Политическая культура

31 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

 1. Понятие политической культуры

2. Типы и виды политической культуры.

3. Политическая культура и политическая система общества: механизмы взаимодействия.

 Список литературы

1. Понятие политической культуры

 Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру путают с политическим поведением.

Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к середине XX в. На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли X. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье.

Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев).

Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры.

а) это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;

б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами;

в) это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;

г) это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.

Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.

Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе.

Как очевидно из приведенных определений, основными характерными чертами политической культуры являются:

- «предписывание» во взаимоотношениях властей и граждан определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть оформлена законодательно, а другая часть утверждается в обществе в форме традиций, обрядов, обычаев;

- обеспечение целостности и интегрированное™ политической сферы. Такое обеспечение происходит через присущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы. Именно они способствуют единству и взаимодействию политических институтов и организаций общества;

- координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом. Сочетание интересов различных социальных групп, интересов государства и его граждан.

Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.

Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.

Нравственно-оценочный элемент состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей.

Поведенческий элемент содержит в себе политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение.

Соответственно знание и понимание гражданами: а) политических интересов - личных, коллективных, государственных общественных, региональных, глобальных; б) конституции и других законов страны; в) программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; г) сложившихся в стране политических отношений; д) происходящих политических событий и явлений; е) сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; ж) основных политических норм и процедур; з) форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; и) особенностей политических процессов международной жизни - тесно связаны с познавательным элементом политической культуры.

Осознанное участие граждан: 1) в обсуждении проектов государственных документов в ходе референдумов; 2) в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; 3) в работе различных государственных и общественных организаций; 4) в политических, кампаниях и мероприятиях; 5) в деятельности политических партий и общественно-политических организаций - связано с поведенческим элементом политической культуры.

Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический.

Мировоззренческий уровень является базовым. На этом уровне происходит самоопределение человека в мире политики, выбор им тех или иных политических ориентации и норм политического поведения.

Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или восточной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т. п.

Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро» политической культуры. Данный уровень характеризует отношение людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, либо вступая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей.

Именно на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в приоритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия.

Политический уровень. На данном уровне складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям: от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотношения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политическое (либо аполитичное) поведение.

Достигнув этого уровня, люди или активно включаются в политическую жизнь общества, или сознательно устраняются от политики. При этом определенная часть людей занимает и позицию «наблюдателей». Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой.

2. Типы и виды политической культуры.

Выделяют следующие основные модели политической культуры - тоталитарно-авторитарная и либерально-демократическая.

Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры характеризуется приоритетностью коллективистских качеств гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты:

- политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство;

- политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями. Активно практикуется политическая цензура;

- политический язык стандартизирован и скуден. Ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность. Соответствующая символика маловариантна, однообразна и редкообновляема;

- политическая культура общества формируется «сверху» на безальтернативной основе;

- уровень политической культуры большей части общества невысок. Политико-культурный прогресс малодинамичен.

Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самоизолированностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе и прямое.

В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности.

Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать отдельные либерально-демократические элементы.

Либерально-демократическая модель политической культуры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование.

Этой модели присущи следующие характерные черты:

- политические сознание и ценности общества формируются децентрализованно (многоканально), из многообразных источников. Согласно им уровень приоритетности государственных интересов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его социальных групп, граждан.

Основные ценности: права: человека, свобода, плюрализм (т. е. многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.;

-политическое информирование общества многоканально и альтернативно. Прямая политическая цензура минимальна, применяется в основном к информации радикального, экстремистского толка;

существует свобода слова и печати, однако уровень этой свободы различен. Он зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий;

- политический язык обширен и нестандартен. Непрерывно совершенствуется и обогащается. Политическая символика многовариантна, развивается в режиме модернизации;

- политическое поведение многообразно;

- политическая культура общества находится на достаточном уровне. Ей присущ политико-культурный прогресс, подкрепляющийся технико-технологическим прогрессом.

Названные обстоятельства в совокупности обеспечивают высокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой.

Либерально-демократическая модель политической культуры отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное политическое насилие.

Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются и типы. Они различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию.

Охарактеризуем основные типы политической культуры:

1. «Закрытый» тип. Отличается политической замкнутостью. Сориентирован на собственные политические ценности и нормы. Развивается в режиме политико-культурной автономии. Четко привержен к собственным этническим, религиозным (либо идеологическим) историческим, социальным традициям. Невосприимчив к другим системам политических норм и ориентации.

Данному типу свойственны ограничение и регулирование политических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.

2. «Открытый» тип. Восприимчив к инокультурному опыту. Имеет богатые политические традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоянного самореформирования. Отличается высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности.

Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либерально-демократической модели политической культуры.

3. Патриархальная политическая культура. Данный тип присущ неразвитой культуре, существующей в обществе, в котором идет процесс становления политической системы.

У людей - носителей этого культурного типа отсутствует политическая активность и разборчивость. Распространена политическая наивность. Политические взгляды людей «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях.

Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам и институтам.

4. Подданническая политическая культура. Носители этого типа предпочитают подчиняться властям. Не пытаются оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении.

Представителям данного типа свойственны отсутствие активной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они не готовы к активному участию в политической жизни. Для таких людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой.

5. Активистская политическая культура. Отличительной чертой этого типа является отчетливая ориентация гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.

Третий, четвертый и пятый типы политической культуры относятся к категории «чистых», - т. е. достаточно ярко выраженных. Наряду с ними существуют и «смешанные» типы политической культуры:

6. Патриархально-подданическая политическая культура.

7. Подданическо-активистская политическая культура.

8. Патриархально-активистская политическая культура.

Дело в том, что в реальной политической жизни различные политико-культурные типы взаимодействуют между собой и взаимовлияют друг на друга. В результате этого и образуются « смешанные» типы политической культуры.

9. «Культура гражданина» (относится к числу «смешанных» типов). Данный тип наиболее характерен для буржуазно-демократических политических систем. Он наиболее эффективно сочетает элементы других типов политической стабильности. Способствует конструктивному функционированию соответствующих политических режимов.

10. Фрагментарная политическая культура. Наиболее отчетливо этот тип наблюдается в обществе, вошедшем в полосу нестабильности, переживающем переходный период и социально-экономическую «ломку».

В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества.

Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, политической агрессивностью и нетерпимостью. Ей свойственна и харизматичность, - то есть ориентация не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальной групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями».

11. Интегрированный тип политической культуры. Отличается наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни.

Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры. Речь идет о специфических «подкультурах». Политические субкультуры характерны для конкретных субъектов политики. Они отличаются своеобразными взглядами, предпочтениями и поведением соответствующих групп людей в сфере политики.

3. Политическая культура и политическая система общества: механизмы взаимодействия.

 Известно, что политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Соответственно, именно этими двумя сторонами политическая культура и интегрируется в политическую систему общества.

Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание. Определим: каким образом политическое сознание связано с политической системой.

Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.

Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.

Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.?

По этим причинам состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.

Политическое сознание в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться. Таким образом, политическое сознание является важным элементом информационной составляющей политической системы.

Практическая сторона политической культуры представлена политической социализацией, то есть включением человека в политическую систему. Политическая социализация является неотъемлемой частью политической культуры. Она представляет собой особый политико-культурный процесс. Так что же такое политическая социализация? Еще в 430 г. до н. э. Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». И действительно: судить (в данном случае неважно как) о политике могут все. Ведь политика так или иначе затрагивает интересы всех и каждого.

Поэтому люди понимают, что они должны иметь хотя бы самые общие представления о мире политического, о власти, о тех, кто принимает решения, и кто несет ответственность за их выполнение.

Соответственно люди усваивают, «впитывают» в себя господствующую в данном обществе политическую культуру. Каждый отдельный человек (вольно или невольно) включается в процесс властных отношений, постепенно преображается в «политико-культурное существо», обладающее гражданским и политическим самосознанием.

Суть социализации вообще состоит в усвоении человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного и полноправного члена общества.

Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: а) с одной стороны, она фиксирует перевод требований политической системы во внутреннюю структуру личности в форме определенных норм и ценностей; б) с другой стороны, политическая социализация демонстрирует, как личность осваивает эти нормы и ценности, закрепляя их в определенных формах политического поведения.

Особо подчеркнем, что процесс и результат политической социализации содержат в себе внутреннее противоречие и внутренний конфликт.

Так, объективно, политически социализированный человек должен отличаться политической самостоятельностью в своих взглядах, оценках и политическом поведении. Политическая социализация призвана помочь человеку, гражданину избавиться от политической наивности и обрести политическую грамотность. Политическая социализация должна помочь человеку правильно ориентироваться в мире политики, в хорошем смысле противостоять попыткам этого мира подчинить его волю и его поведение своим интересам.

Но на практике можно нередко встретить полностью политически социализированных людей, которым не удалось отстоять свою политическую независимость, самостоятельность. Такие люди часто полностью «растворяются» в политической системе. Такие люди мало годны и для активного влияния, воздействия на политическую жизнь общества.

Острота данного противоречия во многом зависит от типа общества, от степени «жесткости» политического режима, в условиях которого оно живет. Не в меньшей мере острота данного противоречия зависит и от типа воспитания, характерного для конкретного общества.

Политической социализации личности как процессу присуща определенная последовательность. В этом плане политическая социализация имеет следующие составляющие компоненты:

1) усвоение и восприятие общественно-политического опыта, накопленного предыдущими поколениями, а также современного опыта;

2) превращение знаний об обществе, политике государства во внутренние убеждения;

3) выработка способности отстаивать свои политические взгляды;

4) приобретение необходимых навыков общественно-политической деятельности, освоение ее основных принципов и норм;

5) реализация знаний и убеждений в практической политической деятельности, в области других сфер общественных отношений.

Очевидно, что политическая социализация имеет свой особый механизм. Он функционирует на трех уровнях.

Первый уровень — социальный. Это уровень общества в целом. На нем человек вовлекается в политику под давлением серьезнейших проблем, с которыми столкнулось все общество.

Например, вовлечение людей в массовые общественно-политические движения происходит под давлением глобальных проблем современности, в том числе и экологической. Политизация людей может быть обусловлена и обострением безработицы, коррумпированностью властей, разгулом преступности, ухудшением качества и уровня жизни.

Второй уровень — социально-психологический. Дело в том, что человек политически социализируется в составе не только больших социальных групп (общественных классов, социальных общностей), но и находясь в малых группах (семья, друзья, товарищи по школьному классу или студенческой группе, коллеги по работе).

Поэтому его политической социализации во многом способствует межличностное общение. В ходе такого общения он подвергается внушению и влиянию собеседников. Через общение во многом происходит его политическая самоидентификация (самовосприятие).

Межличностное отношение, кроме того, во многом способствует и научению человека, его ориентации в политической действительности и политических проблемах.

Третий уровень - внутриличностный. На этом уровне политическая социализация происходит через интересы человека, его потребности, мотивы, установки и ценностные ориентации.

Именно они играют значительную роль в формировании политического сознания человека. Именно они во многом «управляют» его политическим поведением.

Политическая культура общества - чтобы стать частью сознания человека и повлиять на формирование его политических убеждений, должна быть «пропущена» через его индивидуальные потребности. Иначе соответствующая информация о политической действительности лишь «скользит» по поверхности человеческого сознания.

Список литературы

 1. Андреев С. С. Политические системы и политическая организация общества // Социально-политические науки. 1992. № 1.

2. Белов Г. А. Политология. Учебное пособие. М., 1994.

3. Борисов В. К. Теория политической системы. М., 1991.

4. Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1993.

5. Каменская Г. В., Родионов А. П. Политические системы современности. М.,1994.

6. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В. П. Пугачева. М., 1992

7. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). Учебное пособие / Под ред. Е. А. Ануфриева. М., 1994.

 © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(15.4 KiB, 34 downloads)
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!