Отмена крепостного права в России: причины, проведение, результаты

6 Фев 2016 | Автор: | Комментариев нет »

В феврале 1855 г. умер Николай I и на престол вступил его сын - Александр II (1855-1881). В марте 1856 г. подписанием Парижского мирного договора заканчивается Крымская война. Уже 30 марта 1856 года, выступая перед представителями дворян­ства в Москве, император говорит о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени,-когда оно само собой начнет отменяться снизу».

За этим заявлением последовали конкретные шаги. В нач. 1857 г. для подготовки проекта реформы создается Секретный комитет. В ноябре 1857 г. Александр дает рескрипт генерал-губернатору С. И. Назимову, в котором формулирует основные направления крестьянской реформы. За помещиками сохраняется право собст­венности на землю. Крестьянам оставляется их усадебная осед­лость, которую они приобретают в собственность за выкуп. Кроме того, крестьяне могли получить в пользование определенное ко­личество земли на условиях выполнения повинностей в пользу помещика. Для обсуждения условий освобождения крестьянства, «устройства и улучшения их быта» дворянству было предложено организовать губернские комитеты.

В 1858 г. рескрипт доводится до всех губернаторов, и в 45 губерниях, где имелись помещичьи крестьяне, образовались «гу­бернские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян». В декабре 1858 г. рескрипты публикуются в печати, что придает гласность подготовке реформы и втягивает в ее обсуждение широкие слои провинциального дворянства. В ходе обсуждения выявилось три помещичьих проекта отмены крепостного права, содержание которых во многом определялось региональными особенностями.

Отражая позицию помещиков нечерноземных губерний, про­ект тверского предводителя дворянства А. М. Унковского предпо­лагал освобождение крестьян с землей без переходного состоя­ния, «единовременно и постоянно», с компенсацией помещикам за счет государства и выкупа земли у помещиков самими кресть­янами. Такой радикализм объяснялся тем, что в нечерноземных губерниях быстрее, чем в других районах, развивались товарные отношения и преобладали хозяйства оброчного типа, поэтому помещики стремились сразу ликвидировать крепостное право и получить единовременный выкуп и капитал для организации хо­зяйств на капиталистический лад.

В черноземных губерниях с преобладанием ориентированных на рынок барщинных хозяйств помещики стремились сохранить в своих руках максимальное количество земли и не допустить обезземеливания крестьянства для обеспечения себя рабочей силой. Поэтому проект полтавского помещика М. П. Позена предполагал полную отмену личной зависимости крестьян. За землю же, полученную от помещика, крестьяне должны были в течение 20 лет отрабатывать в оброчной или барщинной форме, Земля распределялась на общину, а ее количество определял сам помещик с учетом установленного комитетом минимума земли на каждую душу.

Позиция помещиков относительно слабо заселенной степной полосы с преобладанием крупного барщинного хозяйства и дефи­цитом рабочих рук состояла в постепенной ликвидации личной зависимости крестьян с сохранением барщины на время переход­ного периода в 10 - 12 лет (проект Ю.Ф. Самарина).

.Для изучения проектов, составленных губернскими комитета­ми, и подготовки на их основе проекта «положений» о новом устройстве крестьянского сословия в марте 1858 г. Учреждаются редакционные комиссии при Главном комитете по крестьянскому Делу.

В октябре 1860 г. редакционые комиссии заканчивают свою работу и передают разработанный проект закона об освобожде­нии крестьян в Главный комитет по крестьянскому делу. В январе 1861 г. проект поступил на рассмотрение Государственного Со­вета. 19 февраля 1861 г. император подписал «Положения» и «Манифест» об освобождении крестьян,

Манифест 19 февраля 1861 г. провозглашал полную отмену крепостного права, личное освобождение крестьян и предостав­ление им статуса «свободных сельских обывателей». Однако земли помещиков были признаны их 'собственностью, и поэтому крестьяне за отводимые им земельные наделы сначала должны были отбывать рабочую повинность или платить деньгами. На это время они находились в состоянии «временно обязанных». Затем, по заключении соответствующих договоров («уставных грамот»), их отношения с хозяевами окончательно ликвидировались, а казна уплачивала процентными бумагами стоимость их земель, отошед­ших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 4 9 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей» в размере 6% от выкупной ссуды,

Размеры крестьянских наделов в различных районах отлича­лись по величине, составляя от 1 до 1 2 десятин земли на «душу» мужского пола. Средний размер «душевого» надела составлял 3,3 десятины. В целом во владение крестьян поступили те земли, которые они обрабатывали при крепостном праве, лишь в некото­рых многоземельных губерниях крестьянские наделы были не­сколько уменьшены (так называемые «отрезки»).

Крестьянские наделы передавались во владение крестьянским общинам, которые «уравнительно» распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями (пастбища, сенокосы и т. п.). Выкупные платежи и все подати крестьяне платили сообща, миром, который был связан «круговой порукой», т. е, коллективной ответственностью, и отвечал за своих несостоятельных членов. Поэтому каждый крестьянин был припи­сан к своему обществу И без его согласия не мог выйти из «мира».

Реформа устанавливала и новое сельское самоуправление. Крестьяне одного помещика составляли сельское общество, кото­рое на сельском сходе выбирало на 3-х летний срок старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход. Волость включала несколько сельских обществ и часто совпадала с цер­ковным приходом. Волостной сход выбирал волостного старшину и волостной суд. Сход занимался в основном хозяйственными и фискальными делами, а выбранные им лица выполняли полицей­ские функции.

В 1863 г, основные положения крестьянской реформы были распространены на удельных крестьян, а в 1866 г. - на государ­ственных, составлявших около 10 млн. душ мужского пола. По­следние вносили выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение удельных и государственных кре­стьян было значительно лучше, чем у бывших помещичьих. Сред­ний размер надела на душу мужского пола у удельных крестьян составлял 4,8 десятин земли, у государственных - около 6 десятин.

Для проведения крестьянской реформы на местах учрежда­лись должности мировых посредников, которые действовали до 1874 г. Они назначались правительством из местных дворян для разбора спорных ситуаций между помещиками и крестьянами и помощи при составлении уставных грамот, наблюдали за правиль­ным ходом крестьянского самоуправления в сельских обществах и волостях.

Положение 19 февраля 1861 г, не определяло срок прекра­щения временнообязанного состояния крестьян и перехода их на выкуп и поэтому к 1883 г. около 15% крестьян оставались еще на положении временнообязанных. 28 декабря 1881 г. Александр Ш окончательно определил срок их перевода на выкуп - до 1 января 1883 г. В ходе осуществления реформы крестьянское землепользование сократилось за счет отрезков более чем на 20%. Фактически безземельными оказались 1,3 млн, крестьян. Всего за период с 1862 по 1907 гг. бывшие помещичьи крестьяне выпла­тили государству по выкупной ссуде свыше 1,5 млрд. руб. С 1 января 1906г. размер выкупных платежей уменьшился в два раза, ас 1907 г. они были полностью отменены.

В исторической литературе существ уют два мнения о причинах отмены крепостного права. Традиционное мнение большинства историков отдает приоритет экономическим факторам. Крепост­ное право было отменено в результате кризиса крепостного хозяйства, который выразился в первую очередь в неуклонном •снижении производительности труда крепостных крестьян. По­пытки рационализировать помещичьи хозяйства, повысить доход­ность имений в условиях крепостничества успеха не имели. Более того, наблюдался рост задолженности помещиков, ширилась прак­тика залога дворянских имений в кредитных учреждениях. К 1 859 г. в залоге оказалось 65% крепостных крестьян России (в нач. XIX в. - 5%). Долг помещиков в 1859 г. составлял 425,5 млн. руб., что в два раза превышало сумму годового дохода в бюджет. Имения переходили государству, «Если бы мы предположили, - писал В. О. Ключевский, - вероятность дальнейшего существова­ния крепостного права еще на два-три поколения, то и без законного акта, отменившего крепостную зависимость, дворян­ские имения все стали бы государственной собственностью. Так, экономическое положение дворянского хозяйства подготовило уничтожение крепостного права, еще в большей степени подго­товленного необходимостью нравственной».

Иных взглядов придерживаются П. Б. Струве, Н. Л. Рубенштейн, М. Конфино, Р. Пайпс. Они считают, что в десятилетие накануне отмены крепостничества подневольный труд использо­вался наиболее эффективно (помещики, избавленные Екатериной II от государственной службе», уделяли больше внимания модер­низации своих хозяйств для обслуживания внутреннего и внеш­него рынков). И накануне 1861 г. крепостничество достигло пика экономической эффективности. Главные же причины отмены кре­постного права - политические - и прежде всего унизительное поражение России в Крымской войне, развеявшее миф о военном могуществе империи, вызвавшее раздражение в обществе и угро­зу стабильности в стране.

Подчеркивается также негативное влияние Крымской войны и на экономическую ситуацию в стране, выразившееся в отвлече­нии более 10% работников от хозяйственной деятельности в ходе рекрутских наборов; в сокращении на 13% численности скота в результате реквизиций и падежа от болезней; расстройстве фи­нансов (за годы войны дефицит государственного бюджета соста­вили 800 млн. руб., что в три раза больше годовых поступлений в казну); сокращении экспортно-импортных операций, следствием чего явилось заметное ухудшение положения помещичьих хо-зяйств, ориентированных на внешние рынки, и сокращение про­изводства на отечественных предприятиях.

Более доказательным все же представляется мнение большин­ства, тем более, что значительное влияние поражения России в Крымской войне на принятие решения об отмене крепостного права сторонниками этой точки зрения вовсе не отрицается.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!