Перестройка культуры СССР в условиях военного времени

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Начало войны резко изменило культурную жизнь общества. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы куль­туры должны были быть подчинены задачам борьбы с врагом.

Специального плана перестройки руководства культурой и всей системы культурных учреждений в соответствии с задачами военного времени не было. Но в партийно-государственных до­кументах начального периода войны содержались общие уста­новки по мобилизации страны, которые определяли направления перестройки в области культуры. Был создан чрезвычайный орган, сосредоточивший всю полноту власти, - Государственный Комитет Обороны. ГКО назначал уполномоченных для решения тех или иных вопросов, имевших оборонное значение. Уполно­моченным ГКО по науке стал С.В.Кафтанов, председатель Коми­тета по делам высшей школы. При нем был создан Совет для ко­ординации научной работы в стране, в который входили академи­ки А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица, И.П.Бардин и др.

Вся информационная служба была централизована и сосредо­точена в Советском Информационном бюро, созданном 24 июня 1941 г., которое работало непосредственно под руковод­ством ЦК партии. Начальником Совинформбюро был назначен секретарь ЦК А.С.Щербаков.

В начале войны были созданы новые общественные организа­ции - антифашистские комитеты - советских ученых, советских женщин, советской молодежи, Еврейский антифашистский коми­тет. Их деятельностью руководило Совинформбюро. Также при Совинформбюро состояла группа деятелей литературы и искус­ства, в ее постоянный авторский коллектив входили М.А.Шолохов, И.Г.Эренбург, К.М.Симонов, А.А.Фадеев и др. Деятели культуры работали в Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.

Культурно-идеологической работой в армии и на флоте зани­мались Главное Политическое Управление Красной Армии и Главное Политическое управление ВМФ, которые работали на правах отделов ЦК ВКП(б). Идеологическое руководство куль­турной работой осуществляло также Управление пропаганды и агитации ЦК партии. В годы войны был создан Отдел науки ЦК ВКП(б).

В годы войны изменилась государственная политика по отно­шению к религии и церкви. В 1941 г. Союз воинствующих без­божников был расформирован, и антирелигиозная пропаганда ослаблена. Патриотическая позиция церкви, ее участие в сборе средств для нужд обороны, усиление религиозных настроений в народе, интересы укрепления антигитлеровской коалиции спо­собствовали решению Сталина начать диалог с церковью. Пово­рот произошел в 1943 г., когда в Кремле встретились высшие руководители государства и православной церкви. В том же году состоялось избрание патриарха. Религиозные объединения полу­чили возможность вести нормальную повседневную деятель­ность.

Война на время отодвинула на второй план идеологические проработки. Аппарат управления культурой был сокращен, иде­ологический контроль немного ослаблен. Репрессии по идейно-политическим мотивам продолжались, но в меньшем масштабе. В начальный период войны, когда Красная Армия терпела неудачи, пропаганда культа личности была несколько приглушена. По мере успехов на фронтах в массовое Сознание внедрялся миф о Сталине как о "величайшем полководце всех времен и народов". В создании этого мифа принимали участие практически все от­расли культуры. События войны интерпретировались в угоду этому мифу. Особые усилия пропагандистской машины были направлены на работу среди граждан, побывавших на оккупиро­ванной территории или репатриированных.

Война потребовала перестройки всех учреждений культуры. На первый план выдвинулись наиболее оперативные, мобильные, доступные и эффективные формы культурной работы, такие как радио, кинематография, печать. Для обслуживания нужд фронта создавались фронтовые театры (к 1944 г. их было 25) и концертные бригады.

Война потребовала больших расходов, и ассигнования на культуру сократились С 1943 г., когда в ходе войны произошел перелом, бюджет культуры стал расти.

С первых дней войны возросло значение средств массовой информации. Основным средством являлось радио. Сводки Ин­формбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР, специальные передачи были адресованы бойцам Красной Армии, партизанам, молодежи. При железнодорожных вокзалах, морских и речных пристанях, при военкоматах, госпиталях, в частях действующей армии и на предприятиях были созданы агитпункты, которые информировали о военных событиях, разъясняли текущие задачи. Был использован опыт политико-просветительной работы периода гражданской войны, в частно­сти опыт издания плакатов "Окна РОСТА", которые стали назы­ваться "Окнами ТАСС".

Война внесла большие изменения в дело издания газет и книг. Перестали выходить более 4000 газет, в 2,5 раза сократились тиражи периодических изданий, в 4 раза - тиражи книг. Для воен­ного времени характерно издание небольших по объему брошюр, инструктивных, агитационно-пропагандистских или научно-популярных по содержанию. С 1944 г. тиражи газет и книг стали расти, увеличивался объем издательской продукции. Среди книг военного времени преобладали книги о войне, видное место за­нимали брошюры, написанные деятелями партии. Издавались книги по истории страны, особенно военной истории, художе­ственная литература.

В годы войны не прекращалась работа''учреждений культуры. В Москве даже в самые тяжелые дни октябрьского-ноябрьского наступления немецко-фашистских войск работали музеи и биб­лиотеки. В блокадном Ленинграде работали библиотеки и теат­ры. Одной из ярчайших страниц культурной жизни Ленинграда была премьера героической Седьмой симфонии Д.Шостаковича, посвященной защитникам города. До сентября 1942 г. работал в осажденном Сталинграде Драматический театр.

Многие учреждения культуры были эвакуированы из районов, которым угрожала оккупация. Только в Узбекскую ССР были эвакуированы 53 вуза и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. В Кустанае разместились кол­лекции Исторического музея. Музея революции, наиболее цен­ные книги Библиотеки им. В.И.Ленина, Библиотеки иностранных языков и Исторической библиотеки. В Пермь были вывезены со­кровища Русского музея. Третьяковской галереи, в Свердловск -Эрмитажа. Секретариат правления Союза писателей и Литера­турный фонд СССР переехали в Казань. Президиум оргкомитета Союза художников СССР и Художественный фонд - в Сверд­ловск. На базе эвакуированных киностудий "Ленфильм" и "Мосфильм" в Алма-Ате была создана Центральная объединен­ная киностудия (ЦОКС), где работали выдающиеся советские режиссеры: С.Эйзенштейн, В.Пудовкин, братья Васильевы, Ф.Эрмлер, И.Пырьев, Г.Рошаль. 80% всех отечественных худо­жественных фильмов в годы войны было выпущено этой студией. Уже к ноябрю 1941 г. в восточные районы страны было вывезено около 60 театров из Москвы, Ленинграда, Украины и Белорус­сии. Ведущие творческие коллективы удалось сохранить.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!