Подготовка к рассмотрению дел об административных правонарушениях

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Рассмотрение дела об административных правонарушениях выступает краеугольным камнем всего производства по делам об административных правонарушениях. Так как порядок производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению РФ, процедура рассмотрения предусмотрена главой 29 КоАП РФ, в которой содержатся основополагающие критерии этой процессуальной стадии.

Важнейшим моментом всего процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях выступает подготовка к рассмотрению дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Вопрос о компетенции в рассмотрении дел об административных правонарушениях - это прежде всего вопрос о подведомственности, т.е. об относимости дел об административных правонарушениях к ведению того или иного судьи, органа, должностного лица. При подготовке к рассмотрению дела надо установить, правильно ли определена подведомственность данного дела об административном правонарушении. Более подробно вопросы определения подведомственности по делам об административных правонарушениях рассматриваются в главе 6 настоящего пособия.

Для начала рассмотрения дела необходимо установить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.

В целях решения задач объективного, полного, всестороннего выяснения обстоятельств каждого дела и разрешения его в соответствии с законом КоАП РФ установил обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом. Этими обстоятельствами являются:

1) наличие родственных отношений подразумевает, что судья, член коллегиального органа, должностное лицо состоит в кровной связи с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем;

2) личная заинтересованность выражается в возможности получения выгоды судьей, должностным лицом, членом коллегиального органа в зависимости от того или иного исхода рассмотрения дела.

Закон предусматривает самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица при наличии обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностного лица (ст. 29.2 КоАП РФ). Это порождает у участников производства по делам об административных правонарушениях и субъектов, рассматривающих данные дела, определенные права и обязанности. Эти права и обязанности связаны с осуществлением процедуры отвода и самоотвода.

Отвод - это мотивированное заявление от участников производства по делам об административных правонарушениях, заинтересованных в исходе дела, или прокурора о невозможности рассмотрения дела об административном правонарушении данным судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом. Заявление об отводе подается лицу, органу, уполномоченному рассматривать дело, и рассматривается ими же.

Самоотвод - это мотивированное заявление судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении, о невозможности ими рассматривать данное дело по основаниям, предусмотренным ст. 29.2 КоАП РФ. Заявление подается вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган и рассматривается ими.

Итогом рассмотрения заявлений об отводе или самоотводе выступает определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установил, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится ряд процессуальных документов (определение, постановление).

В целях решения вопросов, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении, субъекты, уполномоченные рассматривать данное дело, могут выносить определения.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Вышеназванным Постановлением также разъяснено, что если при подготовке дела к рассмотрению судьей будет установлено, что рассмотрение данного дела не относится к его компетенции, он должен вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. Если рассмотрение дела относится к компетенции судьи арбитражного суда, то судья выносит определение о возвращении материалов дела органу или должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, который и вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении лица к административной ответственности.

При решении вопроса по существу дела, а именно о прекращении производства по делу об административных правонарушениях по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление.

Определение о приводе лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, возможно в том случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено в связи с неявкой без уважительной причины данных лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!