Педагогическое общение. Роль общения в обучении и воспитании

Педагогическое общение есть форма учебного/воспитательного взаимодей­ствия, сотрудничества педагога и воспитанников. Это — аксиально-ретиальное, личностно и социально ориентированное взаимодейст­вие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуни­кативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, сим­волических и кинетических средств (Зимняя).

Функционально - это контактное (дистантное), информаци­онное, побудительное, координационное взаимодействие, устанав­ливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется полиобъектной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности (16, С. 338). Об­разующийся в нем специфический синтез всех его основных ха­рактеристик выражается в новом качественном содержании вза­имодействия субъектов образовательного процесса, определяемо­го особенностями той системы отношений или «педагогической системы», в которой они находятся.

В этом широком контексте педагогическое общение опреде­ляется как «...такое общение педагога (и шире — педагогичес­кого коллектива) с воспитанниками в процессе обучения, кото­рое создает наилучшие условия для развития мотивации детей и творческого характера учебно-воспитательной деятельности, для пра­вильного формирования личности дошкольника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и воспитания (в частнос­ти, препятствует возникновению "психологического барьера"), обеспечивает управление социально-психологическими процесса­ми в детском коллективе и позволяет максимально использо­вать в воспитательном процессе личностные особенности педагога» (18, С. 76). Добавим к этому, что педагогическое общение как фор­ма сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих дошкольников.

Специфика педагогического общения прежде всего проявля­ется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не толь­ко на само взаимодействие воспитанников в целях их личностно­го развития, но и, что является основным для самой педагоги­ческой системы, на организацию освоения определенных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется по меньшей мере трой­ной направленностью: на само взаимодействие, на воспитанников (их актуальное состояние, перспективные линии раз­вития) и на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и трой­ной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Педагог, работая с одним воспитанником, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в группе, и на­оборот, работая с группой, т.е. фронтально, воздействует на каждого воспитанника. Поэтому можно считать, что своеобра­зие педагогического общения, выявляясь всей совокупностью на­званных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентирован­ного и предметно ориентированного общения. При этом педаго­гическое общение, включающее все перечисленные элементы, не является аддитивным образованием — оно имеет принципиаль­но новое качество.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!