Платон и Аристотель

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Древнегреческого философа Платона можно считать представителем классического рационализма. Фундаментальной идеей этой формы рационализма является мысль о существовании мирового естественного порядка, в котором все события обусловлены определенной закономерной связью. Этот порядок существует вне и независимо от людей, но человек, благодаря своему разуму, способен постичь его. Почему? Потому что объективный мир и разум имеют одну основу, развиваются по одним и тем же законам. Поэтому важнейшей идеей классического рационализма является принцип тождества бытия и мышления. Но из этого принципа с необходимостью вытекает вопрос: если мир развивается точно так же, как и мышление, то почему результаты мышления часто не совпадают с объективными процессами?

Этот вопрос возник уже перед первыми рационалистами – Парменидом и Платоном. Они полагали, что на мышление сильное влияние оказывают чувства, поэтому мы и ошибаемся, принимая за истину «мнение». Тот мир, который мы воспринимаем через органы чувств, не есть мир сущностей, рассуждаетПлатон. В нем находятся только представители сущностей – окружающие нас предметы. А сами сущности (Платон называл их идеями или видами) в чистом виде обитают в «занебесной области», куда можно проникнуть лишь силой мышления. Эту область «занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души – уму; на нее-то и направлен истинный род знания», – пишет Платон[1]. Знаток античной философии В. Ф. Асмус так объяснял связь между идеями (сущностями) и предметами материального мира (явлениями) в философии Платона: «Поотношению к чувственным вещам их виды (идеи) одновременно и их причины и образцы, по которым эти вещи были созданы, и цели, к которым стремятся существа чувственного мира, и, наконец, понятия об общей основе вещей каждого класса, или ряда. Только идеи, по Платону, составляют истинное бытие»[2].

Платон полагал, что идеи, спускаясь из своей «занебесной области», трансформируются в классы материальных предметов: коней, деревьев, кораблей и т. п. Задача познания – увидеть за этими конкретными предметами их сущность. На это способен лишь разум, ибо он есть та же идея, до рождения, в виде чистой души, обитавшая в «занебесной области». Наш разум жил когда-то в мире истины, поэтому содержит в себе знание о нем. Согласно Платону, мы знаем все самое главное о каждом предмете, ибо наша душа когда-то наблюдала в «занебесной области» души (сущности) других предметов. Поэтому познание есть припоминание разумом фрагментов прошлой жизни в «занебесной области».

Конечно, в учении Платона идея тождественности законов материального мира и законов мышления (принцип тождества бытия и мышления) явно не сформулирована, как это, например, позже было сделано Гегелем и Спинозой. Но эта ключевая идея классического рационализма берет начало именно в учении Платона. Платон впервые четко отделил мир сущностей от мира явлений, причислив разум к первому из этих миров. Но «второй мир» устроен по образцам «первого мира», поэтому между ними есть отличие только в формах существования, а не по существу.

Благодаря этому виду рационализма, в европейской культуре возникает целостный образ мира, выгодно отличающийся от господствующих в то время бессвязных и противоречивых мифологических представлений. В этой картине мира каждый предмет имеет свое, только ему принадлежащее место. И дело разума – помочь предметам занимать свои истинные места. Такая философия верит в наличие идеального государства, идеального права, идеального образования. Необходимо лишь познать их с помощью разума, а потом направлять деятельность к этим целям. Следствием этого учения было появление многочисленных утопий в социальных науках (учение об идеальном государстве Платона, «Город Солнца» Кампанеллы, коммунизм Маркса и Ленина и др.).

Древнегреческий философ Аристотель (384–322 до н. э.) является крупным ученым и систематизатором античного знания. По ряду принципиальных вопросов он расходился с Платоном, в частности стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Признавая объективное существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя инертна, пассивна, она содержит лишь возможность возникновения действительного разнообразия вещей. Чтобы превратить эту возможность в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма, представляющая собой активное творческое начало, – причина становления вещей. Основным двигателем мира, по Аристотелю, является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Бог также есть первая причина, начало всех начал, сообщает миру цель, в направлении которой происходят в мире все изменения. Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии.

[1] Платон. Соч. Т. 2. М., 1970. С. 183.

[2] Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М., 1981. С. 11.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!