Политика большевиков в области культуры

14 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Ни до, ни после революции у большевистской партии не было четко разработанной концепции культурной политики. Можно лишь говорить об общих целях и принципах партийной линии в области культуры.

В качестве долговременной перспективы выдвигалась задача создания нового типа культуры - культуры социалистической. Эта утопическая цель рождала бесконечные теоретические споры как среди практиков культурного строительства, так и среди фи­лософов и историков. Что такое социалистическая культура? В каком соотношении она находится с культурой предшествующих эпох? Кто создает эту культуру? Является ли создание социали­стической культуры целью культурной революции? Когда можно считать процесс создания социалистической культуры завершен­ным? Схоластические дискуссии имели очень слабое отношение к реальному состоянию культуры. Но многие теоретические ус­тановки определяли культурную политику. Таким принципиаль­ным положением был классовый подход. Считалось, что в основе новой социалистической культуры должна лежать пролетарская идеология, которая выражает интересы не только пролетариата, но и всех трудящихся, и что культура должна служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм. Отношение новой культуры к культуре предшествующих эпох определялось как преемственность, но единого понимания, что из культурного на­следства переходит в социалистическую культуру, а что отверга­ется пролетариатом, не было.

Практическая линия партии в области культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач: во-первых, установление партийного контроля за всеми институтами, формирующими об­раз мыслей и настроения в обществе, и, во-вторых, подъем обще­го культурного уровня народа, главным образом рабочих и крес­тьян. Первая задача диктовалась необходимостью удержания власти. Вторая - частью широкого процесса демократических преобразований, вызванных российской революцией 1917 г. В культурной политике партии обе эти задачи были неразрывно связаны. Демократизация культуры шла параллельно с ее идеологизаций.

Советская политика в области культуры на порывала полнос­тью с дореволюционной. Некоторые реформы, подготовленные еще до революции, были осуществлены большевиками. Так, дек­ретом советской власти в 1918 г. были введены новые правила орфографии русского языка, разработанные Российской Акаде­мией наук. Царское правительство откладывало их введение до окончания войны. Был введен новый календарь.

Принципиальные установки в области культуры были сформу­лированы в Конституции РСФСР 1918 г. и в партийной про­грамме РКП(б) 1919 г. Конституция законодательно закрепляла обязанность государства "предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование". В программе правящей партии предусматривались "развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этих целей аппарата и средств государственной власти", а также меры по широкой демократизации культурной жизни и обеспечению доступа трудящихся к образованию и сокровищам искусства.

Советская система партийно-государственного руководства культурным строительством в основном сложилась к началу 20-х годов. Начало ее создания было положено назначением А.В.Луначарского народным комиссаром по делам культуры в первом советском правительстве. Декретом от 9 ноября 1917 г. для общего руководства культурой была образована Государ­ственная комиссия по просвещению. Предполагалось, что комис­сия во главе с наркомом будет использовать аппарат бывшего Министерства народного просвещения. Но саботаж сотрудников Министерства поставил Госкомиссию перед необходимостью создания нового аппарата. Наркомпрос РСФСР формировался как орган централизованного руководства всеми отраслями куль­туры. Его 25 отделов ведали делами не только просвещения, но и внешкольного образования, литературы, театра, изобразитель­ного искусства, музыки.

На местах создавались отделы народного образования под контролем местных Советов. Им подчинялись все местные уч­реждения культуры, включая общественные и частные. Для уп­равления делами культуры в национальных регионах России в Наркомпросе был создан отдел просвещения национальных меньшинств. По мере образования национальных автономий там создавались свои наркоматы просвещения по образцу российско­го, а отдел просвещения национальных меньшинств был реорга­низован в Совет (Совнацмен).

Специальный орган, сосредоточивший партийное руководство всеми сферами духовной культуры, появился в 1920 г. Им стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКЩб) (Агитпроп). Он действовал через Наркомат просвещения и через комфракции, создаваемые во всех учреждениях культуры.

Хотя Агитпроп появился только к концу гражданской войны, наступление на "идеологическом фронте" большевистская партия начала сразу после прихода к власти. Дело воспитания и образо­вания было передано в ведение Наркомпроса. Были закрыты га­зеты, выступавшие против советской власти, национализированы театры и другие зрелищные предприятия, кинодело. Создавалась советская печать, сеть агитационно-пропагандистских'«учрежде­ний.

Были распущены многие общественные, профессиональные и творческие организации, оказавшиеся в оппозиции к советской власти. Прекратили свое существование Всероссийский Учитель­ский союз, Союз деятелей художественной культуры. Союз дея­телей искусств и др. Вместо них создавались новые обществен­ные организации, которые становились послушными орудиями проведения культурной политики большевистской партии. В 20-е годы возникли добровольные общества "Долой неграмотность", Союз безбожников. Общество друзей радио, Общество друзей советского кино, которые ставили своей задачей содействие госу­дарственным и партийным органам. Активное участие в руко­водстве культурой принимали такие общественные организации как комсомол и профсоюзы. Их представители входили в Госко­миссию по просвещению, Наркомпрос, отделы народного обазо-вания на местах.

Особое положение среди общественных организаций занимал Пролеткульт, созданный в сентябре 1917 г. как объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Пролеткульт ставил перед собой задачу создать новую пролетарскую культуру, развить пролетарскую науку, разрабо­тать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата. Руководители Пролеткульта опирались на идеи А.А.Богданова, крупного ученого-марксиста, который еще задол­го до революции разошелся с Лениным и вышел из большевистс­кой партии.

Богданов был первым русским марксистом, сформулировав­шим идею пролетарской культуры. По мнению Богданова, куль­турное развитие пролетариата отставало от экономического и политического. Он считал, что освобождение пролетариата было невозможно без создания собственной культуры. Лозунг куль­турного освобождения пролетариата по Богданову не означал разрыва со старой культурой, напротив, он выступал за усвоение ее завоеваний как материальных, так и духовных и преодоление ее вредного воздействия. Богданов считал, что в борьбе за свое освобождение пролетариат создает три формы организации: про­фессиональные союзы - для экономической борьбы, партию - для борьбы политической и Пролеткульт - для создания собственной культуры'.

Взгляды Богданова на перспективы создания новой культуры были так же утопичны, как и взгляды Ленина, Троцкого, Бухари­на, Луначарского и других лидеров большевистской партии, сто­явших у власти. Главной причиной конфликта было расхождение по вопросу о роли партии в этом процессе. В отличие от своих оппонентов Богданов считал, что сфера деятельности партии ог­раничивается политикой, а Пролеткульт является независимой организацией пролетариата в сфере культуры. Формально Про­леткульт был подчинен Наркомпросу, где существовал специ­альный отдел, но фактически он действовал самостоятельно.

Другие расхождения носили более теоретический характер. Они касались вопроса о социальной базе новой культуры. Богда­нов ограничивал круг творцов пролетарской культуры лишь про­летариатом. Ленин избегал термина "пролетарская культура", предпочитая говорить о культуре социалистической, тем самым подчеркивая, что все трудящиеся слои общества станут создате­лями и носителями новой культуры. По мнению Ленина, социа­листическая культура в основе имеет пролетарскую идеологию, но эту идеологию способны воспринять и выходцы из других со­циальных слоев.

Богданова часто обвиняли в Нигилистическом отношении к культурному наследию прошлого, но его работы не дают осно­ваний для этого. Если нигилизм и проявлялся в деятельности Пролеткульта, то ответственность за это несли активисты про­леткультовского движения.

Расцвет деятельности Пролеткульта относится к1918-1920гг., когда он объединил более полумиллиона человек. Пока шла гражданская война, руководители партии терпели независимость Пролеткульта. Осенью 1920 г. были предприняты решительные шаги для ликвидации его автономии. Борьба развернулась на Всероссийском съезде Пролеткульта, где большевистская фрак­ция приняла резолюцию о подчинении этой организации Нарком-просу. В декабре 1920 г. было опубликовано решение ЦК о Про­леткульте, где отвергались попытки выдумывать особую проле-" тарскую культуру, а главным направлением в работе этой орга­низации признавалось участие в деле народного просвещения "на основе миросозерцания марксизма". В результате руководство Пролеткульта было полностью сменено, а отделения Пролет­культа стали составной частью сети учреждений Наркомпроса.

Противоречия однако не были сняты, и полемика между пос­ледователями Богданова и сторонниками линии ЦК продолжа­лась в 1921-1922 гг. Позиция ЦК выглядела более прагматичной, нежели пролеткультовцев. Задача создания новой кульутры ото­двигалась в отдаленную перспективу, а на первый план ставилось преодоление культурной отсталости. После разгромной критики в "Правде" ошибок тогдашнего председателя Пролеткульта В.Ф.Плетнева деятельность этой организации была полностью подчинена требованиям партии. Ее сеть сокращалась. Формально она продолжала существовать до 1932 г., когда было принято постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". Богданов отошел от Пролеткульта и продолжал работать во главе основанного по его инициативе Института пе­реливания крови (по образованию он был медиком). Он погиб в 1928 г., произведя на себе медицинский эксперимент.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!