Политические и социально-экономические преобразования на первом этапе революций

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Процесс конституционного закрепления нового социально-экономического и государственного строя в основном совпадает с этапами развития народно-демократических государств. Существенной особенностью конституционного развития некоторых европейских стран народной демократии было то, что в них сохраняли свое действие старые довоенные конституции, не действовавшие в период фашизма. В Польше конституция 1921 г.,  в Румынии 1923 г., в Болгарии 1879 г. и т.д. Восстановление прежних конституций вызывалось особенностями первого этапа революций, когда в антифашистскую  борьбу были вовлечены различные классы, в том числе буржуазия, и когда в известной степени борьба против фашизма проходила под лозунгом восстановления тех порядков, которые в этих странах существовали до оккупации. Такой политический шаг новых правительств имел антифашистскую направленность и способствовал укреплению демократических сил. Важно учесть, что при введении в действие прежних конституций народная власть исключала из них те положения, которые ущемляли права трудящихся (например, аннулировались все ограничения всеобщности выборов, вместо двухпалатных создавались однопалатные представительные органы и т.д.). Вопреки сопротивлению оппозиционных сил, новая власть потребовала неуклонного исполнения всех демократических положений этих конституций, особенно тех, в которых речь шла о реализации основных прав и свобод граждан, функционировании высших и местных представительных учреждений, законности и правопорядка.

Однако старые конституции не создавали правовой основы для реализации тех глубоких социально-экономических и политических преобразований, которые происходили в странах народной демократии уже на первом этапе революции. Поэтому народно-демократические правительства издавали новые акты, закреплявшие происходящие в стране демократические изменения. Таковы, например, законы об аграрных реформах, о национализации промышленности, транспорта, банков, законы, на основании которых производился слом старого и создание нового государственного аппарата и т.д. Следовательно, некоторое время в странах народной демократии действовали как старые, так и новые конституционные нормы, и только затем были приняты новые конституции.

В большинстве восточноевропейских стран народной демократии принятию новых конституций предшествовало проведение референдумов по важнейшим вопросам общественно-политического устройства. Избирателям предлагалось высказать свое отношение к аграрной реформе, национализации основных отраслей экономики, проводимому курсу внешней политики, утверждению новых государственных границ, упразднении верхней палаты парламента, ликвидации монархии и т.д. Как правило, референдумы заканчивались победой демократических сил. В ряде государств принимались временные конституции и конституционные акты, что также подготовило почву для принятия народно-демократических конституций, социалистических по своей сущности.

Первые конституции государств Центральной и Юго-Восточной Европы были приняты во второй половине 40-х гг.: в Югославии и Албании – в 1946 г., в Болгарии и Польше – в 1947 г., в Чехословакии и Румынии – в 1948 г., в Венгрии и ГДР – в 1949 г.

Все указанные конституции закрепляли факт создания народной власти, провозглашали республики народными, отражали завоевания первого, демократического этапа революции. Вместе с тем, признавали, что значительная часть земли и промышленности находится в руках буржуазии, фиксировали многоукладность экономики. Они не отрицали наличия частной собственности на средства производства. Однако на недра земли, леса, воды и другие природные богатства, крупные промышленные предприятия, средства связи и транспорта, банки  устанавливалась государственная собственность.

Конституции провозглашали широкий комплекс демократических прав и свобод граждан: свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, образования союзов и объединений. Закреплялись и такие права граждан, которых не знали буржуазные конституции – право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и т.д. Но все эти демократические права и свободы, говорилось в конституциях, не могли быть использованы в реакционных целях. По тем же причинам в конституциях закреплялись некоторые ограничения избирательного права, в частности для лиц, которые вели активную антинародную деятельность.

Первые народно-демократические конституции отражали новую сущность государственных органов как органов власти трудящихся во главе с рабочим классом. Вместе с тем, в конституциях некоторых государств были сохранены институты и учреждения, позаимствованные из буржуазно-демократических конституций. Например, в Чехословакии, Югославии, ГДР сохранялась должность президента, а также прежняя, традиционная система высших органов власти и управления. Но это не изменяло народно-демократической сущности указанных государств.

Новыми по содержанию являлись конституции 50-60-х гг.: в Польше и Румынии 1952 г., Чехословакии 1960 г., Румынии 1965 г., Болгарии 1971 г., отражавшие этап социалистического строительства в странах народной демократии. А там, где не были приняты новые конституции, в действующее конституционное законодательство был внесен ряд существенных изменений и поправок, свойственных этапу строительства социализма. Все они отражали победу коммунистических режимов над силами оппозиции, нарастающие темпы создания тоталитарного общества и государства диктатуры пролетариата, проникнуты духом классовой розни и нетерпимости. Все конституции исходили из организационно-правового принципа единовластия Советов (или их аналогов – национальных собраний), которым формально отводилась роль полноправных органов власти в центре и на местах. Так, высшим органом государственной власти Венгрии являлось однопалатное Государственное собрание, которое избирало Президиум Венгерской народной Республики и Совет Министров. По такой же схеме строились и системы высших органов государственной власти в других конституциях. Были упразднены элементы старой государственной системы. Вместо должности президента республики (Венгрия, Польша, Чехословакия)  был учрежден  коллективный глава государства – Президиум  или Государственный совет. При этом роль государственных советов усиливалась. Была ликвидирована прежняя система местного самоуправления.

Конституции отразили общую тенденцию существенного расширения рамок конституционного регулирования всего социально-политического устройства. В них закреплялись принципы организации и функционирования политических систем, взаимодействия партий, общественных организаций, трудовых коллективов. Характерной чертой этих конституций было развернутое закрепление коммунистических и рабочих партий как главных политических институтов, единственной «руководящей и направляющей силы» общественной и государственной жизни.

Вместе с тем, в конституциях ГДР, Болгарии, Чехословакии, Польши формально признавалась многопартийность, при этом подчеркивалась важность массовых общественно-политических объединений и движений типа национальных (народных) фронтов. В ряде конституций получили дальнейшее разрешение вопросы национально-государственного строительства, создание государственных и территориальных образований.

Как и в предшествующих (первых послевоенных), во всех новых конституциях провозглашался широкий перечень прав и свобод граждан, их вовлечение в общественно-политическую жизнь, создание условий для реализации народовластия. Более того, этот перечень был дополнен новыми формальными правами, сопровождался устранением ряда ограничений и кругом обязанностей: соблюдать Конституцию и законы, защищать Родину и социалистическую собственность, добровольно выполнять общественные поручения и т.п.

В конце 50-х годов в Болгарии было объявлено, что экономическая основа социалистического общества построена. Но, несмотря на успехи в индустриализации и кооперации сельского хозяйства, страна столкнулась с определенными трудностями, в частности экстенсивный путь развития был исчерпан. Экономические реформы начала 60-х годов позволили  выйти из кризиса, но формы и методы управления, командно-административная система оставались прежними, что значительно снижало темпы  экономического роста не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Следствием этого стало снижение жизненного уровня населения. В этих общественно-политических условиях власть приобретала все более авторитарный характер. К середине 80-х годов, когда значительно были сокращены поставки промышленного сырья из Советского Союза, ошибочная инвестиционная политика привела к упадку сельского хозяйства и, в конечном счете, к глубокому экономическому кризису.

В 1960 г. Национальное собрание Чехословакии приняло новую Конституцию, означавшую завершение переходного периода от капитализма к социализму. В Конституции закреплялся курс компартии на переход к коммунизму. Чехословакия стала социалистическим государством и в связи с этим получила название Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР). В Конституции подчеркивалась руководящая роль компартии, приверженность союзу с СССР и другими социалистическими странами. Страна провозглашалась государством двух равноправных народов – чехов и словаков, вместе с тем, автономия Словакии была ограничена.

Экономические трудности, связанные со снижением объема национального дохода, вызвали недовольство в стране. Усиление напряженности в обществе, связанное с нерешенностью национального вопроса, незавершенной реабилитацией незаконно репрессированных в конце 40-х – начале 50-х годов, привело к тому, что в самой партии появились люди,  понимавшие необходимость перемен  и выхода из кризиса. Появились оппозиционные организации, в частности, «Клуб беспартийных активистов», «Клуб 231». В руководстве компартии также  наметился кризис. В этой ситуации президентом страны становится генерал Л.Свобода, а первым секретарем ЦК КПЧ А.Дубчек. Принимается «Программа действий», согласно которой в стране должна быть создана своя модель социализма с «человеческим лицом». Предполагалось превратить Национальный фронт в коалицию политических партий, восстановить социал-демократическую партию. Опасность «выпадения» Чехословакии из «мировой системы социализма» заставила СССР и другие страны, входившие в Варшавский Договор, предпринять в августе 1968 г. прямое вооруженное вторжение на территорию Чехословакии с целью «интернациональной солидарности». В октябре 1968 г. Национальное собрание принимает Конституционный закон о федерации. Чехословакия становится федерацией двух республик – Чехии и Словакии. Вместе с федеральными органами создаются и республиканские исполнительные и законодательные структуры. Федеральный парламент становится двухпалатным, состоящим из народной палаты, избираемой населением, и палаты национальностей, с равным представительством депутатов от каждой республики. Постепенно сторонники прогрессивных преобразований были вытеснены из коммунистической партии, профсоюзов и других организаций, многие были вынуждены покинуть страну.

В 70-80-е годы  при помощи СССР в Чехословакии удавалось поддерживать относительно высокий уровень благосостояния граждан. Но обозначились и негативные явления, в частности, замедлились темпы прироста национального дохода, продукция народного хозяйства отличалась низким качеством и не выдерживала конкуренции с западными товарами, в области управления экономикой игнорировался научный подход к ценообразованию и т.д. Вместе с тем, по сравнению с другими социалистическими странами уровень жизни был высок. Чехословакия занимала второе место после ГДР. В общественно-политической жизни страны также наметились кризисные явления: все большее число людей  обращалось к религии, возникло диссидентское движение за свободу и права человека.

Экономические реформы в Югославии, как и почти во всех других восточноевропейских странах, были предприняты в середине 60-х годов. Трудноразрешимой проблемой этих реформ стал вопрос, как совместить политический режим с рыночной экономикой. Была проведена децентрализация управления, предприятия получили хозяйственную самостоятельность. Уровень жизни значительно вырос, но, вместе с тем, выросла и внешняя задолженность, увеличилась инфляция, выросли цены, произошло социальное расслоение общества, увеличилась безработица. В 1971 г. были внесены поправки в Конституцию, которые расширяли суверенные права республик и краев за счет Федерации, но они не разрешили остроты национального вопроса.

В 1974 г. была принята новая Конституция СФРЮ. Верховным органом государственной власти и общественного самоуправления объявлялась Скупщина СФРЮ, которая состояла из двух палат: Союзного веча и Веча республик и краев. Оба веча совместно выбирали председателя Скупщины и его заместителей, председателя и членов Союзного исполнительного веча (правительства). Особенностью Конституции  было уменьшение экономических и политических функций федерации при усилении роли и прав республик и краев. Основной закон определял югославскую федерацию как «государственное содружество добровольно объединившихся  народов и их республик, а также социалистических автономных краев Воеводины и Косово». Подтверждалась государственность республик и краев, которые должны были сами выполнять многие функции федерации на основе взаимных соглашений. Большинство экономических и кадровых вопросов  передавалось республиканским органам. Таким образом, по Конституции Югославия приобрела ряд черт конфедеративного устройства.

После смерти И.Б.Тито в 1980 г. власть в стране перешла в руки Президиума СФРЮ и президиума  ЦК СКЮ. Эти органы, включавшие по одному представителю от каждой республики и автономного края, по очереди избирали сроком на один год председателя. Данная государственно-политическая система не отличалась стабильностью. Социально-политический кризис, охвативший страну в 80-е годы, привел к усилению национальной партийно-государственной бюрократии, экономическому обособлению республик. Безработица составила 15%, инфляция – 100%, внешний долг достиг 20 млрд долларов. Кризис обострился и в связи с событиями в автономном крае Косово, населенном на 80% этническими албанцами, не имевшими равных прав с сербами и хорватами и стремившимися к объединению с Албанией.

В индустриализации страны и кооперации сельского хозяйства  Польши были достигнуты определенные успехи, но, вместе с тем, в обществе росла социальная напряженность, недовольство репрессиями. Политический кризис в стране после 1956 г., вызванный осуждением культа личности Сталина, нанес удар и по авторитету ПОРП. Забастовка рабочих в Познани в этом же году закончилась трагедией. В результате применения оружия против демонстрантов погибло 74 человека, около 600 было ранено.

В конце 50-х-60-е годы были предприняты попытки модернизировать политическую систему. Была принята концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая изменение аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие самоуправления, повышение роли сейма и народных советов в управлении страной, налаживание партнерства с  Объединенной крестьянской партией и Демократической партией, профсоюзами и другими общественными организациями. Это позволило улучшить материальное положение людей, увеличить производительность сельского хозяйства, либерализировать  политическую и культурную жизнь, осудить репрессии и тем самым, ослабить социальную напряженность в стране. Но с нарастанием экономических и политических трудностей в стране проявились тенденции отхода от либерализации режима в сторону диктата партии. В конце 60-х годов по стране прокатилась волна студенческих демонстраций, которые были разогнаны с помощью милиции. Протест рабочих Гданьска, Гдыни, Щецина против повышения цен привел к тому, что в столкновении с военными и милицией погибло 44 человека, ранено более тысячи. Последовавшие вслед за трагедией экономические реформы  закончились безрезультатно. К середине 70-х годов Польша имела долг перед западными странами в размере 100% стоимости ее экспорта в капиталистические страны, т.е. государство практически являлось банкротом. Повышение цен на продовольствие вызвало волну протеста по всей стране. Таким образом, политическая ситуация в стране была крайне напряженной, росло недовольство руководством страны и разочарование в «реальном социализме».

С середины 70-х годов появляется организованная оппозиция в стране: «Комитет защиты рабочих», «Движение в защиту прав человека», «Конфедерация независимой Польши», «Движение молодой Польши», создаются свободные профсоюзы. После избрания в 1978 г. папой римским кардинала краковского К.Войтылы (Иоанн Павел II) обозначился рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей коммунистическому режиму. Очередное повышение цен на продовольствие в 1980 г. привело к забастовкам, следствием которых стал компромисс между властью и забастовочными комитетами. Оппозиционные организации были легализованы. В ноябре 1980 г. создается профсоюз «Солидарность», насчитывавший около 3 млн членов. Это было объединение автономных организаций отдельных регионов под руководством  всепольской согласительной комиссии, главой которой являлся председатель гданьского межзаводского забастовочного комитета электрик судоверфи им. Ленина Лех Валенса. «Солидарность», прежде всего, являлась общественно-политическим движением, объединявшим разнородные силы. Ею была выдвинута концепция саморегулирующейся революции, т.е. внутренней перестройки общественно-политического строя. Предполагалось установить политический плюрализм, общественный контроль за деятельностью государства, обеспечить независимость общественных и государственных институтов от компартии. В 1981 г. политическое противостояние между «Солидарностью» и правительством закончилось введением военного положения в стране, приостановлением деятельности всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов. Вся полнота власти в стране сосредоточилась в руках Военного совета национального спасения во главе с В.Ярузельским. К концу 80-х годов стало очевидным, что ПОРП и правительство не способны вывести страну из кризиса. В результате Пленум ЦК ПОРП принял резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме и, таким образом, общественно-политическая деятельность «Солидарности» была легализована. Весной 1989 г.  «круглый стол» с участием правительства, ПОРП, «Солидарности», союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов, профцентра новых профсоюзов и епископата принял решение о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, также было решено создать в парламенте вторую палату – сенат и разделить мандаты между различными политическими силами в сейме. 65% мандатов в сейме предназначалось партиям правящей коалиции (ПОРП – 37%), а 35% – для оппозиции. Выборы в парламент принесли победу оппозиции, все кандидаты прошли в сейм и сенат. Президентом страны был избран В.Ярузельский. Кабинет министров возглавил видный деятель светских католиков Т.Мазовецкий.

ХХ съезд КПСС и его решения во многом повлияли на общественно-политическую жизнь стран Восточной Европы.  ЦК РРП вынужден был признать влияние культа личности и в Румынии,  провести мероприятия по его преодолению, носившие поверхностный характер, например, переименование улиц, учебных заведений. Вместе с тем, партийно-авторитарный характер власти, централизованное управление всей общественной жизнью, подавление инакомыслия остались неизменными.

С конца 50-х годов в Румынии принимается новая политическая доктрина «национального коммунизма» с претензией на особое положение  в лагере стран социализма и независимость от СССР. В 1965 г.  лидером РРП, переименованной в Румынскую коммунистическую  партию, становится Н.Чаушеску. Румынская народная республика переименуется в Социалистическую республику Румынию (СРР). Тем самым подчеркивалась преемственность коммунистического движения в  Румынии. Новый лидер объявил об «особом пути», «особом мнении» Румынии, смысл которых заключался в политическом  маневрировании между СССР и Западными странами. В 70-80-е годы  с обострением экономической ситуации возросла социальная напряженность, выразившаяся в манифестациях под лозунгами: «Долой диктатуру!», «Долой Чаушеску!». Недовольство политикой компартии охватило все слои населения и персонифицировалось в личности диктатора Н.Чаушеску.

После смерти И.В.Сталина в Венгрии по инициативе советских партийных лидеров была предпринята попытка  «нового курса» и смягчения экономической и социальной напряженности в стране. С этой целью Пленум руководства ВПТ понизил генерального секретаря М.Ракоши в звании. Премьер-министром страны стал И.Надь, который  приступил к осуществлению реформ и демократизации общества. Были реабилитированы незаконно осужденные, ликвидированы лагеря для интернированных лиц, отменены полицейские суды, снижены темпы кооперирования крестьянства. Демократизация политического строя осуществлялась в рамках однопартийного государства и не затрагивала его основ. Весной 1955 г. И.Надь был отстранен от руководства правительством, лишен всех партийных постов и исключен из ВПТ группой Ракоши – Гере. Недовольство в обществе политикой ВПТ вылилось в начале октября 1956 г. в мощную мирную демонстрацию протеста против сталинизма и органов госбезопасности. Народное восстание выступило под лозунгами выведения советских войск, созыва съезда партии и перевыборов сталинистско-ракошистского режима центрального руководства ВПТ, проведения открытого судебного процесса над Ракоши, проведения свободных выборов в парламент на многопартийной основе. Политические требования касались также утверждения свободы слова и печати, восстановления национального герба и праздника революции 1848 г. Трагические события 1956 г. завершились  восстановлением власти ВТП, которая была реорганизована в Венгерскую социалистическую рабочую партию (ВСРП) во главе с Я.Кадаром. Была восстановлена ведущая роль компартии и закреплена в конституции. Постепенно произошло возвращение к старой системе, что и привело к кризисным явлениям в обществе со второй половины 80-х годов.

Практика государственного развития народно-демократических государств Европы столкнулась с серьезными трудностями. Далеко не всё трудящееся население, не говоря о свергнутых классах и ранее имущих слоях, готовы были следовать предначертаниям коммунистов по пути социализма. Им были ближе и понятнее мировые общедемократические ценности – свобода, равенство, собственность, безопасность. Освободившись от фашистской тирании и оккупации, они стремились к свободе предпринимательской деятельности, хотели быть собственниками своей земли, а их политические, экономические, национальные и конфессиональные интересы принимались бы во внимание всеми и всемерно защищались государством.

Однако утвердившиеся тоталитарные коммунистические режимы навязали населению национализацию, коллективизацию и культурную революцию, существенно ущемили права собственников, не гарантировали провозглашенные в конституциях демократические права и свободы, ущемляли интересы национальных меньшинств, видимая устойчивость федеративных отношений в Югославии и Чехословакии поддерживались силой штыков.

Уже в 60-80-х гг. плановая система социалистического хозяйствования стала испытывать серьезные трудности. Межгосударственная отраслевая специализация и кооперирование в рамках СЭВ стали давать сбои, слабо учитывалось потребности национальных народно-хозяйственных систем. Резко снизились темпы сельскохозяйственного  и промышленного производства, упала заработная плата трудящихся, повысился уровень безработицы, возросли трудности в сфере обслуживания. Нивелировка отчетности на партийном и государственном уровне лишь ухудшала общую картину кризиса социалистической экономики, не могла скрыть устойчивой тенденции падения жизненного уровня населения.

Многие недостатки внутригосударственного экономического и политического развития новая оппозиция коммунистическому режиму в странах народной демократии стала связывать с неосталинизмом и военно-политическим давлением Советского Союза. Выявились существенные идеологические разногласия в мировом коммунистическом сообществе. Формально не отвергали, но фактически игнорировали путь социалистического развития лидеры Югославии (И.Тито) и Албании (Э.Ходжа). Дело дошло до открытых антисоветских и антикоммунистических мятежей в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.). Масштабные акции протеста неоднократно вспыхивали в Польше и ГДР.

Вместе с тем, социалистическими странами были достигнуты определенные успехи в социально-экономической сфере. Неуклонно рос жизненный уровень населения, благосостояние общества.

К концу 80-х гг. крупнейший исторический эксперимент по реализации научных идей социализма на практике исчерпал себя. Мировая система социализма распалась. Закончился длительный сорокапятилетний период продвижения стран Центральной и Юго-Восточной Европы к капитализму через социализм.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!