Педагогические требования к личности и деятельности специалиста по социальной работе

Профессиональная деятельность социального пе­дагога направлена на человека в среде, нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «лич­ность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центр внимания социальных педагогов — его проблемы.

Специалист должен иметь высокий уровень про­фессиональной подготовки, обладать интегративными качествами социального педагога и выполнять функ­ции: воспитательную, диагностическую, организаторскую, прогностическую, предупредительно-профилак­тическую и социально-терапевтическую, организаци­онно-коммуникативную, охранно-защитную.

Общие требования к образованности специалиста: 1) осознавать личностную и социальную значи­мость своей профессии; 2) обладать целостным представлением об образо­вании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности; 3)  обладать научно-гуманистическим мировоззре­нием, знать основные закономерности развития при­роды и общества; 4) владеть системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и инди­видуальности; 5)  знать основы Конституции Российской Федера­ции, этические и правовые нормы, регулирующие от­ношения человека к человеку, уметь учитывать их при подготовке социальных проектов; 6) владеть системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и уметь исполь­зовать их в своей профессиональной деятельности; 7) владеть системой знаний о взаимосвязи физи­ческого, психического и социального здоровья челове­ка и общества; 8) знать формы и методы научного познания и их эволюцию, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира; понимать роль науки в развитии общества; 9)  владеть профессиональным языком предметной области знания, уметь корректно выражать и аргумен­тирование обосновывать положения предметной обла­сти знания и др.

Социальный педагог должен знать: 1) тенденции развития современной семьи, этику и психологию семейной жизни, трудности и проблемы семейного воспитания; 2) основные закономерности развития личности детей, подростков, молодежи, специфику их потребно­стей, интересов, установок, мотивов, степень их удов­летворенности; 3) основы социальной политики государства и со­циально-правовой защиты детства; правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов; 4) функции системы государственных институтов, общественных организаций в вопросах оказания помо­щи семье; 5) специфику работы в социальной среде, школе, семье, по месту жительства, в объединениях, группах, компаниях и т. д.;    6) социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой органи­зуется работа; 7) теорию и методику диагностики личности и ее микросреды;  8)  формы и методы социально-педагогической работы с семьей, различными группами и категориями населения; 9) принципы организации семейного досуга, обще­ния, свободного времени детей, подростков и взрослых; 10)  основы трудового законодательства.

Специалист должен уметь: 1) выявлять интересы и потребности детей и под­ростков, создавать условия для развития их талантов, умственных и физических способностей; 2) организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; 3) влиять на воспитание в семейно-бытовой среде, оказывать профессиональную помощь семье; 4) находить взаимопонимание и контакт с семьями социального риска, с педагогически запущенными подростками, оказывать им помощь и поддержку; 5) диагностировать девиантность поведенческих проявлений детей и проводить коррекцию диагности­ческих отклонений в поведении и обучении детей; 6) выслушивать клиентов с пониманием, обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое; 7) наблюдать и анализировать вербальное и невер­бальное поведение, применять знания по теории лич­ности; 8) создавать и развивать отношения, способствую­щие успешной профессиональной деятельности; 9) активизировать усилия своих подопечных (де­тей и взрослых) по решению собственных проблем; 10) выявлять и использовать возможности соци­альных институтов в укреплении семьи, в оказании кор­ректной педагогической помощи, в воспитании детей; 11) осуществлять межинституциональные связи; 12) применять методы социологических исследова­ний в своей профессиональной деятельности. Наряду с владением профессиональными знани­ями и умениями, социальный педагог должен быть               гуманистом, обладать коммуникативными и организа­торскими способностями, высокой общей культурой, чувством такта, способствующими установлению до­верительных отношений, разрешению конфликтных ситуаций, что является одной из приоритетных задач его социально-педагогической деятельности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!