Подходы к измерению влияния организационной культуры

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В оценке влияния организационной культуры на деятельность предприятия необходимо определить набор переменных для ана­лиза, а также уровни организационного взаимодействия: предпри­ятие - внешняя среда, подразделение - подразделение, индивид - подразделение, индивид - предприятие, индивид - индивид. Для каждого уровня могут измеряться как эффективность их функцио­нирования с точки зрения целей предприятия, так и удовлетворен­ность результатами взаимодействия субъектов по уровням.

В практике менеджмента разработано несколько моделей оцен­ки влияния культуры на функционирование предприятия. Напри­мер, в модели В. Сате это влияние рассматривается через семь про­цессов: кооперация между индивидами и подразделениями органи­зации, принятие решений, контроль, коммуникации, посвященность

организации, восприятие организационной среды, оправдание сво­его поведения.

Т. Питере и Р. Уотерман, взяв за образец успешные американс­кие фирмы и описав управленческую практику, определили ряд верований и ценностей организационной культуры, обеспечивших успех этих компаний: вера в действие (решение принимаются даже в условиях недостатка информации, откладывание решений рав­носильно их непринятию); связь с потребителем (удовлетворен­ность потребителя - сердцевина организационной культуры пред­приятия); поощрение автономии и предприимчивости; люди - главный источник производительности и эффективности; знание того, чем управлять (компетенция руководителя); не заниматься тем, чего не знаешь (ряд фирм не приемлют диверсификации в сто­рону от основного бизнеса); простая структура и немногочислен­ный штат управления (сокращение уровней управления); сочета­ние гибкости и жесткости в организации (высокая организован­ность предприятия жестко связывает и интегрирует людей, а гиб­кость достигается минимизацией «руководящих» вмешательств и регулирующих правил и процедур, обеспечивающей новаторство и стремление брать на себя риск).

В более общем виде связь между культурой результатами дея­тельности предприятия представлена в модели американского со­циолога Парсонса AGIL, разработанной на основе спецификации определенных функций, которые любое предприятие как социаль­но-экономическая система должно выполнять, чтобы выжить и до­биться успеха.

Сущность модели состоит в том, что для своего выживания и процветания предприятие должно быть способным адаптировать­ся в изменяющихся условиях, обеспечивать достижение поставлен­ных им целей, интегрировать свои части (подразделения) в единое целое и, наконец, быть признанным людьми и другими предприя­тиями, организациями.

Оценка влияния организационной культуры на результаты де­ятельности предприятия, фирмы, компании позволяет установить соответствие (несоответствие) культуры принятым ими стратеги­ям и целям. Для ответа на этот вопрос стратегия (цель) дифферен­цируется на определенные задачи, подцели, которые анализиру­ются с позиции важности каждой задачи для предприятия и совме­стимости ее с тем аспектом организационной культуры, который

призван обеспечить ее решение. Г. Шварцем и С. Дэвисом предло­жена матрица, демонстрирующая степень риска применения выб­ранной стратегии в условиях сложившейся на предприятии куль­туры. Используя управленческий опыт и интуицию, такой подход позволяет размещать каждую задачу на поле матрицы и опреде­лить, что необходимо предпринять в случае проблемы несовмести­мости стратегии и организационной культуры. Разрешение такой проблемы осуществляется либо путем оставления приоритета за стратегией, пренебрегая культурой, либо подстраиваясь иод суще­ствующую культуру, признавая создаваемые ей барьеры и вводя решение по «обходу» этих барьеров без внесения серьезных изме­нений в стратегию. Не исключается вариант изменения культуры для приведения ее в соответствие со стратегией. Это наиболее труд­ный и затратный подход по времени и другим ресурсам. В опреде­ленных условиях стратегия развития предприятия разрабатыва­ется применительно к существующей организационной культуре.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!