Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Пересмотр постановлений и решений, принятых в рамках производства по делам об административных правонарушениях, на сегодняшний день является комплексным правовым институтом, в котором сосредоточен разноотраслевой процедурно-процессуальный инструментарий. Среди всех административно-процессуальных средств защиты прав и свобод граждан он традиционно выделяется максимальной насыщенностью элементами, характерными для высокоразвитой процессуальной формы, принципами, статусом участников, доказательствами, документами, этапами и стадиями совершения процессуальных действий. От того, насколько адекватно этот институт отражает условия и основания для обращения заинтересованной стороны за защитой, насколько полно охвачены процедурой контроля действия и решения должностных лиц, в каком объеме и с какими «затратами» гражданин получает восстановление нарушенного права, зависит его общая оценка, в том числе конституционная и международно-правовая[1].

Данная стадия производства по делам об административных правонарушениях является факультативной. Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.

Решения должностных лиц органов внутренних дел могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в районный суд. Право выбора инстанции, куда адресуется жалоба, принадлежит автору жалобы. В случае поступления жалобы в вышестоящий орган и в суд жалобу рассматривает суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подается в арбитражный суд.

Предметом обжалования выступает также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Жалоба должна быть подана должностному лицу органа внутренних дел, которым вынесено постановление по делу, который в течение 3-х суток со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами дела вышестоящему должностному лицу. В соответствии со статьей 30.2 КоАП России указанный порядок подачи жалобы признается в качестве основного. Однако это не лишает авторов жалобы обращаться непосредственно в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Если жалоба не относится к компетенции должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Для подачи жалобы предусмотрен десятидневный срок со дня вручения копии постановления или ее получения иным путем (по почте, нарочным и т.п.). Статьей 30.3 КоАП России предусматривается возможность восстановления пропущенного срока обжалования. Решение о восстановлении срока подачи жалобы может быть принято должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Это означает, что должностное лицо, решение которого обжалуется, в случае получения жалобы обязано передать жалобу и материалы дела вышестоящему должностному лицу независимо от того, пропущен десятидневный срок, отведенный на обжалование, или нет. Решение вопроса о восстановлении срока подачи жалобы является компетенцией вышестоящего органа, полномочного рассматривать жалобу.

При пропуске срока обжалования наряду с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока обжалования. В случае отклонения ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Процесс рассмотрения жалобы состоит из следующих этапов:

1. Подготовка к рассмотрению (статья 30.4 КоАП России определяет содержание этого этапа).

2. Рассмотрение и принятие решения (порядок рассмотрения и принятия решения регламентирован статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ).

3. Оглашение принятого по жалобе решения (статья 30.8 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение по жалобе объявляется немедленно. Копия решения вручается или высылается в срок до трех суток лицу, в отношении которого вынесено решение по делу, его законному представителю, потерпевшему (если жалоба была подана им), а также прокурору по его просьбе.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющего постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего.

Статья 30.9 КоАП России устанавливает, что решение вышестоящего должностного лица по жалобе и постановление по делу об административном правонарушении подлежат обжалованию в суд по месту рассмотрения первичной жалобы, а затем в вышестоящий суд. Порядок и сроки рассмотрения последующих жалоб аналогичны тому, что предусмотрено для первичной жалобы.

Необходимость защиты своих прав может возникнуть у участников производства на всех его стадиях. Тем не менее КоАП РФ не закрепил специальной процедуры обжалования незаконных действий ни при возбуждении дела (за исключением ч. 5 ст. 28.1), ни при исполнении принятого решения, что, на наш взгляд, не позволяет гражданам реализовать свое право на обжалование, возникающее в связи с многочисленными нарушениями со стороны должностных лиц либо органов.

[1] Хазанов С. Д. Общая характеристика стадии пересмотра в производстве по делам об административных правонарушениях // Журнал российского права. 2004. № 10.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!