Политические образования восточных славян накануне возникновения государства

29 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С начала I тысячелетия н.э. надерритории Восточно-Европейской равнины расселились славянские племена. О восточных славянах в первые века новой эры писали античные авторы, называвшие их вене­тами, антами, склавенами. Их основным занятием было земледелие, занимались они также скотоводством и различными ремеслами. Боль­шое количество римских монет II—IV вв. н.э., найденных археологами в местах расселения славян, свидетельствует о том, что восточные сла­вяне поддерживали устойчивые торговые связи с соседними народами и государствами. Развитой у них была и внутренняя торговля.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян скудны и отрывочны. Тем не менее из них следует, что у славян уже в VI в. были сильные вожди, властью своей напоминающие монархов. Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей. Племенные вож­ди-князья окружали себя приближенными воинами - дружиной, все более явственно возвышаясь над соплеменниками. Под влиянием заво­евательных походов славянские племена нередко объединялись в пле­менные военно-политические союзы, причем это объединение происхо­дило уже по территориальному (а не родовому, как прежде) признаку. Это были еще догосударственные образования, своеобразная полити­ческая форма объединений эпохи «военной демократии», для которой были характерны особая роль народного собрания как высшего органа власти, участие всех взрослых мужчин-воинов в решении важнейших вопросов общественной жизни. Основой организации общества была община (вервь). Постепенно из родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) выделился правящий слой. Как правило, эти объе­динения становились основой возникновения государства.

В V—VI вв. в условиях распада родовых отношений и формирования социальной неоднородности в обществе восточные славяне создали бо­лее десятка таких племенных союзов или княжений. Русская летопись «Повесть временных лет» указывает на существование племенных со­юзов (княжений) полян (вокруг Киева), родимичей (на реке Сож), вя­тичей (на реке Оке), северян (соседей полян с центром в Чернигове), дреговичей (Минск, Витебск), древлян (Мозырь, Пинск — Полесье), кривичей (Псков, Тверь, Смоленск), ильменских словен (Новгород). Рядом со славянами здесь жили угро-финские племена (меря, мурома, черемиса, чудь и др.) и протобалты — предки современных эстонцев, латышей и литовцев.

К VII в. славянские племена переходят к более устойчивым полити­ческим образованиям. Русские летописи, арабские авторы, германская хроника упоминают Куявию (княжение Кия, располагалось на Киевс­кой земле), Славию (объединение северо-западных племен в районе озера Ильмень) яАртанию (ее местоположение точно не определено, одни историки отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшей­ся т Таманском полуострове, другие — помещают ее на Волге). Тогда же стали складываться и города-центры в каждой из земель: Киев, Нов­город, Чернигов, Полоцк, Изборск, Смоленск, Туров и др. Однако окон­чательное оформление Древнерусского государства как раннефеодаль­ной монархии происходит лишь во второй половине IX — начале X в., когда вокруг Киева была объединена основная масса восточнославян­ских земель. В этот период возникают и укрепляются государственные институты, государственные порядки превращаются в доминирующие, а княжеская власть становится наследственной.

Упрочение верховной власти у восточных славян связано с лето­писным рассказом о призвании варягов и основании династии Рюриковичей. Как утверждает летопись, приглашенный на княжение нов­городцами князь Рюрик укрепился на новгородском княжении в 862 г. В 882 г. в результате военного похода новгородской дружины на Киев происходит объединение двух главных центров Северной и Южной Руси. Возникает одно из крупнейших государств в истории европей­ского средневековья, вошедшее в историю под названием «Киевская Русь». О нем мы имеем уже более четкие представления, так как ис­тория его описана в русских летописях, арабских и византийских хро­никах, воспета в былинах и скандинавских сагах лучше, чем предысто­рия, представлена археологическими памятниками. Окраины этого го­сударства, сильно разросшегося уже к XI в., упирались на юге в степ­ные просторы, где ему приходилось контактировать с кочевыми наро­дами Средней и Центральной Азии, волнами накатывавшимися в при­волжские и причерноморские степи. На севере Киевская Русь грани­чила с Балтикой и таежным Заволжьем, и здесь восточнославянское в своей основе государство испытывало мощное влияние Скандинавии, которое вполне может быть сравнимо с влиянием южного соседа Руси — Византии.

Славянские племена, населявшие Восточную Европу, создали свою государственность, минуя рабовладельческий строй и перейдя сразу к феодализму. Возникновение у них классового общества привело к со­зданию феодального государства и права. Переход к феодализму со­вершился эволюционно, охватив длительный период. Это переходное время характеризовалось своеобразным общественным строем, при котором одновременно существовали три уклада: первобытно-общин­ный, рабовладельческий и феодальный. При этом первый неуклонно разлагался, второй, появившись, не получил дальнейшего развития, и только третий обрел историческую перспективу.

О термине «Русь»

Накануне образования Древнерусского государства и в начальный период его существования источники обычно именуют наших предков по названиям племен или племенных союзов, в которые они объеди­нялись, — поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр. Но в это же время в источниках появляется, хотя и в разных транскрипциях, слово «рос» («рус» и т.п.). Несколько позже, в договорах киевского князя Олега с Византией (911 г.), о Руси говорится как о договаривающейся сторо­не. Здесь же можно встретить упоминание о «законе русском», под которым, видимо, следует понимать совокупность правовых обычаев, которыми восточные славяне руководствовались в своей жизни. Им­ператор Византии Константин Багрянородный, правивший в X в., в известном сочинении «Об управлении империей» неоднократно гово­рит о росах как о народе и даже о «России» как о стране.

Существуют две основные трактовки происхождения этого терми­на. Одна из версий связывает его появление со скандинавской этимо­логией. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что термин «русь» возник в северо-западных новгородских землях. Там сохранилась богатейшая древняя топонимика, связанная с ним (Пору-сье, Русса, Старая Русса, Новая Русса, Руси но-русская дорога, Око-лорусье, Русаноно, Русовшина и т.д.). По их мнению, источник этого термина — древнескандинавский глагол «гоа» (грести). Рутси, руси (гребец) — так называли появившихся на восточнобалтийском побе­режье уже в V в. скандинавов местные народы: финны, карелы, саа­мы. Они считают, что в Новгородской земле этот термин использовал­ся поначалу в значении войска, дружины, в подтверждение приводя фрагменты из «Повести временных лет» и сочинений византийского императора Константина Багрянородного. И только позже этот тер­мин превратился в название территории, государства (с 911 г., догово­ра Олега с Византией).

Современные исследователи в большинстве своем ведут происхож­дение термина «русь» от названия речки Рось, притока Днепра, проте­кавшей по земле полян. По названию этой небольшой реки сначала сами поляне, а затем и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, сходные названия имели еще несколько рек, в том чис­ле и Волга, которую также в те времена называли Росью. Был на Руси и город Росия в устье Дона. Таким образом, делается вывод об автохтон­ном (среднеднепровском, Полянском) происхождении термина.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!