Политическая идеология

20 Фев 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Нельзя понять политическую деятельность человека, пар­тии, организации, если не знать, какой системой взглядов они руководствуются. Конечно, наиболее глубинные основы политики лежат в интересах людей, но для того, чтобы ин­тересы стали двигателем политической деятельности, они должны быть осознаны. Формой, в которой происходит осо­знание интересов, является идеология. Идеология - не един­ственная форма осознания интересов, есть и другие формы: искусство, религия, утопия, миф, наука. Но идеология в этом ряду занимает особое место.

Идеологическое отражение действительности непосред­ственным образом связано с политикой. В нем интересы людей отражаются в виде идей, принципов, общественных идеалов, которые имеют практическую направленность, побуждают к действию. Идеология - это ценностное созна­ние, т.е. в ней происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответ­ствия или несоответствия тенденциям общественного разви­тия. Пристрастность идеологического сознания определя­ется тем, что каждый интерес пытается подчеркнуть свою особенность и самостоятельность. Идеологическое отраже­ние действительности касается интересов больших масс лю­дей - классов, наций, социальных групп. Следует также под­черкнуть, что в отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным духовным образованием. Таким обра­зом, идеология представляет собой систему взглядов, выра­жающую и защищающую интересы больших социальных групп людей. Любая идеология имеет политический харак­тер. Но понятие "политическая идеология" используется и в специальном смысле, как определяемая политическими инте­ресами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества, на место по­литики в общественной жизни.

Ранее в названиях партий и организаций при квалифика­ции различных направлений политики уже встречались понятия, выражающие ту или иную идеологию. В этом пара­графе будут представлены основные идеологические взгля­ды, имеющие хождение в современном политическом мире.

Либерализм. Часто в обиходе либералом называют сво­бодомыслящего человека, который терпимо относится к от­личным от его взглядам, проповедует свободу действий и са­моуправления. В таком понимании есть значительная доля истины, т.к. слова "либерал", "либерализм", либеральный" проистекают от латинского liberalis - относящийся к свобо­де.

Либерализм, как определенная идеология и политическое течение, возник в период разрушения феодальных порядков и установления буржуазных общественных отношений. Ис­точником либеральной идеологии явилась потребность соз­дания такой концепции общественного устройства и госу­дарства, которая была бы противопоставлена монархичес­кому, абсолютистскому государству. История либерализма насчитывает более двух с половиной веков, а его классика­ми являются Джон Лотас, Шарль Луи Монтескье, Иммануил Кант, Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль.

Сегодня либерализм является одной из самых распростра­ненных идеологий, его принципы ассимилированы многи­ми политическими течениями. Возникнув исторически как идеология третьего сословия, либерализм многими своими принципами выразил общечеловеческие потребности и в настоящее время имеет более широкую социальную базу.

Коренной принцип либеральной идеологии - свобода че­ловека как условие реализации им своих неотъемлемых жиз­ненных прав. Экономическая доктрина классического ли­берализма основывается на нескольких положениях: право человека на собственность, свободный рынок, свободная конкуренция, независимость экономической деятельности от государства. В соответствии с этим государство выпол­няет только одну функцию - охраны собственности, функ­цию "ночного сторожа".

Политический либерализм рассматривает свободу чело­века как абсолютную ценность, ограниченную только од­ним условием - законом, выражающим справедливость и за­щиту от посягательств другого на неотъемлемые права личности. Либеральное понимание демократии - это полити­ческое равенство людей, равенство их прав на жизнь, соб­ственность и свободу. Государство отделено от гражданско­го общества. Выступая против феодального абсолютизма, либерализм сформулировал требование ограничения дея­тельности государства правом, законом и выдвинул против концентрации власти в одних руках принцип разделения властей. В дальнейшем история либерального политичес­кого мировоззрения обогатила его идеями всеобщих выбо­ров, парламентаризма, политического плюрализма, местно­го самоуправления и др.

Либеральное мировоззрение можно в целом характери­зовать как антиэтатистское, т.е. отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь. Эту установку либерализма высказал в радикальной форме аме­риканский политический мыслитель XIX века Г.Д.Торо в своей работе "О гражданском неповиновении": "Я всецело согласен с утверждением: "Лучшее правительство то, кото­рое правит как можно меньше" - и хотел бы, чтобы оно осу­ществлялось быстрее и более систематически. Осуществлен­ное, оно сводится в конце концов - и за это я тоже стою - к девизу: "Лучшее правительство то, которое не правит вовсе". А когда люди будут к этому готовы, то именно такие пра­вительства у них и будут". Характерно, что в начале 80-х годов XX в. 59% американцев согласились с этим тезисом.

В нынешнем столетии формируется экономическая док­трина неолиберализма как ответ на экономический кризис 30-х годов и необходимость сохранения рыночных отноше­ний в условиях роста монополизма. Суть неолиберализма -обоснование необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь с целью восстановления свободного рыночного механизма. На смену идее "государства - ноч­ного сторожа" приходит идея "государства всеобщего благо­денствия".

Консерватизм. Консервативная идеология является ро­весницей либерализма. Она сформировалась как реакция на политическую мысль и события Великой Французской ре­волюции и стремилась обосновать необходимость сохра­нения традиционного уклада политической жизни, связанного с монархическим правлением (от латинского слова conservativus - охранительный). К основателям консерватиз­ма относятся англичанин Э.Берк, французы Ж.де Местр и Л.де Бональд, австрийский канцлер Меттерних и его сорат­ник Ф.Гертц.

Конечно, сегодняшний консерватор не выступает за вос­становление монархии и феодальных порядков, но ему свой­ственны те же по существу основные принципы и филосо­фия, свойственные родоначальникам консервативной идео­логии. Противники просвещения и революции, консервато­ры обрушивают свой гнев на разум и прогресс и считают, что мир можно сохранить посредством веры и традиции. Центральными в политической философии консерватизма выступают идеи органической предрасположенности обще­ства к авторитетному господству верховной власти, подчи­нения личности обществу и государству, иерархического строения государства (в силу неравенства людей), элитарно­го характера управления, обеспечение общности нации только посредством государства, свободы принятия реше­ний государством.

Консерватизм сегодня выступает за "ограниченную демо­кратию", которая единственно способна спасти плюрали­стическое общество от разрушения; за сильную власть, спо­собную принимать действенные решения, особенно в пери­од кризисов; за самоутверждение нации посредством завое­вания государством лидирующего места в мировых отноше­ниях.

Идеология фашизма по своему содержанию ориентиро­вана на политическое и идейное принуждение человека во имя фашистских идеалов нации и государства. Политико-идеологическая доктрина фашизма включает концепцию тоталитарного государства, культа вождя, войны как очис­тительного процесса, мирового господства, чистоты одной нации и расы.

Содержание концепции тоталитарного государства нап­равлено на обоснование необходимости подчинения лич­ности, социальной группы, отдельной организации универ­сальному политическому целому, представляющему высшие интересы нации, народа. Государство здесь - высшая форма общественной жизни, в которой каждая отдельная часть не может иметь самостоятельной ценности. Поэтому и само устройство такого государства должно воплощать недели­мость и всеобщность. В нем нет места плюрализму, разделению властей, самоуправлению. С этим связано специфичес­кое понимание фашистскими идеологами социализма как такой формы общественной организации, при которой го­сударству принадлежат решающие функции во всех облас­тях жизни общества и личности.

Такое понимание роли государства сопровождалось апо­логетикой иерархического государственного строения, вер­шиной пирамиды которого являлся бы вождь, ни в чем ни сомневающийся, обладающий сверхестественными полномо­чиями, выражающий "дух нации", ее "историческую судьбу".

Высшей ценностью для фашизма является нация. Но не любая, а лишь своя. Отсюда проистекают антисемитизм и славянофобия в германском фашизме. Рост немецкого насе­ления, выступающий показателем молодости нации,- по ут­верждению фашистских идеологов,- неизбежно требует до­полнительного жизненного пространства. С другой сторо­ны, размеры государства должны соответствовать уровню культуры народа, которая, как утверждалось, несомненно выше у немцев, чем у славян. Все это кладется в основу идео­логии захвата чужих территорий и войны как средства жиз­необеспечения нации.

Эти и иные идеологические постулаты послужили базой формирования фашистского тоталитарного режима и экс­пансионистской внешней политики.

Коммунизм. Термин коммунизм происходит от латинско­го communis - общий, всеобщий. Коммунистические партии в XX в. считают своим центральным идеологическим осно­ванием марксизм, т.е. учение об обществе и государстве, раз­работанное К.Марксом и Ф.Энгельсом. Идейно-политичес­ким стержнем этого учения выступает обоснование ведущей роли рабочего класса как движущей силы преобразования общества на принципах социального равенства, т.е. отмира­ния классов и классового господства.

Основными политическими идеями марксизма являются классовый характер государственной власти; соответствие государственных форм различным классовым общественно-экономическим формациям; диктатура пролетариата как классовое содержание политической власти, установленной в результате социалистической революции; замена основных принципов буржуазного государства новыми принципами -всеобщего вооружения народа, единства властей, сменяе­мости чиновничества, отзыва депутатов и т.д.

Марксистская традиция политической идеологии в конце XIX - начале XX вв. распадается на революционную и оп­портунистическую, реформистскую ветвь. Революционное течение находит выражение у В.И.Ленина, а также в рабо­тах теоретиков западной марксистской политической мысли - Р.Люксембург, А.Грамши, Д.Лукача и др. Реформистское течение берет начало в работах Э.Бернштейна, а в нынеш­нем столетии продолжено работами К.Каутского, О.Бауэра, Л.Мартова и др. В дальнейшем оно переросло в самостоя­тельное идейно-политическое направление - социал - де­мократизм, представленное ныне партиями Социалистиче­ского интернационала (образован в 1951 г.).

Революционный марксизм под влиянием догматической интерпретации идей основоположников, объективных и субъективных условий выродился в сталинизм, который аб­солютизировал идеи диктатуры пролетариата, классовой борьбы и мировой революции. Он выступил идеологическим обоснованием тоталитарного политического режима, уста­новленного в. нашей стране в 1929-1953 гг. и сопровождаемо­го культом личности. Посттоталитарный политический ре­жим в 50-е - 80-е гг. уже не использовал ряд одиозных поли­тических принципов сталинизма, но в целом не был спосо­бен произвести коренную переделку политической системы и своей политической идеологии в направлении общедемо­кратических принципов.

В настоящее время наблюдается кризис марксизма и ком­мунистического движения: ликвидированы, самораспусти­лись или преобразовались коммунистические партии в на­шей стране и в странах Восточной Европы, ряд партий в Западной Европе меняет свои идеологические принципы и наименования (Италия, Великобритания и др.), резко упало влияние коммунистической идеологии в массовом сознании. Коммунистическая идеология сохраняет сегодня свои пози­ции в Китае, КНДР, на Кубе.

Социал-демократизм. Идеологию социал-демократизма сегодня исповедуют партии Социалистического интернаци­онала, имеющие политический вес в большинстве западно­европейских стран, в некоторых других регионах мира. Мощные социал-демократические партии имеются в Вели­кобритании (Лейбористская партия), во Франции (Социали­стическая партия), в ФРГ(Социал-демократическая партия Германии), в Испании (Испанская социалистическая рабо­чая партия) и других странах.Социал-демократическая ра­бочая партия Швеции с 1932 г.(за исключением 1976-1982 гг.) является правящей. Во второй половине 80-х гг. социал-демократы формировали однопартийное правительство в Испании, Швеции, Венесуэле, входили в правительства ряда стран, побеждали на президентских выборах во Франции, Португалии, Финляндии, Швейцарии.

Стержневой идейно-политической концепцией этого по­литического течения выступает доктрина демократического социализма, базирующаяся на ценностях свободы, ра­венства, справедливости и солидарности. Демократический социализм предполагает смешанную экономику, социально-распределительную роль государства, демократическую организацию политической жизни.

Политическая демократия включает основные принципы: права человека, политический плюрализм, правовое госу­дарство, свобода слова, печати, самоуправление и т.д. Осо­бенностью социал-демократического понимания политичес­кой демократии является обоснование ее через взаимосвязь ценностей свободы, равенства, справедливости и солидар-ности.Так, либеральное определение свободы через соб­ственность и равенство возможностей, считают социал-де­мократы, является недостаточным, т.к. в другом человеке собственник видит преграду своей свободе, тогда как свобо­да возможна не в конфликтующем обществе, а в обществе солидарном, где господствует тенденция к установлению справедливого социального равенства. Свобода в идеале предполагает единение человека, общества и природы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!