Пластические искусства,наука,философия Древнего Рима

23 Апр 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Художественный стиль Принципата запечатлен в памятниках строительного и пластического искусства. С конца Республики открывается эра строительства, продолжающаяся до самого кон­ца Империи. Все, что в этом отношении было сделано предшест­вующими поколениями, по количеству, грандиозности и блеску не могло идти в сравнение с императорским периодом. Постройки императорского времени, отличавшиеся разнообразием и ве­ликолепием, создавались знаменитыми художниками-архитектора- ми из дорогого материала, по преимуществу из мрамора.

Общая черта времени — совершенство формы, мастерство и изящество — не в меньшей степени запечатлена в пластических и изобразительных искусствах, чем в литературе и поэзии. Но вме­сте с тем на всех произведениях искусства Империи лежит печать заимствования, подражания греко-эллинистическим образцам, чувствуется влияние хороших школ, но почти совершенно отсут­ствует самобытность и самостоятельность. Отсюда холодность, поверхностность и невысокая художественная ценность произве­дений римских классических пластических и изобразительных ис­кусств по сравнению с их греческими образцами.

Из построек августовской эпохи наибольшую художественную ценность представляли: «Алтарь Мира», «Алтарь фортуны», «Мавзолей» — усыпальница Августа и его дома, окруженная рос­кошным парком, — и многие другие. На одном из фризов «Алта­ря Мира» (Ага Pacis) изображена богиня плодородия с двумя мла­денцами, символизирующая счастливую Италию, богатую хлебом, вином, плодами и скотом. В торжественной процессии в честь им­ператора, составляющей содержание композиции, дан ряд харак­терных портретов императора, его жены Ливии и его семьи.

Большая часть построек была сооружена на личные средства самого принцепса или его друзей. Из построек, сооруженных на средства друзей Августа, наибольший интерес представляет «Пан­теон» Агриппы', общественные бани (термы) Агриппы, театр Марцелла, племянника Августа, рядом с заново отремонтиро­ванным театром Помпея, и др. Во всех зданиях господствует одна идея — величие Рима и его обожествленного главы — Августа.

Строили не только общественные здания, храмы, портики и двор­цы, но и частные здания (palatia). Быт высших классов Рима в эпоху принципата отличался большой роскошью. Магнат­ские дома были полны дорогой столовой и кухонной посуды из позолоченного серебра, ложек, солонок, всякого рода кратеров, кубков, сковород, бокалов, канделябров, зеркал и самых разнообразных бронзо­вых, медных и деревянных предметов. Наибольшим изяществом отличались геммы — резные изображения на драгоценных камнях, — ив особенности гемма Августа (gemma Augustea), изображающая Августа в виде Юпитера в окружении богини плодородия, Неп­туна — бога морей, Кибелы — богини земли и произ­водительных сил. Нижняя часть рельефа изображает триумфы Тиберия — римские солдаты сооружают тро­фей в честь победы Тиберия над паннонцами.

Стены, колонны и полы богатых вилл и домов ук­рашались цветной мозаикой, декоративной живопи­сью, иногда с весьма затейливым сюжетом и изящным

орнаментом. Образец декоративной стенной жи­вописи, орнаментики и рисунка представляет стенная роспись виллы Ливии в окрестностях Рима. Много образцов мозаичной работы римлян сохранилось на стенах помпеянских домов. Таковы, например, фре­ски «Вакханки-танцовщицы», «Виноделы», «Канат­ные плясуны», «Актерские маски» и др.

Первостепенный источник по изучению римской орнаментики представляют изображения на кубках, бокалах и вазах, рассыпанных по всем музеям, обще­ственным и частным коллекциям всех стран мира. Одна из самых богатых коллекций — коллекция Боскореа- ле (Boscoreale). Боскореале и Боскореназе — две ита­льянские деревни на месте древних Помпей. Сохранив­шиеся образцы художественных, ювелирных граверных и разных других работ свидетельствуют о богатстве и художественном вкусе древнеримского общества.

Больше всего самобытности римские художники и скульпторы проявили в портретном искусстве, соединяя реальные черты с идеализацией изображае­мого лица в одно художественное целое — полуре­альный портрет. Такова, например, известная ста­туя Августа, держащего речь к войску. При сохранении портретного сходства фигуре приданы идеаль­ные черты правителя в понимании римлян — спокой­ное величие, сила воли и мягкость в чертах лица. Те же самые художественные приемы отображены в пор­третах Ливии, Агриппы, Юлия Цезаря, Цицерона и в особенности в портретах детей, дышащих непосредственностью, реализмом и самобытностью. В общем же пластические и изобразительные ис­кусства императорского Рима не пошли дальше сво­их греко-эллинистических образцов, будучи как бы подавлены их совершенством и авторитетом.

Памятники литературы, поэзии и изобразительных искусств не исчерпывают богатства культурных цен­ностей Рима. Параллельно с художественной литера­турой расширялся также и объем сведений по специ­альным дисциплинам — праву, строительной и во­енной технике, сельскому хозяйству, землеведению, земледелию и т. д. Рост товарно-денежных отношений, увеличение числа торговых сделок, кредитных опера­ций, земельных покупок, наймов (locatio-conductio), сервитутов, фидеикомиссов и многих других деловых операций способствовали разви­тию гражданского (ius civile) и международного права (ius gentium) и большей гибкости су­дебного процесса.

Римское право складывалось, главным образом, путем судебной практики, обычаев, решений маги­стратов (edicta magistratum), сенат­ских решений (senatus consulta), комментариев и высказываний ав­торитетных юристов по поводу не­ясных или спорных мест закона (consilia prudentium, opiniones, sententia, regulae). С течением вре­мени число судебных казусов

чрезвычайно возросло, накопилось много противоречивых решений и эдиктов, что неблагоприятно отра­жалось на судебной практике. И потому уже при Юлии Цезаре воз­никла мысль о систематизации юридических казусов и составле­нии сборника законов. При Авгу­сте эта мысль получила свое кон­кретное осуществление. С Авгус­та начинается систематизация рим­ского права, в конечном итоге приведшая к созданию знаменитых кодексов римского гражданского права (corpus iuris civilis). В осно­ву римского права положено не­сколько общих принципов (ius boni et aequi), охватывающих всю совокупность юридических казу­сов и тем самым облегчающих ра­боту юриста-практика.

Римское право исходит из инте­ресов правоспособной личности, свободной в своих действиях и не­сущей за них ответственность. Римское право, подобно праву бур­жуазных государств нового време­ни, построено на индиви­дуалистических основах, чем и объясняется возможность его ре­цепции (заимствования) и влияния на право западноевропейских об­ществ. Среди юристов существова­ли различные школы и направле­ния. При Августе были две влиятельные юридические школы — апологистов и аномалистов. Во главе первой стоял видный юрист Лабеон (Labeo), во главе второй Ка­питон (Capito). Лабеону приписы­вали около 400 сочинений различ­ного наименования, впоследствии переработанных юристом Павлом и в переработанном виде вошед­ших в Дигесты. Последователи Ла- беона, известные под именем про- кулеянцев, по имени Прокула, уче­ника Лабеона, держались либераль­ных взглядов и во многих вопросах отступали от традиционных норм

и обычаев. Напротив, последователи Капитона (сабини- анцы) держались более консервативных взглядов, избе­гая введения в право каких-либо новшеств и свободных толкований права, как это делали прокулеянпы. Свое пол­ное развитие римское цивильное право получило при Антонинах и Северах, в век великих классических юри­стов (II - III вв.).

Из технических дисциплин в Риме более всего раз­вилась строительная механика, с состоянием которой знакомит нас трактат римского инженера-строителя Витрувия, энциклопедия по строительной механике и по механике вообще. Уже одно перечисление сочине­ний по данной отрасли, известных Витрувию, говорит о высоком уровне римской строительной техники. Иначе нельзя было бы объяснить совершенство, проч­ность и размеры римских построек.

Опыты и наблюдения по сельскому хозяйству со­браны в обширном труде в 12 книгах Колумеллы. В «Сельском хозяйстве» (De re rustica) Колумеллы в систематическом порядке излагаются все отрасли хо­зяйства — хлебопашество, скотоводство, разведение садово-огородных культур, пчеловодство, лесоводст­во, травосеяние и т. д. Колумелла предлагал читате­лю — сельскому хозяину — систематизированный опыт греческих и римских агрономов, дополненный советами хозяина-практика, автора трактата.

В смысле энциклопедичности сведений еще большее значение имеет «Естественная история» (Naturalis historia) Плиния Секунда Старшего (Plinius Secundus, 23—79 гг.) в 37 книгах, содержащая компендии по самым различным дисциплинам — космогонии, геологии, геогра­фии, антропологии, естественной истории, истории и ис­кусству. Научно-теоретическое значение плиниевой эн­циклопедии невелико, но как исторический источник «Ес­тественная история» Плиния представляет первостепен­ную ценность. Автор использовал огромный материал, в общей сложности около 600 римских и греческих сочи­нений. Для изучения хозяйственного строя, техники, язы­ка, быта и нравов Римской империи энциклопедия Пли­ния представляет памятник исключительной ценности, не имеющий равного себе во всей античной литературе.

Младшим современником Плиния был Фронтин (40—103 гг.), написавший ряд специальных тракта­тов: «О военных хитростях» и «О водопроводах». Первый трактат пользовался большой популярнос­тью среди итальянских кондотьери в эпоху западноевропейского Ренессанса.

Господствующими философскими направлениями принципата были две философские системы — стои­цизм и эпикуреизм, — в одинаковой мере проникну­тые пессимизмом, хотя и различно выраженным. Одним из наиболее талантливых философов стоического на­правления Ранней империи был Сенека (4—65 гт.), при­надлежащий к плеяде первоклассных римских писате­лей «серебряного века». Сочинения Сенеки содержат много интересных, заимствованных и оригинальных идей, блестящи по форме и остроумны по содержанию, но с начала до конца проникнуты глубоким пессимиз­мом. Философия Сенеки — философия отчаяния, сло­жившаяся в период нероновского террора.

«Жизнь — бурное море, которое бросает нас от одной скалы к другой», — такова центральная идея стоического пессимизма.

Все идеальное находится или позади или же в поту­стороннем мире, куда люди приходят после смерти. Этим определяется задача философии. Задача филосо­фии, по мнению Сенеки, состоит в освобождении выс­шего начала человеческой природы — души (animus) — от тела. «Причина всех зол — наше тело, тело — цепи души. Тело порочно, и только философия избав­ляет человека от зла, переводя его от земного к боже­ственному; задача философии — освобождение духа от тела. Дух же человека велик и благороден, он не имеет границ, ибо его границы общи с богом», — таково по­следнее слово философии воспитателя Нерона.

Назначение философии — не вырабатывать отвле­ченные понятия, «спорить о словах», а учить жизни, добру и хорошим поступкам. Таким образом в созна­нии Сенеки философия сливается с этикой и религи­ей, что сближает ее с христианством. Создалась даже легенда о переписке римского философа с апостолом Павлом и о заимствовании у него идей тождествен­ности философии и религиозной догмы.

«Высшая добродетель есть любовь к человеку. Все люди равны, даже и рабы. Оказывай помощь даже своим врагам». Личная жизнь Сенеки, дельца и рос­товщика, как известно, была весьма далека or про­поведуемого им этического идеала.

Продолжателем Сенеки в области философии был Эпиктет (род. в 50 г.) из Фригии, раб вольноотпущен­ника Нерона Эпафродита, одного из самых влиятель­ных людей при дворе Нерона. Развивая мысли Сенеки, Эпиктет учил, что высшим жизненным принципом яв­ляются терпение и воздержание, охраняющее человека от внешних влияний, нарушающих душевный покой че­ловека и стесняющих его внутреннюю свободу. Учение Эпиктета так же, как и его учителя Сенеки, оказало большое алияние на последующую философскую мысль Рима, в частности на философию Марка Аврелия, «фи­лософа на троне», из династии Антонинов (II в.).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!