закономерностях функционирования органов управления – целеполагание, ответственность органов и должностных лиц, сочетание единоначалия и коллегиальности, рациональное соотношение целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения[14].

Правда, по некоторым литературным источникам иерархичность, рациональное соотношение целей и ресурсов отражают не закономерности, а лишь свойства процесса управления[15], совокупность которых отражает специфику организационной структуры управления в органах внутренних дел, выступающей частью организационной структуры органа внутренних дел.

Обращаясь к организационной структуре органов внутренних дел, заметим, что вид, конфигурация, тип, специфика организационной структуры органов внутренних дел во многом определяются внешними и внутренними факторами, факторами прямого и косвенного воздействия. Внешние факторы – это воздействие окружающей среды, внутренние – оперативная обстановка в служебных подразделениях и отделениях. Факторы прямого воздействия – условия функционирования систем управления, их цели, задачи, функции, принципы и методы управления; факторы косвенного воздействия – технология управления, организация труда персонала, профессиональная подготовка кадров. Сама организационная структура органов внутренних дел представляет собой совокупность взаимодействующих компонентов и элементов системы, строение и внутреннюю форму организации, являющихся функциональным началом осуществления целей и задач деятельности и основывающихся на правовом регулировании процессов создания и функционирования отдельных звеньев структуры[16].

Элементами организационной структуры органов внутренних дел являются система должностных прав и обязанностей; совокупность требований к знаниям и квалификации работников; организационные связи, существующие между уровнями управления и их структурными компонентами, руководящими звеньями и отдельными сотрудниками. Выступая совокупностью взаимосвязанных элементов, составляющих между собой устойчивые отношения, организационная структура за счет объединения имеющихся подсистем в единое целое обеспечивает их надежное развитие. Компонентами организационной структуры органов внутренних дел выступают подсистемы различных уровней управления и входящие в их состав подразделения, службы, звенья аппарата управления. При этом административно-правовой аспект организационного построения определяет формальную организационную структуру органов внутренних дел, а социально-психологический аспект – неформальную.

Являясь основой функционирования организации, формальная организация определяет социальные позиции и взаимосвязи между ними независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции[17]. В социальной организации формальная организационная структура закрепляется нормативно с помощью штатного расписания и представляется в виде системы норм и правил поведения в организации. Учитывая сложность построения и масштабности структуры управления органов внутренних дел, выступающего объектом управления МВД России, необходимо понимать, что формальную организационную структуру органов внутренних отличают отраслевые особенности.

В организационной структуре органов внутренних дел формальная организационная структура представлена специфической, иерархической системой норм и связей, выражающейся в зафиксированной структуре целей, задач, должностей, статусов, прав и обязанностей, соподчинения, зарплаты и прочее. Данная специфика строения органов внутренних дел определяется установленной законодательством компетенцией, характеризуемой совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав того или иного органа внутренних дел[18].

Еще одно важное замечание в отношении организационной структуры органов внутренних дел связано с необходимостью понимания объективности социальных изменений в мире и обществе, процессов усложнения правоохранительных функций, расширения специализации и дифференциации труда; требующих инновационных решений, высокого профессионализма и глубокого детального структурирования органов внутренних дел.

Компетенция органов внутренних дел отражается в компетенции его структурных подразделений, в частности полиции, частью которой является и компетенция (должностные обязанности) рядовых сотрудников органов внутренних дел (полиции). В соответствии с тремя должностными категориями сотрудников (старший начальствующий состав, средний начальствующий состав, младший начальствующий состав) детализируются и должностные обязанности по каждой из должностных категорий конкретного структурного подразделения.

Обязанности и права сотрудников полиции, их статус, перечень ограничений и запретов, связанных со службой в полиции, сформулированы в Федеральном законе «О полиции. Там же прописаны и требования, предъявляемые к служебному поведению сотрудников полиции. Принятый ранее в декабре 2008 года Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации[19] утвердил правила поведения, сформулировал профессионально-этические принципы и нормы морали, определил нравственные ценности и правила профессионального этикета, на которые должен ориентироваться сотрудник как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в своей повседневной жизнедеятельности, в быту.

Специфической особенностью административно-правового аспекта организационного построения органов внутренних дел выступают организационные связи, выступающие объединяющим и координирующим звеном организационно-правового построения органов внутренних дел. В частности, организационно-административные связи, необходимые для надлежащего исполнения сотрудниками (руководителями и подчиненными) должностных обязанностей и поддержания субординации служебных отношений на разных уровнях управления. Поясняем, что понятие «уровень управления» употребляется в правоохранительном ведомстве в связи с закреплением в нем иерархической формы отношений, в которой иерархия означает, прежде всего, централизацию.

Учитывая наличие иерархических форм отношений в системе органов внутренних дел, организационно-административные связи (управленческие отношения), по сути, являются отношениями «власть–подчинение», образующими жесткие отношения субординации и координации. Утверждение подобной формы отношений имеет объективное оправдание в связи с невозможностью создания отлаженной организационной деятельности при наличии и взаимодействии большого количества людей одновременно. Это обстоятельство приводит к естественной необходимости выделения посредника, благодаря которому процесс координации и интеграции индивидуальных действий сотрудников в целом становится более результативным. Здесь иерархия проявляет себя как решение и исполнение, как односторонняя личная зависимость одного индивида от другого, закрепляемая в иерархических отношениях в статусах и выступающая формой организации труда, предполагающей разделение по горизонтали и вертикали, на общие и частные функции. В связи с тем, что иерархия выражается как власть через подчинение сотрудников указаниям и правилам, характерной особенностью данной стороны иерархических отношений является наличие контроля и безличных требований организации к работнику, сведение его индивидуальности к организационным функциям за счет ограничения свободы поведения индивида в организации и предписания выполнения им необходимых правил. Во всех этих случаях иерархия рассматривается в качестве инструмента воздействия одних людей на других или одного отдельного индивида на многих.

В итоге, организационно-административные связи в системе органов внутренних обеспечивают иерархию системы управленческих отношений, начиная с нижестоящего уровня, например, в отделении полиции (начальник полиции – начальники служб и подразделений, начальники дежурных смен, командиры патрульных групп), и образуют вертикаль управления, связанную с отношениями субординации и обеспечивающую организационные формы управления и полномочия власти. Отношения субординации в структуре управления органов внутренних дел обусловливают рациональность и четкость процесса управления. Эта иерархическая, обезличенная система норм и связей, необходимая для оперативного выполнения коллективом сотрудников служебных обязанностей и обусловливаемая сложностью оперативно-служебных задач, нормативно закрепляется в структурно-организационном блоке правовым статусом и в основном нейтральна к персональному составу работников. В процессе управленческого воздействия на объект управления руководитель действует в рамках нормативно-правовой системы, исходя из множества сформировавшихся ранее норм, связей и целей, сложившихся стихийным путем, вследствие длительного межличностного (или группового, массового) взаимодействия людей и благодаря профессиональному нормотворчеству, полученному в процессе предшествующей управленческой деятельности.

Система нормативного регулирования деятельности органов внутренних дел, находясь в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, являющегося специализированным органом управления в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, подразумевает общее и ведомственное правовое регулирование. При этом основополагающие отношения служебной деятельности органов внутренних дел урегулированы нормами права и полностью находятся в сфере действия механизмов правового регулирования государства, где нормативное регулирование упорядочивает компетенции, обеспечивает надлежащие отношения между службами, подразделениями, отдельными сотрудниками и др. и выступает в качестве одного из объективных условий (или ограничений) деятельности субъектов управления. В первую очередь это касается отношений, складывающихся между сотрудниками органов внутренних дел и гражданским населением, и отношений, установившихся между государством и его гражданами.

Система отношений, регулируемая актами ведомственного правового характера, отражается в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и в других подзаконных правовых актах. Нормативные правовые акты, регламентирующие внутри служебные и внесистемные отношения в органах внутренних дел, и акты, носящие индивидуальный, разовый характер, утверждаются Министром внутренних дел, тогда как непосредственное управленческое воздействие в системе органов внутренних дел осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации на основании директив, положений, инструкций, наставлений, приказов, прочих служебных предписаний. В суммарном итоге складывается ведомственная нормотворческая деятельность, представляющая собой специфическую разновидность применения права в виде нормативного регулирования организации работы различных служб и подразделений правоохранительного ведомства.

Таким образом, главным инструментом управленческого воздействия на организацию оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел является отраслевое нормативное регулирование, осуществляемое посредством издания ведомством нормативно-правовых актов. Утвержденные ведомством правовые нормы, регламентирующие многосторонние служебные отношения в органах внутренних дел, служат источником для разработок и принятия конкретных детализированных решений в каждом отдельном случае, позволяя единым образом решать основополагающие вопросы, связанные с достижением общих для органов внутренних дел целей. Воспроизводя и поддерживая систему служебных управленческих отношений с помощью подзаконных правовых актов, субъект управления, в частности, нормирует поведение объектов с целью как можно более эффективного достижения поставленных задач, целей. В то же время он может воздействовать на управляемые объекты и не «нормативными способами» – личным авторитетом, волевой дачей команд и прочее.

Другая отраслевая особенность органов внутренних дел, связанная с административно-правовым аспектом организационного построения органов внутренних дел, – обезличенность процесса управленческого воздействия. Выступая в роли субъекта управления, руководитель действует в пределах нормативной системы, которая, являясь результатом объективации предыдущего управленческого труда, не рассчитана на индивидуума, личность. Как пишет А. Т. Пригожин: «формальная структура включает в себя человека не полностью, а частично: в тех пределах, какие нужны для выполнения предписанной роли» [20]. При такой форме управленческого воздействия индивидуальные особенности и свойства сотрудников остаются невостребованными.

Проблемы и противоречия, существующие в рамках формальной организационной структуры, отчасти нивелируются в пределах неформальной структуры, основу которой составляют доверительные межличностные отношения и взаимный интерес сотрудников организации друг к другу. Как отмечают С. В. Егорышев, К. Б. Толкачев, неформальная структура представлена совокупностью позиций, взаимосвязей, отношений, формируемых на основе личностных характеристик членов организации[21].

Характерными чертами неформальной организационной структуры являются эмоциональная составляющая, стремление к лидерству, престиж. Обусловленная культурными и личностными аспектами неформальная организационная структура позволяет в наиболее полной степени раскрыть профессиональный и индивидуальный потенциал человека.

Наконец, что касается таких специфических институциональных признаков, как собственные традиции, ценности, идеалы, то следует указать на их важную «конституирующую» роль в формировании, функционировании и развитии российской полиции. Ввиду невозможности подробного разбора этих институциональных признаков в данной работе из-за их большого объема, отметим, что ценности, идеалы, другие аспекты служебной деятельности представлены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; в котором прописаны правила и нормы профессионального этикета, культура речи, правила служебного общения, профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения [22].

Согласно статьям Кодекса сотрудник обязан «общаться с гражданами одинаково корректно вне зависимости от служебного и социального положения»; «в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству»; «сотруднику-мужчине рекомендуется проявлять к сотруднику-женщине благородство, внимание и такт»; «не рекомендуется материться, использовать жаргон и сомнительные шутки»; «воздерживаться до и во время службы от употребления алкоголя, наркотиков и психотропных веществ, беспорядочных половых связей, посещения вне службы и в форме казино, игорных и развлекательных заведений, ресторанов, организации застолий на работе и участия в них». Также сотруднику органов внутренних дел приличествует быть примерным семьянином и утверждать в семье атмосферу дружелюбия. Наконец, он не должен брать взятки и дорогие подарки, иметь свой бизнес или участвовать в чужом. По сути, Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации представляет собой профессионально-нравственное руководство, обращенное к сознанию и совести сотрудника и призванное «вооружить сотрудника методологией морально-этического подхода к возможному решению различных профессиональных проблем, в том числе по противодействию коррупции»[23].

В этой связи Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации призван регулировать поведение сотрудников, позволяя не только давать представления о принципах морали и нравственности, но и уметь распознавать зло, стремиться быть добродетельными, следовать профессионально-этическим стандартам в их поведении.

Касаясь конфиденциальности института полиции, заметим, что она обусловлена характером решаемых задач и специфическим секретным способом деятельности (проведение оперативно-разыскной деятельности; участие в служебно-боевой деятельности в мирное и военное время; обеспечение режима военного и чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации; осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; профилактика, выявление и пресечение экстремистской деятельности; защита объектов от террористических посягательств, мест массовых посещений граждан; организация контроля в области оборота оружия; работа с секретной документацией)[24].

Завершая рассмотрение общих и специфических институциональных признаков, выделим признаки, присущие сугубо институту полиции. К ним мы отнесли следующие:

1) это государственное учреждение, предназначенное для защиты жизни, здоровья, прав и свободы граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности;

2) ориентация деятельности на обеспечение безопасности граждан;

3) социальное обслуживание населения с минимальной опорой на меры, включающие применение силы;

4) ориентация на качественные показатели работы;

5) поддержание правопорядка через сотрудничество полиции с населением.

6) осуществление контроля за деятельностью полиции со стороны общественности.

Как видим, институциональные признаки полиции обусловлены особым социальным статусом данного правоохранительного органа и его ролью в обществе, особенностями микро- и макросреды функционирования, спецификой решаемых социально-правовых задач, реализацией функций, связанных с правоохранительной (полицейской) деятельностью и использованием мер государственного принуждения.

В целях более обстоятельного рассмотрения института полиции и понимания особенностей его функционирования, полагаем уместным определить также специфические признаки института милиции:

1) это государственное учреждение, призванное защищать жизнь, здоровье, права и свободу граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения;

2) ориентация деятельности на достижение порядка и права;

3) опора на применение мер государственного принуждения;

4) ориентация на количественные показатели работы;

5) осуществление защиты интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств преимущественно силами органа правопорядка.

6) отсутствие контроля за деятельностью милиции со стороны общественности.

Сравнение институциональных признаков полиции и милиции обнаруживает принципиально важные отличия, обусловливаемые общественно-политической системой, назначением и ролью данных социальных институтов в обществе.

Исходя из рассмотрения вышеназванных институциональных признаков, институт полиции предстает как сложная и крупная социальная единица, имеющая свое эволюционное развитие, социальное и правоохранительное назначение, обладающая легитимностью и правом применения мер государственного принуждения, конфиденциальностью, системой управления, организационной структурой, иерархией, субординацией; охватывающая формальные и неформальные связи и отношения, совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, общих и ведомственных законов, правил, норм, ценностей, материальных органов, учреждений, подразделений и т. п.

Представляя институт полиции в качестве социально профессиональной общности людей, мы даем следующее определение институту полиции. Институт полиции – это специфическая форма существования социальной общности, назначением которой является организация совместной деятельности людей и управление процессами их социальных взаимодействий и взаимосвязей в сфере защиты прав и интересов личности и населения, обеспечения их безопасности, охраны общественного порядка и поддержания правопорядка. Наряду с другими институтами правоохранительной системы институт полиции, призванный защищать права и интересы личности и населения, обеспечивать их безопасность, охранять общественный порядок и поддерживать правопорядок, выполняет важную роль в правоохранительной сфере, являющейся одной из подсистем охранительной сферы жизнедеятельности общества.

В правоохранительной сфере посредством специфических правовых институтов, форм и методов обеспечивается функционирование государства и его институтов, регулирование и защита общественных отношений и социального качества – физического и духовного – личности, социальных групп и общества в целом от воздействия на них нежелательных с точки зрения общества явлений и процессов[25].

Институт полиции как один из субъектов правоохранительной системы и реализации правоохранительной деятельности применяет комплекс юридических и организационных средств, то есть осуществляет полицейскую деятельность, включая меры государственного принуждения.

Определяя полицейскую деятельность как особый вид государственно-управленческой деятельности, направленной на охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и связанной с применением мер государственного принуждения, И. В. Гончаров обращает внимание на выделение классических полицейских функций борьбы с преступностью и охраны общественного порядка как основных форм деятельности современной российской полиции. При этом он выделяет такие специфические признаки полицейской деятельности, как:

1) деятельность по руководству специальными структурами исполнительной власти по организации их деятельности, направленной на охрану общественного порядка, обеспечение общественной, государственной, экономической и любой другой безопасности;

2) охрана общественного порядка;

3) профессионализм[26].

Между тем при обращении к основным формам и признакам полицейской деятельности требуется уточнить их смысловое содержание в соответствии с социальной природой института полиции и социальным характером полицейской деятельности. В первую очередь, речь идет о защите прав и интересов личности и населения, обеспечении их безопасности как неотъемлемого элемента качества жизни. В условиях поступательного развития российского общества и построения правового демократического государства институт полиции должен, прежде всего, удовлетворять социально значимые потребности личности и населения, связанные с защитой жизни и здоровья, прав и свобод, законных интересов, обеспечением безопасности жизнедеятельности. В этом случае полиция обеспечивает защиту и безопасность общественных отношений, их воспроизводство и развитие.

Следующими приоритетными формами деятельности полиции, провозглашенными Федеральным законом «О полиции» выступают охрана общественного порядка и противодействие преступности. Ведя речь об общественном порядке, необходимо учитывать, что в целом под ним «понимается система общественных отношений, основанных на соблюдении действующих в обществе социальных норм»[27].

Что касается содержания понятия «общественный порядок», то, как отмечают исследователи, в его содержании важное место занимают отношения, которые урегулированы не правом, а другими социальными нормами, влияющими на восприятие населением государства и его институтов[28]. Поэтому общественный порядок, включая в себя общественные отношения, не урегулированные правом, оказывается шире правопорядка.

В свою очередь, признавая, что общественный порядок, включающий в себя общественные отношения, не урегулированные правом, оказывается шире правопорядка, мы считаем необходимым, с одной стороны, признать роль государства в обеспечении общественного порядка, определяющего правомерное поведение граждан и приоритеты в обеспечении их прав и свобод, и руководствующегося своими интересами, а с другой – признать роль населения в обеспечении общественного порядка (признание или отрицание, поддержание или игнорирование). Отметим, что устанавливая и обеспечивая защиту правопорядка посредством права, государство и его институты не могут не признавать роли иных социальных норм, влияющих на общественные отношения и определяющих поведение граждан. В этой связи, в целях охраны и развития общественных отношений государство должно создавать соответствующие условия и при этом исходить из общественных интересов. Свою роль в обеспечении общественного правопорядка должно сыграть и население, которое различным образом, в индивидуальной или коллективной форме может оказать поддержку, помощь и содействие институтам государства, включая полицию, в деле обеспечения общественного порядка и поддержания правопорядка, а также – обеспечения общественной безопасности.

Рассматривая следующую форму деятельности полиции – противодействие преступности, мы схожи во мнении со Р. Д. Своном[29], что преступность – явление социальное. Отсюда следует понимание невозможности «преодоления» преступности никакими полицейскими технологиями, в том числе и силовыми методами. Преступности можно противодействовать, сдерживать ее, контролировать. Выполняя задачу по противодействию преступности, «полиция уже решает социальную задачу, причем далеко не всегда, делая это в правовой форме, например, в форме профилактических бесед и т. п.»[30].

Таким образом, при реализации правоохранительной деятельности полиция решает социальные задачи в процессе охраны общественного порядка, противодействия преступности, обеспечения общественной безопасности.

Завершая обсуждение вопроса об институте полиции, его задачах, целях и содержании деятельности, делаем выводы, что:

во-первых, трансформация милиции в полицию в России должна рассматриваться не только как выдвижение новых задач или принятие обновленных нормативно-правовых актов, определяющих функционирование правоохранительного ведомства в целом, но и как становление и развитие новой правоохранительной структуры в системе МВД России – института полиции;

во-вторых, институционализация полиции в механизме осуществления государственного управления протекает в условиях коренных изменений общественных отношений, требующих от института полиции эффективного решения поставленных перед ним социально значимых задач, связанных с защитой прав и интересов населения, обеспечением их безопасности;

в-третьих, основное противоречие в формировании института полиции как новой правоохранительной структуры системы МВД России связано с заявленными принципами деятельности института полиции (открытость, публичность, взаимодействие с общественностью) и действующим механизмом государственного управления органами внутренних дел (полицией).

Признание социальной природы института полиции и социального характера ее функционирования в обществе позволяет выйти на ряд взаимообусловленных проблем, имеющих важное значение для исследования социально-управленческих основ повышения эффективности деятельности института полиции. Во-первых, это проблема институционализации российской полиции. Во-вторых, проблема социального управления в полициии. В-третьих, проблема повышения эффективности деятельности института полиции в современной России.

[1] СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.

[2] СЗ РФ. – 2011. – №7. – Ст. 900.

[3] О полиции: сборник нормативных актов. – М.: Проспект, 2012. – С. 125.

[4] СЗ РФ. – 2004. – № 30. – Ст. 3149.

[5] О полиции: сборник нормативных актов. – М.: Проспект, 2012. – С. 125.

[6] Миронов А. Н., Павинский Н. М. Правоохранительные органы: учебное пособие. 3-е изд. испр. и доп. – М.: ФОРМ ИНФРА – М., 2008. – С. 217.

[7] СЗ РФ. – 2004. – № 30. – Ст. 3149.

[8] О полиции: сборник нормативных актов. – М.: Проспект, 2012. – С. 126 –127.

[9] О полиции: сборник нормативных актов. – М.: Проспект, 2012. – С. 127-131.

[10] Ведомости РФ. – 1991. – № 16. – Ст. 503; Ведомости РФ. –1993. – № 10. – Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2964; СЗ РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1666. № 49. Ст. 5905; 2000. № 31. Ст. 3204.

[11] СЗ РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349; СЗ РФ. – 1997. – № 29. – Ст. 3502; СЗ РФ. – 1998. – № 30. – Ст. 3613. 1999. № 2. Ст. 233; 2000. № 1 (ч. 1). Ст. 8.

[12] СЗ РФ. – № 6. – Ст. 711.

[13] О полиции: сборник нормативных актов. – М.: Проспект, 2012. – С. 4–7.

[14] Плюснин А. М., Яськов Е. Ф. Теория социального управления. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2007. – С. 96–98.

[15] Основы управления в органах внутренних дел: учебник/ под общ. ред. В. П. Сальникова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – С. 48.

[16] Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под общ. ред. В. П. Сальникова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – С. 84.

[17] Егорышев С. В., Толкачев К. Б. Указ. соч. – С. 58.

[18] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник. – М., 1996. – С. 56.

[19] Приказ МВД Российской Федерации № 1138 от 24 декабря 2008 г. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

[20] Пригожин А. И. Современная социология организаций. – М., 1995. – С. 73.

[21] Егорышев С. В., Толкачев К. Б. Указ. соч. – С. 60.

[22] Приказ МВД Российской Федерации № 1138 от 24 декабря 2008 г. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

[23] Кубышко В. Л., Щеглов А. В. Кодекс профессиональной этики – это всерьез и надолго // Милиция. – № 4. – 2009. – С. 33.

[24] СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.

[25] Аврутин А. Ю. Указ. соч. – С.79–80.

[26] Гончаров И. В. Указ. соч. – С. 61.

[27] Петров А. В., Девятов В. Ю. Общественный порядок в России и его охрана в начале XX века // История государства и права. – 2010. – № 7. – С. 16.

[28] Там же. – С. 16.

[29] Свон Р. Д. Указ. соч. – С. 78.

[30] Там же. – С. 78.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!