Планы государственных преобразований М.М. Сперанского

13 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвигается М.М. Сперанский (1772-1839). Выходец из семьи бедного сельского священни­ка Владимирской губернии Сперанский, благодаря своему выдающему­ся уму, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал бле­стящую служебную карьеру. Службу он начал еще при Павле I. В 1803 г. Сперанский уже директор одного из департаментов Министерства внут­ренних дел, а в 1808 г. назначается членом Комиссии для составления законов и товарищем министра юстиции. Все современники Сперанс­кого и впоследствии историки отмечали, что никто не мог с таким блес­ком и строгой логикой составить доклад, проект, оформить текст зако­на. Все важные законы, начиная с 1802 г., составлялись или редактиро­вались Сперанским. В годы «заигрывания с либерализмом» Александ­ра I Сперанский оказался наиболее подходящей кандидатурой для раз­работки преобразований, которые в новых условиях, не меняя основ феодально-абсолютистского строя, могли бы придать российскому са­модержавию внешние формы конституционной монархии.

В конце 1808 г. Александр поручил Сперанскому разработку пла­на государственного преобразования России. Сперанский принялся за работу с присущей ему обстоятельностью. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение куложению государственных законов» был им представлен царю. В вводной части проекта Сперанский подчерки­вает неотложность преобразований. Пример Французской революции и революционных потрясений в других странах, говорит он, показыва­ет, что такая же опасность грозит и России. Отсюда, делает вывод Спе­ранский, необходимы преобразования, дабы предотвратить революцию. Причем он подчеркивал необходимость коренных преобразований, так как возможность «исправить зло» частными мерами миновала. Зада­ча плана Сперанского - модернизировать и европеизировать россий­скую государственную машину путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм. Но это был проект таких реформ, которые должны были быть проведены сверху в интересах укрепления само­державия и сохранения сословного строя. Более того, Сперанский в своем проекте закрепляет неравенство сословий. Население страны он делит на три «состояния»: 1) дворянство, обладающее всеми граж­данскими и политическими правами; 2) «среднее состояние», которое имеет только гражданские права - право иметь движимую и недви­жимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде (купцы, мещане, государственные крестьяне); 3) «народ рабочий», не имеющий ни политических, ни гражданских прав (помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги).

В проекте Сперанский проводит принцип «разделения властей» - законодательной, исполнительной и судебной, при независимости судеб­ной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Им была разработана стройная система центральных и местных учреж­дений на принципе разделения властей четырех степеней. Первой сте­пенью в системе законодательных органов власти являлась Государствен­ная дума, в губерниях - губернские думы, в уездах - окружные думы, в волостях - волостные думы. Высшими исполнительными органами вла­сти являлись министерства, на местах - губернские, окружные и воло­стные управления. Высшим судебным органом империи объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды, каждый из которых состоял из гражданского и уголовного отделений. Предполага­лось проведение выборов в законодательные органы власти. Выборы были четырехстепенными, при наличии определенного имущественно­го ценза для избирателей, что давало доступ куправлению страной лишь помещикам-землевладельцам и верхам буржуазии.

Система органов власти в проекте Сперанского нисколько не на­рушала прерогатив императора как самодержавного монарха, который мог не только прервать сессии Государственной думы, но и распустить ее, назначив новые выборы. Государственная дума рассматривалась лишь как представительный орган при императоре. Состав Сената, как и министры, назначался тоже императором.

При императоре создавался Государственный совет, подготавли­вавший и обсуждавший законы, которые после одобрения их импера­тором направлялись для обсуждения в Государственную думу. Однако при этом ни один закон не мог вступить в силу без утверждения его императором.

Александр I признал проект Сперанского «удовлетворительным и полезным», однако он встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком ра-

дикальным и «опасным». Александр I пошел навстречу правящим кру­гам дворянства, и проект Сперанского не был реализован.

Преобразовательная деятельность Сперанского вызвала недоволь­ство в высших дворянских кругах. Особенное осуждение вызвало из­дание по инициативе Сперанского указов 3 апреля и 6 августа 1809 г. - о «придворных званиях» и об «экзаменах на чин». Вызвало недоволь­ство и введение по совету Сперанского ряда налогов с целью попра­вить расстроенные финансы и ликвидировать дефицит в государствен­ном бюджете. Вокруг Сперанского плелись интриги, его обвиняли чуть ли не в шпионаже в пользу Франции. Уверяли, что «этот изверг хотел возжечь бунт по всей России, дать вольность крестьянам и оружие для истребления дворян». Разумеется, все это было чистейшим вздором.

Сам Александр I был убежден в невиновности Сперанского, но ре­шил принести его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство. «Реформатор без реформ» был отправлен в ссылку. (Сперанский счи­тал, что «первой и единственной» причиной опалы явился слишком смелый план его преобразований.) В 1816 г. он был «прощен» и на­значен сначала пензенским губернатором, а в 1819 г. - генерал-гу­бернатором Сибири, где провел административную реформу. В 1821 г. он был возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и управляющим Комиссией составления законов; ему были по­жалованы земельные владения в Пензенской губернии. Преобразова­тельная деятельность Сперанского и сам факт его опалы вызвали сим­патии к нему декабристов, которые рассчитывали ввести его в состав Временного революционного правительства.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!