Политика правительства в области культуры в 80-е годы XIX века

14 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Культуру этого времени, конечно, нельзя резко отделять от 60-70-х годов. Современники отмечали рост городских школ, осо­бенно в провинции; появлялись новые музеи, устраивались худо­жественные выставки. В 1885 г. в Саратове А.П.Боголюбов (внук А.Н.Радищева) основал Художественно-промышленный музей -один из богатейших провинциальных музеев, существующий и поныне. В 80-е годы по-прежнему работали крупнейшие русские писатели, художники, композиторы - Л.Толстой, Салтыков-Щедрин, Репин, Суриков, Чайковский, Римский -Корсаков, Боро­дин и др.

Однако 80-е годы отличает особая атмосфера в общественно-политической жизни России, связанная с отказом правительства от некоторых результатов проводимых им буржуазных реформ. Эти годы современники оценивали как "черные 80-е годы"; в ис­торической литературе - как эпоху контрреформ и наступления политической реакции. Яркий поэтический образ той эпохи дал А.Блок в поэме "Возмездие":

В те годы дальние, глухие В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией Простер совиные крыла, И не было ни дня, ни ночи, А только тень огромных крыл:

Он дивным кругом очертил Россию...

В 80-е годы в полной мере проявился реакционный курс в по­литике правительства по отношению к школе и печати, наметив­шийся еще в предшествующее десятилетие. В народном образо­вании усилился контроль за начальной школой, ограничивалась деятельность земств.

Заметно усилилась государственная поддержка православной церкви в ее борьбе с другими конфессиями, усилении ее влияния на систему школьного образования. Обер-прокурор К.П.Победо­носцев добился увеличения церковно-приходских школ за 1881-1894 гг. в восемь раз, а государственных ассигнований на них -примерно в 40 раз. Выступая в Комитете министров в 1881 г., он заявил, что "церковноприходские школы представляют собой гораздо больше гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования и поэтому заслуживают особых со стороны правительства поддержки и поощрения".

Церковная школа вводилась часто принудительно, не имела, в отличие от земской, прочной материальной базы. Постановка обучения в церковной школе - и по методам, и по объему препо­даваемых предметов - была шагом назад по сравнению с дости­жениями русской школы предшествующего времени.

В 80-е годы был затруднен доступ народа к книге. Введенные в 1882 г. дополнения к "Временным правилам" значительно огра­ничили круг литературных произведений, которые могли посту­пать в библиотеки и выдаваться читателям; запрещались учебные книги Ушинского. В воспоминаниях В.Н.Фигнер, относящихся к 70-м годам, есть упоминание о том, что "книг, доступных для на­рода, вообще было мало". Среди книг, которые она читала крес­тьянам, когда жила в Саратовской губернии, были произведения Некрасова, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, рассказы и очерки Наумова, Левитова, некоторые книги по истории.

Распространение книги в народной среде зачастую осуществ­ляли офени, торговцы мелким товаром. Путешествуя по дорогам России, переходя из села в село, они несли в своих коробах вмес­те с незатейливой галантереей, необходимым крестьянину мел­ким товаром также и книги. В конце 70-х годов правительство издало постановление, по которому офени были обязаны пред­ставлять свидетельство о благонадежности, каталог с обозначе­нием всех книг, находившихся в коробе, получать специальное разрешение губернатора на право торговать ими.

В политике правительства в области образования важное мес­то отводилось средней школе. Еще в 70-е годы все гимназии бы­ли превращены в классические. Правительство стремилось изме­нить социальный состав учащихся гимназий, издав в 1887 г. так называемый циркуляр о "кухаркиных детях", что представляло собой откровенно реакционный акт. Согласно циркуляру, в гим­назии должны были "принимать только детей таких, которые находились на попечении лиц, представивших достаточное руча­тельство в правильном над ними надзоре ... При неуклонном со­блюдении этого правила, - указывалось в нем, - гимназии освобо­дятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, прачек и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат".

Неблагоприятные условия не остановили развитие универси­тетского образования в России. В 80-е годы росло число сту­дентов, улучшалось качество обучения (расширение преподавае­мых предметов, введение новых курсов, семинариев, начало строительства клинического городка при Московском универси­тете и т.д.). Но реакционный курс правительства повлиял на жизнь высшей школы. Вновь принятый университетский Устав 1884 г. резко ограничивал автономию университетов, запрещал студенческие организации и требовал от абитуриентов свиде­тельств о политической благонадежности.

В период политической реакции сократились возможности для осуществления прогрессивной демократической печати. "Времен­ные правила" 1865 г., появившиеся на волне общественного подъема и отменившие предварительную цензуру, содержали, тем не менее, много мер, ограничивавших возможности развития прогрессивной печати (в виде предупреждений, приостановки периодических изданий и т.д.). В 1866 г. был закрыт "Современ­ник" и "Русское слово". В 1884 г. подвергся правительственному остракизму последний уцелевший к этому времени демократи­ческий журнал "Отечественные записки", редактором которого был М.Е.Салтыков-Щедрин.

Официозную прессу в этот период возглавляли "Московские ведомости" М.Н.Каткова и "Новое время" А.С.Суворина. В 1881 г. правительство стало издавать "Сельский вестник" - дешевую народную газету, предназначенную для пропаганды монархизма среди деревенских жителей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!