Пенсия как социально-экономический институт

10 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Пенсия (от лат. pension — платеж, уплата — выплата) — материальное обеспечение граждан, осуществляемое в форме ежемесячных выплат, предназначенное для лиц, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Историческими прототипами П., с позиции личных условий людей, являлись такие сберегательные системы по резервированию материальных ресурсов на случай старости, как аннуитеты, целевые завещания на случай старости и провидентные фонды. Самые ранние попытки со стороны правительств обеспечить надежный доход в старости относились к тем лицам, которые служили государству в вооруженных силах или на гражданской службе (государственной или муниципальной) и были слишком стары или нетрудоспособны, чтобы продолжать трудиться. Таким путем государство и муниципалитеты выступали в качестве работодателей, используя выплаты в старости (после окончания службы) как материальный стимул для привлечения и удержания на службе способных и ответственных работников, а также для случаев, когда возникала необходимость отказаться от их услуг и «отправить на заслуженный отдых». Иная форма социальной защиты в старости распространялась на очень бедных лиц — обычно ее обеспечивали местные органы власти в сотрудничестве с частными благотворительными организациями, причем государство ограничивало свое участие принятием законодательства. В качестве подобных типичных примеров обычно приводят Закон о бедности, принятый в 1601 г. Елизаветой I Английской, и соответствующий указ Петра I, изданный в 1712 г. Обеспечение доходов для престарелых бедных и инвалидов сопровождалось жестким общественным контролем, что наиболее ярко проявилось в ряде требований, например, в требовании находиться (проживать) получателям пособий в работных домах или богадельнях.

Введение в общественную практику П. на основе обязательного социального страхования произошло в конце XIX в. В связи с повышением масштабов материальной необеспеченности лиц наемного труда, что связано с комплексом причин: массовым характером применения индустриального труда, проживанием наемных рабочих в условиях городской (урбанизированной) среды, распадом большой семьи и трансформацией ее в малую (нуклеарную) семью. Данный тип жизнедеятельности наемного рабочего обуславливал его полную зависимость от регулярно получаемой зарплаты, которая выступала единственным источником доходов. В случаях наступления социальных рисков — прекращения выплат заработной платы в связи со старостью, несчастным случаем и утратой кормильца — работник и его семья лишались единственного источника дохода, что приводило к таким непоправимым последствиям, как нищета, утрата социального статуса и скатывание на социальное дно. Для решения этой крупной социальной проблемы признано целесообразным с помощью закона возложить ответственность на работодателей и самих рабочих резервировать часть заработной платы на подобные случаи социальных рисков, а наиболее удобным экономическим, правовым и организационным механизмом такого резервирования было выбрано обязательное социальное (коллективное) страхование (Германия — 1889 г.) либо его комбинации с другими механизмами: государственного социального обеспечения (СССР — 1930 г.), частного страхования и государственного социального обеспечения (Великобритания — 1944 г.). Применение механизмов социального страхования оказалось весьма эффективной мерой социальной защиты для работников наемного труда, удобной для работодателей и государства. В конце XIX в. средняя продолжительность жизни была крайне низкой, трудовой жизни — весьма значительной, период же жизни после окончания трудовой деятельности — коротким. Пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей, а старость была синонимом бедности. Введение пенсионного и других видов социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а в дальнейшем предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди лиц пенсионного возраста в странах, применяющих социальное страхование, сегодня зачастую существенно ниже уровня бедности остальных групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10—20 и более лет.

Основными видами П. с позиции теории социального страхования и обеспечения являются: страховые (трудовые) П. (по старости, инвалидности, по случаю утраты кормильца, за выслугу лет), которые предоставляются по праву застрахованного лица примерно для 90% получателей всех видов пенсий, и социальные П., право на которые наступает при одновременном наличии совокупности квалификационных характеристик: достижение более высокого (по сравнению со страховой пенсией) возраста, факта гражданства и отсутствие права на трудовую пенсию. Условиями назначения страховой (трудовой) П. по старости в Российской Федерации выступают следующие характеристики: возраст выхода на пенсию (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) и факт наличия страхового стажа (уплаты страховых взносов) не менее пяти лет. В наиболее общем виде пенсионная формула, по которой проходит расчет размера пенсии, выглядит следующим образом:

Реп = Рнпп / Т,

где Реп — размер страховой пенсии;

Рнпп — размер накопленных пенсионных прав за весь период уплаты страховых взносов в пенсионный фонд, в руб.;

Т — период, в течение которого предполагается выплата пенсии (период дожития после выхода на пенсию), в месяцах — ориентировочно составляет 228 месяцев (19 лет).

Важнейшими показателями пенсионного обеспечения являются: абсолютный размер П.; относительный размер П. — отношение размера пенсии к заработной плате, которую получал работник или, как его еще называют, — коэффициент замещения, а также покупательная способность П. (размер П. к размеру потребительной корзины пенсионера) и, в частности, покупательная способность минимальной и средней П. С помощью данных показателей характеризуется уровень и качество жизни пенсионеров. Согласно рекомендациям Конвенции № 102 (1952 г.) Международной организации труда, минимальный размер коэффициента замещения при наличии 30 лет страхового стажа должен быть не ниже 40% от средней заработной платы квалифицированного рабочего базовых отраслей промышленности; в России эта величина находится в диапазоне 20-25%. После 40 лет страхового стажа эта величина, как правило, в развитых странах составляет 60-75% от средней заработной платы; в России — 25-30%. Данные сопоставления свидетельствуют, что в нашей стране потенциал пенсионного страхования задействован еще не в полной мере. В настоящее время трудовая П. по старости и трудовая П. по инвалидности состоят из следующих частей: базовой, страховой и накопительной. Основным критерием для разграничения данных и других видов пенсий является источник для их выплаты. Еще одной формой классификации видов П. выступает сфера занятости работников и служащих: пенсии для тех, кто трудился на рабочих местах с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей, государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих по призыву, ставших инвалидами вследствие военной травмы, депутатов и т.д., право на которые регулируется значительным массивом федеральных законов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!