Память. Процессы, виды, свойства

Память есть у всех живых существ. Появились дан­ные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой жи­вым организмом. Человеческая память - это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее вос­произведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психи­ки во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память - необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Большинство психологов признает существование несколь­ких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими ор­ганами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохра­нения данных 0,1-0,5 секунд.

Обнаружить, как действует наша сенсорная память, несложно. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите, как увиденная вами четкая, яс­ная картина сохраняется некоторое время, а потом медлен­но исчезает. Можно просто поводить карандашом или паль­цем взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом. Это - содержание сенсорной па­мяти. Если полученная таким образом информация привле­чет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспро­изведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпре­тирует). Это второй уровень - кратковременная память.

Информация, подобная нескольким последним сло­вам предложения (которое вы только что услышали или прочитали), номерам телефонов, чьим-нибудь фамилиям, может быть удержана кратковременной памятью в очень ограниченном объеме; пять-девять цифр, букв или назва­ние пяти-девяти предметов. И только делая сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время. Следовательно, кратковременная па­мять все же поддается сознательной регуляции, может кон­тролироваться человеком. А «непосредственные отпечат­ки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраня­ются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет. Кратковременная память позволяет человеку перерабатывать колоссальный объем информа­ции, не перегружая мозг, благодаря тому, что она отсеивает все ненужное и оставляет потенциально полезное, необхо­димое для решения сиюминутных (актуальных) проблем (оперативная память).

Накопление опыта связано с долговременной памятью, чья емкость и длительность в принципе безграничны. Существу­ет явное и убедительное различие между памятью на только что случившиеся события и на события далекого прошлого. О первых мы вспоминаем легко и непосредственно, а вспом­нить вторые бывает трудно, для этого требуется иногда много времени. Кратковременная память: «Какими были последние слова предыдущего предложения?» Долговременная память: «Что Вы ели на обед в прошлое воскресенье?» Введение в дол­говременную память нового материала и последующее вос­произведение его требуют значительных усилий.

Оперативные и аналитические центры нашей психи­ки лишь частично контролируют свою информационную ба­зу, поэтому нам и бывает трудно извлекать из всей массы хранимой в ней информации именно те сведения, которые требуются в данный момент. В то же время ряд сложнейших операций, связанных, например, с реализацией правил грамматики, логики и интерпретацией символов печатного текста, то есть с чтением, производится системами долго­временной памяти быстро и практически автоматически.

В соответствии с типом запоминаемого материала выделя­ют следующие четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную память, то есть способность запоми­нать и воспроизводить систему двигательных операций (печатать на машинке, завязывать галстук, пользоваться инст­рументами, водить машину и т. п.). Затем формируется об­разная память, то есть возможность сохранять и в дальней­шем использовать данные нашего восприятия. В зависимос­ти от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обо­нятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличаю­щихся у него большой дифференциацией (особо «память» на лица, ситуации, интонации и т. п.).

Практически одновременно с двигательной формиру­ется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоцио­нальных состояний и аффектов. Человек, которого сильно испугала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать, проходя мимо (память страха, стыда, слепой ярости и т. п.). Высшим видом памяти, присущим только че­ловеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память. С ее помощью обра­зуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чте­ние, счет и т. п.). Семантическая память как продукт культу­ры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка.

По степени волевого процесса запоминания и воспро­изводства различают непроизвольную (мы иногда и не хо­тим, а запоминаем) и произвольную память. В последнем случае человек как бы ставит перед собой задачу: «запом­ни!» Но волевое усилие не гарантирует успеха, мы часто за­бываем именно то, что и боялись забыть.

Наиболее загадочными остаются механизмы генети­ческой памяти, с помощью которой происходит наследст­венно обусловленная регуляция психических реакций и действий человека, связанных прежде всего с врожденны­ми инстинктами самосохранения и размножения.

Существует три главных процесса, синтез которых и образует память как целостное функциональное образова­ние психики. Во время первого из них - запоминания, происходит прежде всего анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование. Второй процесс памяти - хранение информации, связан­ный, в основном,'с ее организацией и удержанием. Третий -воспроизведение, непроизвольное или произвольное (по­следнее называется также припоминанием). Воспроизведе­ние информации справедливо можно считать основной функцией, основным назначением памяти - дать человеку возможность использовать данные своего опыта.

Память относится к одному из самых индивидуали­зированных явлений психики и зависит от множества фак­торов: особенностей мозга и всей центральной нервной сис­темы, среды, характера деятельности, типа личности и т. п. Поэтому трудно определить общие закономерности запо­минания и еще труднее научиться эффективно им управ­лять, хотя и существует множество рекомендаций на сей счет, разрабатываются целые методики совершенствова­ния памяти.

Память каждого человека отличается из­бирательностью, особенно заметной при непроизвольном запоминании. Успех произвольного запоминания зависит во многом от адекватности (соответствия) характера запоми­наемого установкам нашего восприятия.

Способность к запоминанию различных типов данных зависит и от того, какое полушарие у человека является до­минантным - левое или правое. В первом случае оказыва­ются эффективными механизмы семантической памяти (на схемы, логику доказательств, термины и т. д.), во втором -зрительной и двигательной памяти (на узоры, последова­тельность действий, ориентировку и т. п.).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!