Первобытное искусство

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С появлением на Земле человека современного вида процесс развития производительных сил и социальных отношений сущест­венно ускорился. Качественный скачок произошел и в развитии культуры. Существенно новым явлением стало первобытное искус­ство. Этот момент — обращение человека к новому виду деятель­ности — художественному творчеству, является выдающимся шагом в его эволюции. Что заставило человека совершить этот поворот от чисто утилитарной деятельности к столь отвлеченному занятию?

Вопрос о причинах возникновения первобытного искусства является одним из самых спорных в науке. Существуют гипотезы, указывающие на различные факторы, послужившие отправной точ­кой художественного творчества человека: его эстетические потреб­ности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, познавательная деятельность, необходимость закрепле­ния и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д. Ведутся споры о том, как и когда появилось искусство, чем оно было для первобытного человека, какие результаты его творче­ской деятельности относить к искусству.

Наиболее обоснованным представляется взгляд на происхожде­ние искусства как на результат познавательной деятельности пер­вобытного человека и связанную с этим необходимость отражения, закрепления и передачи социального опыта в специфической опос­редованной форме. В отличие от искусства последующего этапа развития, первобытное искусство не составляло автономной обла­сти в сфере деятельности человека. Художественное творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, и прежде всего с мифологией и религией. Это единство образовывало так называемый первобытный синкретизм. Все виды духовной деятельности были связаны с искусством и выражали себя через искусство.

Первобытное искусство в силу синкретического характера куль­туры рассматриваемой эпохи обладало функциональной многопла­новостью. В качестве основных его функций можно выделить следующие: мировоззренческую, воспитательную, познавательную, информационную, коммуникативную, магикорелигиозную, эстети­ческую. Все эти функции неразрывно связаны между собой и проистекают одна из другой.

В искусстве первобытной эпохи получили свое развитие первые представления человека об окружающем мире и о себе самом. Оно способствовало закреплению и передаче знаний, умений и навыков людей, служило средством общения между ними. Первобытное искусство регулировало и направляло социальные и психические процессы в обществе. Оно выступало средством формирования духовного мира человека, упорядочивало психические процессы в нем самом.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигу­ры, высеченные из камня или вылепленные из глины),"декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости, рогу, рельефы, орна­менты). В глубокую древность уходят также истоки других видов художественного творчества: музыки, пения, танца, театрализован­ных представлений.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Это скульптурные, графические, живописные изображения, геометри­ческие знаки, а также образы, созданные по подобию предметов природы. Среди них особое место занимают так называемые «Ве­неры» — изображения, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Найдены обобщенно выразительные изображе­ния животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них.

Пещерная живопись была открыта в конце XIX в. (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера — Южный Урал). Одно из самых выдающихся открытий в области пещерного искусства было сделано во Франции в 1940 г. Случайно обнаруженная четырьмя мальчиками пещера Ласко стала настоящей сенсацией в мире наскальной живописи, образцы кото­рой принадлежат к числу самых совершенных творений эпохи палеолита. Их приблизительный возраст 15—20 тыс. лет. Найденные детьми высокохудожественные произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первокласс­ный музей первобытного искусства, называемый «доисторической сикстинской капеллой».

В развитии пещерного искусства прослеживаются несколько периодов, охватывающих более 25 тысячелетий (XXX—IV тысяче­летия до н. э.).

К начальному периоду, длившемуся около пятнадцати тысяче­летий, относятся памятники с примитивными рисунками, неясны­ми знаками, волнистыми линиями («макаронами»), прочерченными пальцами по мокрой глине, отпечатками кисти руки. К концу первого периода появляются неуверенные контурные рисунки жи­вотных, которые постепенно совершенствуются, начинают запол­няться краской (пещеры Ласко, Фон де Гом, Пеш Мерль, Ла Мут — во Франции, Альтамира и др.— в Испании).

Второй период — XVIII—XV тысячелетия до н. э. характеризуется переходом от контурного, плоскостного изображения к пере­даче объемности объекта и к его большей детализации (пещеры Ласко, Пеш Мерль, Ла Пасьега и др.).

Третий период — XIV—XII тысячелетие до н. э. Пещерное ис­кусство достигает самых больших высот. Анималистические ансам­бли поражают своими масштабами (до 5 тыс. изображений) и реалистичностью, совершенством передачи объемов, пропорций фигур, перспективы, движения, применением полихромии. Подо­бные ансамбли созданы в пещерах Руфиньяк, Труа, Фрер, Монтес-пан, Ньо, Ласко, Ла Мадлен и многих других. К концу этого периода живопись постепенно перерождается в техническую виртуозность, теряет объемность, становится плоскостной.

Четвертый период — XII—XI тысячелетия до н. э. характеризу­ется переходом к стилизации, обобщению; изображения все более приобретают символический характер (пещеры Лабастид, Фон де Гом, Марсула и др.).

Пятый период — IX—IV тысячелетия до н. э. завершает развитие пещерного искусства в Европе. Оно характеризуется своеобразным возвратом к своим истокам — отсутствием реалистических изобра­жений, появлением чисто символических изображений: беспоря­дочных переплетений линий, геометрических рисунков, рядов точек, загадочных знаков и т. п., содержание которых нам не известно.

Развитие пещерного искусства первобытной эпохи свидетельст­вует о его закономерной эволюции от простейших изобразительных форм через ясные натуралистические образы к упрощению, стили­зации и, наконец, к легко воспроизводимому и читаемому символу.

Обращение человека к художественному творчеству было вели­чайшим событием по тем возможностям, которые в нем заложены. Об этом нагляднее всего свидетельствует возникновение письмен­ности. Современным буквенно-звуковым системам письма предше­ствовали различные его формы, но первоначальным типом было пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изо­бражений. Этот первоначальный тип письма был тесно связан с первобытным изобразительным искусством, от которого пиктогра­фическое письмо стало отделяться в начале мезолита, чтобы спустя тысячи лет, уже на пороге раннеклассовых цивилизаций превра­титься в упорядоченную письменность.

С наступлением эпохи мезолита происходят заметные измене­ния и в искусстве. В изображении начинает преобладать человек. Материальность объектов — цвет и объем — уступает первенство действию, движению. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из множества фигур, композиционно не связанных между собой, то наскальное искусство, многофигурные изображения мезо­лита представляют собой композиционное единство, живо воспроизводящее сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др. Так, в Альпере (Восточная Испания) наскальный фриз с изображением сцен охоты включает несколько сотен чело­веческих фигур и десятки животных: стреляющих лучников, мча­щихся антилоп, оленей, каменных козлов и баранов, бегущих быков.

Перед художниками мезолита стояли задачи, отличные от тех, которые решали художники палеолита. Теперь они стремились показать не сами объекты, а передать действие, смысл происходя­щих событий. И хотя изображения человека и животных эпохи мезолита менее детализированы, более схематичны, чем в пре­дыдущий период, зато они гораздо более динамичны, подвижны, экспрессивны. Появление динамичных многофигурных компози­ций говорит о новом, более сложном отражении реальности в сознании человека, о возросшем познавательном уровне художест­венного творчества.

В эпоху неолита искусство, как и в целом первобытная культура, претерпевает глубокие качественные изменения. Важнейшее из них состоит в том, что культура перестает быть единой, она приобретает на различных территориях ярко выраженные особенности, само­бытный характер: неолит Египта отличается от неолита Месопота­мии, неолит Европы — от неолита Сибири и т. д.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему спо­собствовал более углубленному познанию мира, самого человека, что повлекло за собой появление нового содержания и новых изобразительных форм в искусстве. С дальнейшим развитием абс­трактного мышления, языка, мифологии, религии, накоплением рациональных знаний человек пришел к необходимости обобщения существующих понятий. У него возникла потребность воплотить в искусстве более сложные образы: солнце, землю, небо, огонь, воду и др. Это привело к появлению условно-символических изобрази­тельных форм.

Получает распространение орнамент, состоящий из стилизован­ных абстрактных мотивов: крест, круг, спираль, треугольник, квад­рат и т. п. Изображения реальных объектов — человека, животных, птиц, рыб также постепенно стилизовались, превращались в сим­волические знаки, которые выражали религиозно-мифологические представления людей. В то же время стремление украсить все предметы, которыми пользовался человек, удовлетворяло его эсте­тические потребности. Орнамент или отдельные знаки-символы покрывали древнюю керамику — самый распространенный вид де­коративного творчества, деревянную утварь, орудия труда и охоты, оружие, изделия из камня, кости, рога и др. Человек украшал и самого себя раскраской тела, ожерельями, бусами, браслетами, узорчатой одеждой.

В конце неолита в искусстве появляются все новые и новые сюжеты, при этом изобразительный язык становится все более обобщающим, символическим. Тенденция развития первобытного искусства от изображения живых форм к формам отвлеченным, к общей схеме и, в конечном итоге, к знаку-символу — явление закономерное и универсальное для всей первобытной культуры.

К числу наиболее распространенных памятников искусства неолита относятся петроглифы — изображения, высеченные на ска­лах и валунах под открытым небом. Большую часть из них состав­ляют анималистические сюжеты — изображения животных, служивших объектом охоты человека. Как правило, это рельефное изображение. Живопись на них не сохранилась из-за атмосферного воздействия. Такие «картинные галереи» сохранились во многих местах планеты. Петроглифы эпохи неолита, бронзового и начала железного века встречаются на скалах Скандинавии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Италии, Ирландии. Обнаружены они также в Африке, Австралии, Средней Азии, на Кавказе, в Крыму и в других районах мира. В России многочисленные петроглифы обнаружены на берегах Белого моря. Онежского озера, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.

К числу наиболее загадочных явлений первобытного искусства относится группа памятников — мегалитов. Это менгиры — врытые в землю, вертикально поставленные каменные столбы высотой 4— 5 м и более, стоящие отдельно или группами; дольмены — огромные, весом до нескольких десятков тонн, каменные глыбы, поставленные вертикально и перекрытые каменной плитой, служившие погре­бальными сооружениями эпохи неолита, бронзы и раннего желез­ного века; кромлехи — культовые сооружения, представляющие собой круговую ограду из каменных блоков, которые поддерживают перекрывающие их каменные плиты. Наиболее известное и крупное сооружение этого типа — Стоунхендж (Англия), имеет 90 метров в диаметре и 125 каменных глыб весом до 25 тонн каждая.

Мегалитические сооружения известны в Западной Европе (Ан­глия, Скандинавия, Германия, Голландия, Франция), в Северной Африке (Алжир), в Палестине, Индии, в Крыму, на Кавказе. Только во Франции их насчитывается около четырех тысяч. Однотипный характер таких сооружений, одно и то же время их появления — III—II тысячелетия до н. э., и необычайно широкое распространение наводят на мысль об имевших место однородных верованиях, одной культурной традиции у многих народов, населявших обширные районы земного шара.

Мегалитические сооружения явились прототипом монументаль­ной архитектуры. Уже на пороге возникновения первых цивилиза­ций появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, что в свою очередь было связано с расслоением общества на классы, выделением знати, усложнением религиозных представлений и религиозной практики.

Накопленные археологические данные позволяют проследить возникновение и развитие других видов первобытного художествен­ного творчества: музыки, танца, театрализованного представления, прикладного искусства.

Музыка. Найденные трубчатые кости с просверленными отвер­стиями по бокам, просверленные рога, черепа животных со следами от многочисленных ударов — примеры первых духовых и ударных музыкальных инструментов. Этнологические исследования приво­дят к выводам о большом разнообразии таких инструментов. Про­тотипом струнных инструментов, по всей вероятности, была тетива лука, язычковых — щепа дерева или перо птицы, духовых — трост­никовая или иная, природного происхождения, трубочка, удар­ных — кости животных, деревянные колотушки, камни и др. Наряду с инструментальной формой в музыке несомненно присутствовала ее вокальная составляющая.

Важное место в системе первобытного искусства занимал также танец. О его наличии свидетельствуют наскальные изображения, а также этнологический материал. Танец выполнял те же многооб­разные функции, что и все первобытное искусство в целом. Танцы были ритуальными, военными, охотничьими, мужскими и женски­ми, бытовыми и т. д.

С танцем тесно переплетается театрализованное представление. В примитивных сценах, отражавших весь уклад жизни первобытного человека, его миропонимание и эмоционально-психическую сущ­ность зарождался один из самых сложных синтетических жанров искусства — театр.

С большей долей уверенности можно догадываться и о сущест­вовании самого доступного вида творчества — устного народного — песен, рассказов, сказок, мифов, былин.

Первобытное искусство стало началом образного отражения окружающего мира, средством его познания, а также, формирования внутреннего мира самого человека. Изучение памятников перво­бытного искусства позволяет проследить эволюцию стилей, форм, средств и методов художественного творчества, понять закономер­ности становления и развития всей мировой художественной куль­туры.

Таким образом, культура первобытной эпохи — многогранное, всеобъемлющее и сложное явление. Она послужила основой разви­тия первых цивилизаций, возникших в долине Нила и в Месопо­тамии (конец IV тысячелетия до н. э.), в бассейне Инда (середина III тысячелетия до н. э.), в бассейне Эгейского моря, в Малой Азии, Финикии, Южной Аравии, в бассейне Хуанхе (II тысячелетие до 67 н. э.), в Центральной и Южной Америке (I тысячелетие до н. э.~ I тысячелетие н. э.) и, в конечном итоге, всей современной циви­лизации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!