Партия эсеров в России во второй половине XIX века

2 Дек 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Уже в нач. 90-х гг. XIX века в Берне создается Союз русских социали­стов-революционеров. Этим названием социалисты-революционе­ры или эсеры стремились подчеркнуть свое отличие от социал-де­мократов и дистанцироваться от либеральных народников. В к. 90-х гг. эсеровские кружки и организации действовали во многих городах страны. В 1901-1902 гг. произошло объединение рос­сийских и заграничных организаций в единую партию. В к. 1901 г. Г.А. Гершуни организовал автономную боевую организацию в партии социалистов-революционеров, возобновившую народо­вольческую тактику индивидуального террора.

Хотя эсеровская партия объективно отражала интересы кре­стьянства, по своему составу она была преимущественно интелли­гентской. В ее ядро входили адвокаты, инженеры, техники, врачи, агрономы, учителя.

Первый съезд партии, принявший программу и устав, состоял­ся в декабре 1905 - январе 1906 гг. Автором программы и бессменным лидером партии был В. М. Чернов. Обсуждение программы привело к расколу партии на три организационно обо­собившиеся течения: эсеров-максималистов, ориентировавшихся на террор и частные экспроприации; правое крыло партии послу­жило основой для образования «Трудовой народно-социалистиче­ской партии» (энесы) во главе с А. Пешехоновым, решившим создать открытую легальную партию; основная же часть эсеров сгруппировалась вокруг центра, на основе программы, принятой на I съезде партии.

Представляя одно из направлений социалистической мысли, эсеры в своей программе имели ряд «изюминок», отличавших их от других социалистических партий и определявших их своеобра­зие.

Основным классообразующим принципом для эсеров являлось не отношение к собственности, как у социал-демократов, а источ­ник дохода. Поэтому в одном лагере оказались те классы, для которых таким источником служила эксплуатация, чужого труда, в другом - классы, живущие своим трудом. Соответственно вся социально-политическая структура российского общества дели­лась не на три, как у социал-демократов, а на два политических лагеря: правительственный, который объединял дворянство, бур­жуазию, высшую бюрократию и демократический - промышлен­ный пролетариат, крестьянство, интеллигенция.

В отношении крестьянства эсеры унаследовали положения классиков народнической экономической теории об устойчивости крестьянских хозяйств, их способности противостоять конкурен­ции со стороны крупных хозяйств. Эти постулаты являлись исход­ными в эсеровской теории некапиталистической эволюции трудо­вого крестьянства к социализму, в неприятии ими социал-демократической догмы о том, что крестьянство может прийти к социализму только через чистилище капитализма, через дифференциацию на буржуазию и пролетариат.

Оригинальность эсеровского социализма состояла в теории социализации земледелия, которая исходила из того, что социалистические отношения в России должны начать произрастать в деревне. Почвой же для них, их предварительной стадией, должна была стать социализация земли, Она означала: отмену частной собственности на землю и превращение ее в общенародное до­стояние без права купли-продажи; переход всей земли в ведение органов центрального и местного народного самоуправления «уравнительно-трудовое» пользование землей. Завершающим эта­пом процесса социализации являлось обобществление земледель­ческого производства с помощью различных форм кооперации.

Важной предпосылкой для социализма и его организационной формой эсеры считали политическую свободу и демократию. Они раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федератив­ного устройства Российского государства.

Существенно отличалась позиция эсеров и в оценке первой российской революции. В отличие от социал-демократов они не признавали ее буржуазной. Вместе с тем, они не считали ее и социалистической. По их мнению, революция была «социальной», т. е. переходной между буржуазной и социалистической, т. к, помимо смены власти и перераспределения собственности в рам­ках буржуазного государства, она отменяла частную собствен­ность на землю путем ее социализации и тем самым пробивала брешь в основах буржуазного строя.

Революция внесла существенные коррективы в тактику эсе­ров, Прежде всего во много раз возросли масштабы их деятель­ности. Гораздо шире и интенсивнее стали их пропаганда и агита­ция, значительно увеличился выпуск литературы. Расширялась террористическая деятельность; число терактов выросло с 6 в предреволюционные годы до 200 за 2, 5 года революции. По сравнению с дореволюционным периодом значительно увеличи­лась численность партии и достигла примерно 50-60 тыс. чело­век. Изменился и социальный состав: рабочие и крестьяне, при­мерно в равном соотношении, составляли теперь около 90% ее членов, хотя в руководстве партии по-прежнему преобладала интеллигенция.

В целом в годы первой российской революции эсеры как политическая сила значительно упрочили свои позиции. Явно . обозначился процесс их слияния с массами, особенно с крестьян­ством, хотя овладеть достаточно прочно движением этих масс они не смогли.

После революции в эсеровской партии усилилась разноголо­сица мнений, вызванная прежде всего неоднозначной оценкой процессов, происходивших в стране, итогов революции, необходимостью соотнесения своего центрального лозунга социализации земли с разрушением крестьянской общины в ходе столыпинских реформ. В партии усилилось ликвидаторское течение, выступав­шее против установки на боевую подготовку масс и предлагавшее сосредоточиться на работе в легальных массовых организациях, начать избирательную кампанию в IV Государственную думу,

Полемика по проблеме оценки первой мировой войны привела к дальнейшему идейному, а вслед за ним организационному размежеванию партии на три группы: оборонцев, выступавших с лозунгами поддержки своего правительства в войне и временного отказа от революционной деятельности; левых, считавших, что военное поражение самодержавия ускорит победу русской рево­люции; центристов, предлагавших заключить демократический мир и отложить активные революционные выступления на неоп­ределенный срок. В дальнейшем, в 1915-1916 гг., происходит сближение правого крыла партии социалистов-революционеров с меньшевиками-оборонцами, а левого - с большевиками.

В 1883 г. бывшие чернопередельцы по инициативе Г. В. Плеханова организовали в Женеве группу «Освобождение труда» (В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов) с целью пропаганды и распространения марксизма в России. Социалисти­ческая альтернатива по-прежнему оставалась основой их мировоз­зрения, однако переориентация на марксизм предполагала прежде всего идейный разгром теории общинного социализма и террора как средства общественного переустройства. Были ниспровергну­ты с пьедестала бывшие боги - крестьянство, в отношении которого, наоборот, стала подчеркиваться его консервативность и реакционность, и возведены новые - пролетариат, который дол­жен стать основной преобразующей силой в России. Не отрицая «ужасов» капитализма, «освобожденцы» считали его необходи­мым и закономерным этапом исторического развития, через кото­рый должна пройти и Россия.

Успехи нового учения в Европе, пропаганда его взглядов плехановским кружком, кризис народничества, подъем рабочего движения привели к возникновению в России первых социал-де­мократических групп Благоева, Точисского, Бруснева, Федосеева, Эти организации были немногочисленны и состояли, главным образом, из интеллигенции и студенчества. Однако в нач. 90-х гг. к марксизму потянулись и рабочие, которым он импонировал острой и обоснованной критикой капитализма и горячими надеж­дами на построение общества всеобщего равенства и социальной справедливости. Охранительные же органы по инерции больше беспокоили призраки народовольческого террора. Самодержавие тогда еще не подозревало, что основные неприятности оно получит от неведомого пока в России марксизма.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!