Политическая жизнь в Риме в конце Республики

14 Окт 2016 | Автор: | Комментариев нет »

В то время как Помпей устраивал дела на Восто­ке, в самом Риме кипела ожесточенная борьба пар­тий и котерий. В то время как рабы и низшие слои свободных боролись за освобождение от рабства, за передел земли и кассацию долгов, магнаты воевали друг с другом за верховенство в государстве. Сила магнатов заключалась в их богатстве, землях (лати­фундиях) и клиентах, вербуемых во всех обществен­ных слоях. За каждым магнатом стояла целая армия его друзей, клиентов и рабов. Из своих клиентов рим­ские магнаты — Помпей, Красс, Домиций Агено- барб, Цезарь и др. — набирали целые армии, во гла­ве которых они сражались друг с другом за верхов­ную власть в республике.

Состояние Помпея, вассалами которого были не только отдельные лица, но даже целые города и про­винции, исчислялось десятками миллионов сестер­ций. Союзник Помпея Домиций Агенобарб во время войны Цезаря с Помпеем составил из своих людей — рабов, вольноотпущенников и колонов — флотилию из семи быстроходных кораблей, с которыми он предпринял осаду Массилии (navibus actuariis septem, qnas lgili et in Cosano a privatis coactas servis, libertis, colonis suis compleverat).

Значительная часть населения находилась в кли- ентстве у магнатов, рассматривая их как своих по­кровителей. В последнее столетие Республики счи­талось даже правилом, что всякий человек должен быть чьим-либо клиентом (hominem alicuius), нахо­диться под чьим-либо покровительством (se commendare alicui). У клиентов могли быть свои клиенты, так сказать, клиенты второй степени, и таким путем со­здавалась иерархическая лестница клиентских зави­симостей и отношений. В последние века Республи­ки избирательные кампании как в центре, так и в про­винциях собственно и сводились к вербовке клиентов и организации выборщиков. Исход выборов, приня­тие или отклонение законопроектов зависели от чис­ла клиентов и умелой агитации.

Существовали даже специальные руководства для соревнующихся в соискании государственных долж­ностей, в которых излагались методы агитации, при­обретения клиентов и борьбы с противниками. Сна­чала, говорится в одном из таких руководств, надо агитировать среди своих друзей и клиентов, затем выйти на более широкую арену, привлекая на свою сторону возможно большее число выборщиков.

В руководстве отмечается, что дружеские связи нужно укрепить и расширить и всяческими средст­вами следует привлекать на свою сторону магистра­тов, сенаторов и всадников. Не следует пренебрегать и мелкими людьми - клиентами, вольноотпу­щенниками, гражданами своей трибы и даже рабами; хотя те и не участвуют в выборах, но репутация че­ловека зависит во многом от отзывов прислуги.

Само появление кандидата на улице должно вну­шить избирателям уважение. «Необходимо, чтобы ты собирал около себя каждый день множество людей всякого звания, всех возрастов и общественных положений, ибо из самого множества их можно сде­лать заключение, какие у тебя будут в предстоящей битве силы и возможности...».

Разными средствами можно добиться расположе­ния народа. Кандидат должен быть приветливым, ста­раться запомнить как можно больше людей, при встрече называть каждого по имени, напрягая свою память и пользуясь услугами номенклатора - раба, который на ухо шептал бы, как зовут встречного. Лесть порочна в повседневной жизни, но она необ­ходима, когда ищут консульства. Кандидат должен показать себя перед избирателями щедрым, и если у него недостаточно средств, чтобы угощать всех, нуж­но добиваться того, чтобы друзья прославили добро­ту и расположение к народу будущего консула.

В качестве наиболее действительных средств при­влечения на свою сторону выборщиков и друзей ре­комендовались ухаживание, благотворительность (benignitas), щедрость (liberalitas), настойчивость, лесть (blanditio), а больше всего угощение и подарки. По отношению к каждой категории гражданства применялись особые методы: к магистратам - одни, к городским общинам и союзам - другие, к низшим слоям плебса (infima plebs) - третьи. С этой целью в особую категорию выделялись коллективные еди­ницы: ремесленные корпорации, общины, союзы и землячества. Для успешной агитации необходима предварительная работа среди населения в смысле изучения состава, количества, настроения и нрава избирателей не только самого Рима, Италии, но и провинций.

«Представь себе в уме и удержи в памяти всю Италию в ее разделении по трибам; перебери все му­ниципии, колонии, префектуры, чтобы не осталось ни одного места в стране, в котором бы у тебя не было опоры; расспроси и выследи людей из всех округов; познакомься с ними, попроси их, надавай им всяче­ских уверений, похлопочи, чтобы они стояли за тебя в пределах своей местности и чтобы они были как бы кандидатами твоего дела».

Но все это имеет успех лишь в том случае, если агитация сопровождается всенародными пирами (epulae), угощениями, раздачами и празднествами.

Из истории конца Римской республики можно привести много примеров, иллюстрирующих выше­изложенную программу политической агитации. К прямому или косвенному подкупу «многочисленной толпы» избирателей прибегали все известные нам политические деятели позднереспубликанского Рима, прежде всего, конечно, магнаты. Помпей устраивал угощения и раздачи в своих садах, Красс взял на себя снабжение городского населения хлебом в течение трех месяцев, Цезарь в 60 г. получил консульство лишь после того, как подкупил голосующие цен­турии. Политические подкупы даже старались оправ­дать теоретическими доводами. Так, Марк Туллий Цицерон полагал, что в демократической республи­ке политические подкупы, если только они не слиш­ком грубы, не содержат в себе чего-либо предосуди­тельного: это в порядке вещей всякого «свободного» государства2.

«Мы должны допустить, чтобы люди, которые полагают в нас всю надежду, также давали нам что- нибудь: они не могут ни защищать нас на суде, ни служить заложниками, ни принимать нас за своим столом, у них ничего нет, кроме своих голосов»

Когда собственных средств не хватало, пускались в ход общественные средства: кормление массы за счет государства, частичные или полные кассации долгов (tabulae novae), раздача добычи, празднества и игры — словом все, что впоследствии объединялось общим наименованием «политика хлеба и зрелищ». В середине I в. число получателей дешевого хлеба в одном Риме, приблизительно при миллионном насе­лении, достигло 320 тыс. То же самое, только, конеч­но, в меньших масштабах, происходило в муниципи­ях и провинциях. В случае успеха потраченные со­стояния с лихвой наверстывались во время войн и управления провинциями. В провинциях же такие всемогущие магнаты, как Помпей в Испании или Цезарь в Галлии, чувствовали себя настоящими «ко­лониальными императорами».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!