Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах возрастного развития

17 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Общеизвестен факт, что семья является самым главным ин­ститутом социализации, через который ребенок усваивает ос­новные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать ос­новные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:

физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании и т. п.);

потребность в безопасности («крыша над головой», социаль­ная и материальная защищенность и т. п.);

потребность в любви и уважении.

Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Та­кие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья».

К данной категории семей обычно относят:

семьи с низким материальным достатком;

семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

семьи, в которых нарушены детско-родительские отноше­ния (т. е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безраз­личие и т. п.).

Развитие личности является сверхзадачей любой человече­ской деятельности. Гуманистическая педагогика всегда подчерки­вает, что труд должен обеспечивать не только средства существо­вания, но и «игру физических и духовных сил». Концептуально идентичным с трудом должно быть и общение. Оно выполняет свои социальные функции, если создает предпосылки развития личности. И наоборот, бездуховность в общении нередко приво­дит к дезадаптации личности.

В развитии личности существенную роль играет ее актив­ность. Продуктивность активности определяется многими усло­виями, важнейшими из которых являются достигнутый уровень развития и характер деятельности. Учебно-трудовые задания, общественные поручения, формы общения должны соответство­вать развитию личности ее потребностям, интересам, интел­лекту. Если это условие нарушено, деятельность становится не­доступной, а включение в такую деятельность наносит ущерб развитию личности. Деятельность, в которую включаются люди, оказывает развивающее и воспитывающее влияние при условии ее оптимальной трудности, а вместе с тем и доступности. Она должна быть интересной, что вызывает положительное отноше­ние и к группе, в которой эта деятельность осуществляется. Со­циальное научение способствует развитию личности при усло­вии интеллектуального богатства окружения, доброжелательного отношения к человеку. Наилучшие условия развития личности создаются при общении в коллективе. В этом плане коллектив яв­ляется средством социального развития личности. Общаясь, люди обогащают друг друга интеллектуально, поскольку идеал развития личности становится многостороннее, гармоничнее, а примеры его достижения нагляднее.

В коллективе развитие личности происходит более эффектив­но еще и благодаря организованному или самопроизвольному наставничеству. В роли наставника может выступать любой член коллектива, обладающий относительно более высокой профес­сиональной подготовкой, богатым социальным опытом, разви­той культурой.

Наибольший эффект развития личности достигается при вклю­чении в различные виды творчества. Проблемное обучение, ис­следования в процессе доучивания, переучивания, повышения квалификации развивает мышление. Человек научается выделять противоречие, формулировать проблему, анализировать ее, выд­вигать гипотезу, собирать факты, доказывать выдвинутые предположения, оформлять решения в виде рекомендаций, практи­ческих предложений.

Значительный вклад в социальное развитие вносят различные творческие группы, в которые люди входят в соответствии со сво­им развитием, интересами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!