Политические идеи в Древней Греции и Риме

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Длительное время проблемы политической науки рас­сматривались в философских и общих социальных учениях. Европейская традиция связывает первые представления о политике, государстве и праве с Древней Грецией, где по­литические учения проходят, по общему мнению, эволю­цию от мифологических представлений (Гомер и Гесиод) через формирующийся философский подход (Пифагор, Ге­раклит, Демокрит), рационалистическую, логико-понятий­ную структуру анализа политики (софисты, Сократ, Пла­тон) к зачаткам эмпирического и историко-политического (Аристотель, Полибий) исследования государства и полити­ческой жизни в целом.

История богата политическими идеями. Часть из них имеет чисто историческое значение, другие и сегодня вы­зывают живой интерес, имеют актуальную для современ­ной политической практики ценность. Часто тот или иной политический трактат или идея, ранее находившиеся вне поля зрения политологов и политиков, вдруг приобретают новую жизнь, становятся модными. Отчего это происходит? Во-первых, в истории общественной мысли есть так на­зываемые "вечные" проблемы, окончательное разрешение которых невозможно. Каждый исторический этап воспроиз­водит эти проблемы в свойственной ему форме и дает какое-то решение. Но они вновь возникают, а история в этом от­ношении учит не повторять старые ошибки.

Во-вторых, как правило, то или иное политическое тече­ние пытается обосновать свою правомерность исторически, т.е. путем обращения к традиции. Потому возникает интерес к выдающимся мыслителям, которые когда-то обосновы­вали подобные идеи.

В-третьих, зачастую современную политическую про­блему трудно понять, если не знать ее историю. В истории общественной мысли есть определенная логика, следуя ко­торой человек как бы проходит этапы европейской цивили­зации, приобретает политике-культурный опыт, становится причастным к ценностям своих предшественников.

Попытаемся наметить общие контуры истории полити­ческой мысли, определяемыми особенностями этапов раз­вития европейской цивилизации, для в которой проблема свободы личности была одной из центральных.

Для древнегреческих мыслителей было характерно подчи­нять свои политические идеи представлению о целостности мира, о взаимосвязи космоса, общества и человека, о подо­бии их структур, об общих основаниях всех уровней жизни. Здесь нет еще дифференциации общества и политики; пос­ледняя выступает выражением целостных свойств социума. Античный человек не выходит за пределы существующего полиса, т.е. античного города-государства, и в этом смыс­ле всецело ему подчинен Он лишен понимания личной сво­боды, что могло бы противопоставить его полисному миру.

На рубеже V-IV вв. до н.э. принципы полисной жизни на­чинают подвергаться сомнению в связи с упадком самого полиса. Кризис античной полисной системы в теорети­ческом отношении зафиксирован софистами и Сокра­том (469-399 гг.до н.э.). Критикуя существующий строй, они говорили об исчерпанности принципа господства по­лиса над человеком. Человек - мера всех вещей, утверждали софисты. Мир политики - дело рук человеческих. Справед­ливость вовсе не проистекает из космических законов.

Законы земные устанавливаются людьми, которые, следуя случайности, постоянно их меняют. Поэтому политика и государство, как сфера искусственного, противоречивы и несовершенны. Добиться чего-то в политике можно искус­ством красноречия, политическим научением.

Сократ также говорил, что человек свободен, но его сво­бода должна соединяться с высшей целью, с разумным по­знанием, чтобы быть нравственной и достойной человека. Правила жизни человек должен черпать из познания самого себя; а так как руководящий им разум является общим для всех людей, то эти правила одинаковы для всех.

Сократ ставит закон выше и властвующих, и подчинен­ных. В основу подчинения гражданина государству он кладет сознательное и свободное признание авторитета закона. Но к государству нужно относиться осторожно, как к огню - "не отходя слишком далеко,чтобы не замерзнуть, и не подходя слишком близко, что-бы не обжечься".

Сократовский политический идеал связан с аристократи­ей, т.е. правлением мудрых и знающих. Реакцией на новый принцип свободы человека явилась политическая утопия Платона (427-347 гг.до н.э.), изло­женная им в "Государстве" и "Законах". Утопия - не слу­чайный литературный жанр, посредством которого выража­ется платоновское учение об идеальном и справедливом государстве. В современном Платону государстве был нару­шен основной принцип мироздания - единство, всеобщ­ность, целостность. Восстановить его можно было лишь последовательным отрицанием нарушающих это единство обстоятельств.

Все формы существующего государства Платон рассмат­ривает как этапы последовательного упадка государства справедливого: тимократия (власть честолюбцев), олигар­хия (господство немногих богатых), демократия (господство всех), тирания (господство своеволия, порожденного избы­тком свободы при демократии). Современные ему формы государства свидетельствовали о появлении новых принци­пов, разрушающих основу справедливости, вступающих в противоречие с исходными началами жизни полисного че­ловека.

В идеальном государстве Платона, которое должно быть "красивым все в целом", сохраняется свобода государства по отношению к индивиду и, по его мнению, соответствие трех основных сословий государства -правителей (философов), стражей и ремесленников - трем составным частям души че­ловека - разумной, яростной и вожделеющей. В качестве ос­новного условия и принципа совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-либо особое занятие и особое положение. Но, в соответствии с господством всеобщего над частным, само разделение не определяется личными потребностями, а производится по воле правите­лей, которые регулируют распределение людей по сослови­ям.

" До Платона греческая литература - это преимуще­ственно поэзия. Поэт для людей V века до н.э. - воспита­тель юношества и наставник города - государства. Начи­ная с Платона и после Платона греческая литература -это прежде всего мудрость, наука, философия. Философ, ученый, а не поэт - воспитатель отдельных лиц и городов-государств. Идет поворот от Гомера и эллинизма, являю­щегося его следствием. "Дорогой Гомер, - говорит один из персонажей "Республики", - какой город, благодаря тебе, лучше управляется? Какие люди стали лучше?" Отсюда знаменитый приговор, вынесенный Платоном поэзии, и прежде всего Гомеру. Мастера лжи - поэты - изгоняются из государства."

Лндре Воннар. Греческая цивилизация.

Этот же принцип определяет в идеальном государстве отсутствие имущества и общность жен и детей у стражни­ков. Важное значение, подчеркивающее чистоту и целост­ность основного нравственного начала греческого полиса, имеет исключение из совершенного государства проблемы рабов и варваров.

Общее , а не частное, свойственно подлинному бытию государства, и именно философы дают знание последнего: "Так разве не будет уместно сказать в защиту нашего взгля­да, что человек, имеющий прирожденную склонность к знанию, изо всех сил устремляется к подлинному бытию?" Регламентация в утопии всех сторон индивидуальной жизни находит логическое завершение в последнем сочинении Платона "Законы", в котором государство во имя единства и божественной справедливости готово смирять людей стра­хом и жестокими карами.

Отличие подхода Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) за­ключается не в построении новых идеальных концепций государственного устройства, а в попытке анализа его су­ществующих форм. В "Политике" Аристотель связывает функции и предназначение государства с высшей природ­ной целью человеческих существ - общением. Наряду с семьей и общиной государство выступает формой обще­ственных связей, к тому же высшей. Поэтому человек по своей природе есть животное государственное, политиче­ское. Задача политики, как науки о государстве, состоит в том, чтобы научить политического деятеля искусству госу­дарственного управления, показать ему, какой госу­дарственный строй при данном состоянии общества являет­ся наиболее пригодным.

Аристотель различает правильные формы государства и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. Неправильные явля­ются формы, в которых имеются в виду выгоды одних пра­вителей, а не народа. Государственный строй, считает Ари­стотель, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. Среди правильных форм государства он выделяет монархию или царство, аристократию или господство лучших и поли-тию или республику..

Каждой правильной форме противостоит неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; оли­гархия, где правят богатые для собственной выгоды; демо­кратия, где властвуют бедные, имея в виду только собствен­ный интерес.

Политический идеал Аристотеля состоит в государстве: в котором только закон есть сила. Но он допускает, чтобы добродетель могла пользоваться насилием. Наиболее подхо­дящей в практическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых. В этическом и по­литическом отношениях наиболее ценным является "среднее" сословие. В целом же Аристотель остается приверженцем полисной системы устройства государства, т.е. не выходит за рамки его основного принципа подчинения человека целому, государству.

"Но самое главное при всяком, государственном строе -это посредством законов и остального распорядка устро­ить дело так, чтобы должностным лицам невозмоокно было наживаться."

Аристотель. Политика.

Древне-римские юристы и философы внесли существен­ный вклад в политическую теорию и прежде всего в разра­ботку проблемы правового равенства граждан в государст­ве. Ими обосновывается идея правовой формы самостоя­тельности индивида как юридического лица. Среди полити­ческих мыслителей Древнего Рима следует особо отметить Марка Туллия Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.). Ему принадлежат работы "О государстве" и "О законах".

Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщими требованиями природы, включающими в том числе и веления человеческой природы. И хотя государство-республика основано на ве­лениях всеобщего разума и справедливости, но оно также есть дело народа и возникает в результате согласия в во­просах права и общности интересов. Причиной образова­ния государства является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не нарушать чужую собствен­ность.

Цицерон следует за Аристотелем в выделении форм государства: царская власть, власть оптиматов (аристокра­тия), народная . власть /демократия/. Предпочтительнее -смешанная форма, важнейшим достоинством которой яв­ляется прочность государства- и правовое равенство его граждан.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!