Политика США в Латинской Америке. Концепция «панамериканизма» и Панамериканский союз

Добиваясь экономической и политической гегемонии над Амери­канским континентом, США широко использовали популярность движения панамериканизма, проповедовавшего общность интересов американских стран. В 1869—1890 гг. США созвали первую межаме­риканскую конференцию, которая приняла решение об учреждении Международного союза американских республик в целях взаимного обмена экономической информацией и о создании при нем постоян­ного коммерческого бюро, которое в 1910 г. было переименовано в «Панамериканский союз».

Одним из типичных средств дипломатии США стало расширитель­ное толкование прежних доктрин, так это произошло при провозгла­шении доктрины Олни, поводом для которой послужил многолетний пограничный спор между Венесуэлой и Британской Гвианой из-за устья реки Ориноко. Борьба за него ожесточилась после того, как здесь было найдено золото. Любой европейский контроль над территорией Америки, заявлялось в ноте госсекретаря США Р. Олни от 20 июля 1895 г., является абсурдным и нелепым. Для обоснования такой позиции давались ссылки на доктрину Монро. В результате Велико­британия, учитывая углубление англо-американских противоречий, вынуждена была уступить требованиям США, желая заручиться их поддержкой. Граница между Венесуэлой и Британской Гвианой была установлена с учетом интересов США, что фактически означало присвоения ими права вмешиваться в межгосударственные дела всех американских стран.

В начале XX в. в США были озабочены строительством стратегически важного межокеанского канала. Было выработано соглашение с правительством Колумбии, по которому за определенную плату США получали возможность контролировать зону строительства канала. Однако сенат Колумбии отверг эту сделку. Тогда Соединенные Штаты воспользовались движением этнических мень­шинств в провинции Панама и способствовали провозглашению ее независимой республикой. После того как 4 ноября 1903 г. была провозглашена независимость Панамы, США признали ее правитель­ство, и уже 18 ноября в Вашингтоне был подписан договор, который не только давал США все требуемые ими права на зону будущего канала, но и означал протекторат США над Панамой.

Введенная в практику Т. Рузвельтом политика «большой дубинки», выражавшаяся в открытом вмешательстве США во внутренние дела латиноамериканских государств, проявилась и в оккупации североа­мериканской морской пехотой Доминиканской республики (1904, 1914), Кубы (1906—1909, 1912), Гондураса (1905, 1907, 1911, 1912), Никарагуа (1912).

У. Тафт при проведении экспансионистской политики основной упор делал на экономическую силу США, используя «дипломатию доллара». Эта «дипломатия» практиковала предоставление кабальных займов, финансово-экономическую «помощь», содействовала вывозу частного капитала в страны Латинской Америки. В результате этого США установили контроль над различными отраслями экономики Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Парагвая, Перу и других стран. С помощью «долларовой дипломатии» США стремились иск­лючить влияние европейских держав в Латинской Америке и к 1914 г. контролировали около 50 % латиноамериканской торговли.

В конце 1902 г. - начале 1903 г. возник «венесуэльский конфликт». Он был вызван намерением Англии и Германии с помощью военно-морского флота взыскать с венесуэльского правительства его финансовую задолжен­ность, размеры которой державы явно преувеличивали. Зная о затруд­нениях Англии и Германии в решении вопросов европейской полити­ки, а также о сложном внутреннем положении Венесуэлы, США сумели навязать спорящим свой арбитраж и тем самым подчеркнуть свою главенствующую роль в делах Западного полушария.

Пока длился арбитраж, правительство США использовало осво­бодительное этническое движение в Колумбии. В сентябре 1903 г. туда были посланы агенты, поддержавшие мятеж сепаратистов в провинции этой страны — Панаме. К побережью Панамского перешейка подошли военные корабли США. 3 ноября было объявлено об образовании Панамской республики. Через несколько дней Панама заключила с Соединенными Штатами договор, чрезвычайно для них выгодный. США получали на вечные времена территорию для строительства и эксплуатации канала, который они собирались провести через пере­шеек. В результате США обеспечили себе выгоды в будущей морской торговле через канал, увеличили стратегические возможности своего флота, вытеснили с перешейка англичан, решив таким образом спор о праве на строительство там канала. С ростом экономической экс­пансии США в страны Латинской Америки увеличивались их претен­зии. В 1904 г. президент Теодор Рузвельт заявил о том, что США берут на себя выполнение в Западном полушарии международных полицей­ских функций, что означало политику, получившую название политики «большой дубинки». Сменивший Рузвельта президент Тафт начал применять «дипломатию доллара», которая поддерживалась «диплома­тией канонерок», т. е. защитой проникновения капитала США в Латинскую Америку всеми возможными средствами, вплоть до воору­женной интервенции.

В конце XIX - начале XX в. латиноамериканские страны отставали в своем экономическом развитии и оказались в кабале у иностранного капитала. Все это накладывало неизгладимый отпечаток на обществен­ные отношения в Латинской Америке, препятствуя прогрессу, и со­здавало условия, при которых сохранялись феодальные и рабовладель­ческие пережитки. Капитализм развивался здесь медленно, политиче­ская активность буржуазии была слабой и подавлялась объединенными силами латифундистов и иностранного капитала. Дальше и смелее всех шла аргентинская буржуазия, сумевшая в 1916 г. под руководством радикалов провести успешную избирательную кампанию и поставить у власти своего лидера — И. Иригойена. Но и эта, несомненно, значительная победа не повела к заметным структурным переменам в аргентинском обществе, не поколебала сколько-нибудь существенно позиции латифундистов и иностранного капитала. К таким переменам не привела и первая мировая война, которая на время оживила экономику стран Латинской Америки.

В сфере межамериканских отношений стремление латиноамериканских стран к независимости проявилось и в деятельности Панамериканского союза (ПАС). Хотя эта организация была создана в 1910 г. по инициативе США для укрепления политической и экономической координации с государствами Латинской Америки, ПАС со временем стал превращаться в орган, в рамках которого сами латиноамериканские страны стали пытаться выработать меры для международно-правовой защиты интересов собственной национальной безопасности. Хотя до 1928 г. ПАС не имел официальных учредительных документов, он работала довольно активно и в 20-30-х годах панамериканские конференции-сессии ПАС проводились регулярно.

25 марта — 3 мая 1923 г. в Сантьяго-де-Чили на пятой Панамериканской конференции латиноамериканские представители (в лице президента Уругвая Б.Брума) попытались даже преобразовать ПАС в Континентальную лигу американских государств таким образом, чтобы в процессе реорганизации процедурных механизмов пересмотра основополагающих документов исключить возможность диктата США и сделать отношения в рамках организации более равноправными. В основу Лиги предлагалось положить принципы «абсолютного равенства всех объединившихся стран» и невмешательства во внутренние дела.

Проект Брума, помимо прочего, предусматривал, что страны, «лишившиеся своих владений, получат их обратно на законном основании». В этой формулировке содержался прямой намек на возможность постановки Мексикой, Панамой и некоторыми др. странами вопроса о возвращении территорий, отторгнутых у них в свое время Соединенными Штатами. Следует признать, что американская дипломатия умело заблокировала проект Брума, убедив латиноамериканские страны передать его для «дальнейшего изучения» в руководящие органы Панамериканского союза. В дальнейшем к его рассмотрению уже не возвращались

На пятой конференции было принято решение по процедурным вопросам. Устанавливалось, что те латиноамериканские государства, которые не имели своих дипломатических миссий в Вашингтоне, получали право делегировать своего дипломатического представителя в Руководящий совет ПАС. Закреплялся также принцип выборности председателя и заместителя председателя Совета (раньше эти посты всегда занимали госсекретарь США и чиновник его ведомства).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!