Перестройка государственного механизма СССР в 1953-1964 гг.

2 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Стремление к демократизации государственной жизни нашло вы­ражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Со­ветов, активизацию их деятельности. В январе 1957 г. ЦК КПСС при­нял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». В постановлении опреде­лялись задачи Советов: улучшение организационно-массовой работы и укрепление связи Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых организаций.

В соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 г., отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был в большой мере заменен территориальным. Были упразднены многие общесоюз­ные и союзно-республиканские министерства, ведавшие промышленнос­тью и строительством. Всю страну разделили на 105 экономических адми­нистративных районов. В каждом из них Советом министров союзной рес­публики создавался Совет народного хозяйства (совнархоз).

Переход к территориальной системе управления промышленнос­тью и строительством преследовал цель приблизить управление к про­изводству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в развитии промышленности и стро­ительства не произошло.

В 1950-е годы были осуществлены меры по укреплению правопо­рядка и законности. Прежде всего был отменен внесудебный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступле­ниях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Многие (хотя далеко не все) несправедливо репрессированные люди были ре­абилитированы.

В марте 1954 г. из МВД СССР был выделен Комитет государствен­ной безопасности при Совете Министров СССР. В октябре 1956 г. уп­равления Министерства внутренних дел и управления милиции в об­ластях и краях были реорганизованы-в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депута­тов трудящихся. Начальник управления милиции стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзной республики и назна­чался ее Советом Министров. Восстановление принципа двойного под­чинения в организационном построении органов внутренних дел пред­полагало укрепление их связи с Советами.

В конце 1950-х годов получила распространение передача некото­рых государственных функций общественности. Одной из сфер, где эта практика особенно широко применялась, была сфера охраны обще­ственного порядка. В ноябре 1958 г. в Ленинграде возникли доброволь­ные народные дружины по охране общественного порядка. ЦК КПСС и СМ СССР 2 марта 1959 г. приняли постановление «Об участии тру­дящихся в охране общественного порядка в стране». В соответствии с ним добровольные народные дружины стали создаваться повсеместно. В 1962 г. в стране насчитывалось более 130 тыс. добровольных народных дружин, объединявших более 4 млн человек.

В 1960 г. было ликвидировано Министерство внутренних дел СССР. Однако, как показала практика, это было непродуманным шагом. Ус­ложнилась координация работы республиканских органов охраны об­щественного порядка, ослаб межреспубликанский обмен опытом борь­бы с преступностью, снизились возможности использования в этой борьбе новейших достижений науки и техники.

Еще раньше, в 1956 г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а их функции уп­равления переданы Верховному суду СССР, Верховным судам союз­ных и автономных республик, краевым, областным судам. Последние имели право производить ревизии народных судов, а также осуществ­лять руководство государственными нотариальными конторами.

24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР, которым высший надзор за точным исполнением законов воз­лагался на Генерального прокурора СССР Определялось, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. В принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномо­чия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзор­ные функции Верховного суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о во­енных трибуналах. Надзор за судебной деятельностью военных трибу­налов, организационное руководство ими осуществлялись непосред­ственно Военной коллегией Верховного суда СССР и Пленумом Вер­ховного суда СССР

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!