Период контрреформ в истории России

15 Окт 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Период 80-90-х гг. в историографии принято называть контр­реформами. В широком смысле это понятие подразумевает весь политический курс Александра III (1881-1894) с опорой на патриархальность, консерватизм, господство прежних абсолюти­стских порядков. Смена политического курса была официально обнародована в Манифесте 29 апреля 1881 г., написанном К. П. Победоносцевым на основе Манифестов Николая I по поводу победы над декабристами и казни пятерых из них. Результатом его стали кадровые перестановки и переход ключевых позиций в руки консервативной бюрократии.

Сама же концепция контрреформ в основном складывается к сер. 80-х гг. и состоит из следующих догм: уваровской трехчленки («самодержавие, православие, народность»), полной централиза­ции власти, осуждения земского и городского самоуправления как не соответствующих традиционным устоям русской жизни, рас­смотрения интересов дворянства в традиционном дореформенном понимании помещика-крепостника.

Поворачивая назад, Александр III рассчитывал вернуть распо­ложение первого сословия. Однако экономические, социально-политические и психологические последствия реформ 60--70-х гг. привели к формированию нового облика русского дворянства, к появлению в его среде довольно значительной группы предпри­нимателей и рантье и потому отстаивание патриархальных поряд­ков принесло дворянству скорее вред, чем пользу. Защита дворян путем консервации феодальных пережитков в конечном счете становилась препятствием на пути его буржуазной эволюции и ослабляла его конкурентные возможности по сравнению со сво­бодным капиталом.

Одним из первых законодательных актов в рамках нового. правительственного курса стал закон 14 августа 1881 г. об усиленной и чрезвычайной охране. Принятый как временная мера, он действовал вплоть до 1917г. Был увеличен штат Отдельного корпуса жандармов для предупреждения беспорядков, наблюдением за подозрительными лицами и организациями создавались новые жандармские учреждения - охранные отделения, которые наладили широкую и достаточно эффективную сеть агентов и провокаторов.

Практически одновременно, 27 августа 1 882 г., утверждаются новые «Временные правила о печати», предоставившие админист­рации право закрывать любой периодический орган, лишать ре­дакторов и издателей возможности продолжать свою деятель­ность, если она будет признана «вредной». Результаты введения новых правил оказались настолько эффективными, что через два года в России не осталось ни одного радикального журнала.

Усиление охранительных тенденций особенно отчетливо про­явилось в отношении правительства к системе народного образо-•вания. 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, фактически ликвидировавший автономию высшей школы и ограничивший ассигнования университетам. По указу 1887 г. с 50 до 100 руб. повышается плата за обучение. 5 июля 1887 г. издается печально знаменитый циркуляр («о кухаркиных детях»), который ограничивал доступ в среднюю школу детей из социаль­ных низов. Одновременно усиливалось влияние церкви на началь­ную школу.

Собственно понятие «контрреформы» связано с земской по­литикой Александра III. Для установления полного контроля за деятельностью земств закон от 1 2 июля 1889 г. вводил институт земских начальников, которые становились полными хозяевами в деревне и могли отменить любое решение органов крестьянского самоуправления. Для реализации закона в 4 0 губерниях создава­лись 2200 земских участков (по 4-5 на каждый уезд) во главе с земскими начальниками с широким кругом полномочий: конт­роль над общинным самоуправлением; рассмотрение судебных дел, ранее принадлежавших мировому суду; утверждение приго­воров волостного схода; решение земельного вопроса и т. д. В 1890 г. появились новые правила о выборах в земские курии, в результате чего крестьянское представительство в земствах было сведено до минимума, и значительно увеличилось представитель­ство дворян. Однако и после этого земства не стали опорой самодержавия. По-прежнему они находились в оппозиции, а земско-либеральное движение даже активизировалось.

В этом же направлении ограничения местной самодеятельно­сти, выборных начал 11 июля 1892 г. было введено новое городовое положение, которое значительно усилило администра­тивную опеку и зависимость от правительства органов городского самоуправления.

Последнему российскому самодержцу Николаю II (1894- 1917) достался в наследство целый комплекс сложных и запутан­ных проблем, не решенных или частично решенных его предше­ственниками. Помимо разработки соответствующей экономической политики их решение требовало политической модернизации российского общества, реконструкции всей сово­купности государственно-политических структур страны. Осуще­ствление необходимых преобразований предполагало решитель­ность и последовательность действий государственной власти, которая персонифицировалась в личности последнего императора. Однако Николай II с самого начала показал себя сторонником охранительной политики своего отца с практически полным отсуг-ствием даже минимального реформаторского потенциала. Между тем общественно-политическая ситуация в стране к нач. XX в. постепенно осложнялась, становилась взрывоопасной и требовала немедленного и гибкого реагирования Зимнего дворца.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!