Особенности современной культуры (начало XXI века)

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Человечество вступило в XXI столетие. Много это или мало для истории цивилизации, для культуры?

Время осознанной истории человечества примерно семь тысяч лет - от пятого тысячелетия до н. э. и до второго тысячелетия нашего времени. Принято считать, что поколения меняются раз в 25 лет. Казалось бы, семь тыс. лет - это огромный срок, но если подсчитать, сколько поколений сменилось за это время, то ока­жется - всего 280.

Мы подошли к черте, когда живущие сегодня на Земле люди могут оказаться последними; или 281 поколение откроет собой новую эпоху в истории человечества, культуры.

Какое место в этом процессе может занять художественная культура, как она может повлиять на позитивный выбор в тех сложных условиях развития человечества, которые все более и более тревожат и специалистов, и простых людей?

Для благополучного исхода человечеству важно уже сегодня понять те проблемы, которые будут определять его существование в будущем, найти эффективные средства их решения, определить место и значение художественной культуры.

Проблемы культуры XXI века уже реальность, та реальность, в которой мы живем. Из 6 млрд. людей, живущих на планете сегодня, свыше половины увидят 2025 г., а подавляющее число детей, родившихся в 90-х годах, доживут до середины следующего столе­тия.

Контуры наступающего века просматриваются уже сегодня. Очевидно значительное отличие между настоящим и будущим и тем более прошлым: ясно, что новый век будет совершенно непохожим на уходящий (1).

Человеческая культура, в том числе и художественная, находится на перепутье. Она пребывает в «фазе неустойчивости».

XX век и особенно его вторая половина обнажила противоречия и выявила парадоксы. Это век жестокости, политического тотали­таризма и господства «массовой культуры», но и век великих духовно-нравственных и художественных откровений, надежд, об­ретений и открытий. Это век глобализации многих процессов и явлений, и одновременно век «единичного», уникального, век личности с торжеством ее индивидуальности и самобытности.

XX век - был веком предупреждения человечеству: оно пере­жило две страшные мировые войны и много локальных. Век, обнаруживший непригодность тех ценностей и образа жизни, в которых живет современный человек. Век, остро почувствовавший вселенское неблагополучие. Поэтому люди остро ощущают психо­логический дискомфорт, испытывает чувство неуверенности и от­чужденности. Культура находится в состоянии выбора новых ценностей и приоритетов. Перед выбором находится и художест­венная культура и от этого выбора будет зависеть оптимально-оп­тимистическая или пессимистически-трагическая перспектива у человечества.

Какой будет культура нового тысячелетия? Уже сейчас в ней видны характерные черты. Выделим среди них те, которые, на наш взгляд, дают представление о новой культуре, о художественном ее своеобразии.

Вторая половина XX века характеризуется глубокими, радикаль­ными и необратимыми преобразованиями в мире. Они пронизыва­ют все сферы жизни. Отличительная их черта - всеохватность, взаимозависимость на глобальном уровне. Преобразования сегодня в культуре, обществе стремительны. Происходит ускорение темпов развития общества. Одно поколение людей сегодня встречается с такими социальными, политическими, экономическими, психоло­гическими, нравственными, экологическими и другими изменени­ями, которые еще в недавнем прошлом растягивались на несколько поколений. Возрастает интенсивность общения между людьми, народами, странами и континентами, цивилизациями и культурами. Коммуникативные процессы происходят в глобальном, планетар­ном масштабе, связывая человечество в единое целое.

Объективно мир переходит в состояние, когда вместо механи­ческой совокупности отдельных стран, он может превратиться во взаимосвязанную целостность. Укреплению этой тенденции может оказать мощное содействие художественная культура, которая по своей природе целостна, органична, плюралистична и демократич­на. Процесс глобализации создает особые условия для существова­ния и развития художественной культуры. Эти условия имеют двоякий характер. С одной стороны, наблюдается ускорение распространения художественных ценностей, демократизация художе­ственной культуры, при которой реально для каждой личности в любом уголке земли становятся доступны произведения искусства. Но с другой стороны, есть огромная опасность нивелирования, стандартизации и усреднения явлений художественной культуры, навязывания шаблонов и стереотипов, по сути, суррогатов, а не подлинных художественных ценностей. Это гибельно для художе­ственной культуры, ибо по своей сути художественное явление всегда уникально, неповторимо, своеобразно. В этом достоинство, специфика и сила художественной культуры, которая может быть востребована на пороге III тысячелетия как средство сохранения уникальности и неповторимости личностей, составляющих челове­чество, сохранения уникальности и неповторимости национальных культур разных регионов.

Многие проблемы уже сегодня невозможно решать только на региональном, местном, локальном уровне. Связи между странами и регионами не только расширяются и углубляются, но становятся более разнообразными.

Современные процессы в мире теснейшим и органическим образом взаимоувязаны. Изолировать и решать отдельно ни одну из глобальных проблем невозможно. Их надо решать в комплексе. Одна проблема, например, в экономике - «вытягивает» за собой другую глобальную проблему - природных ресурсов (открытие, добыча, использование), а это уже глобальная экологическая про­блема, которая может быть успешно решена при соответствующем наборе нравственных ценностей у людей и т. д. Серьезное положе­ние дел со средой обитания обостряет не менее важную глобальную проблему - утверждение новых культурных ценностей и ориенти­ров. И здесь опять-таки огромную помощь может оказать художе­ственная культура, поскольку она своими специфическими методами и средствами способна «достучаться» до каждого человека, затронуть не только его ум, но сердце и душу, помочь ему понять уникальность и ценность каждого уголка земли с его неповторимой культурой, особым ландшафтом, своим духом.

Очевидно, что весь комплекс проблем глобального масштаба должен решаться на основе нового типа экономики, созданной достижениями информатики и новейшей технологии. Успешное их решение в современных условиях невозможно без соответствующей социально-правовой и политической среды, построенной на гармо­ничной основе; без определенной нравственно-эстетической атмос­феры, где приоритетны интересы человечества и отдельного человека, а не узкополитические, корпоративные интересы.

В мире сейчас как реальность существуют национальные, реги­ональные экономические комплексы, ориентированные на всемир­ное хозяйство. Во все большей степени проявляет себя объективный процесс интернационализации хозяйственной деятельности, где определяющим звеном выступают технические и научные открытия, не знающие национальных границ. Постепенно изменяются в со­ответствии с этими процессами и основные принципы и институты по управлению хозяйством; они демократизируются, обретают твор­ческую гибкость и пластичность, становятся кооперативными.

Ускорились процессы перестройки социальной структуры об­щества. Идет процесс либерализации. Возникает подвижная равно­весная система: социум - экономика в демократической среде.

Современное общество энергично переходит к «высоким техно­логиям», прежде всего прецезионным, отличающимся высокой точностью. Эти технологии требуют не только высочайшей квали­фикации, профессионализма, сознательной дисциплины и ответст­венности, но и творческого подхода, мобильности в принятии неординарных решений. А эти качества личности успешнее всего формируются на базе освоения художественной культуры. Художе­ственно развитый человек способен к нестандартным решениям, к творчеству в неординарных ситуациях. Значит, в перспективе роль и значение художественной культуры в жизни общества может возрастать и стать приоритетной.

Ускоренными темпами разворачиваются глобальные информа­ционные процессы, которые определяют характер современной цивилизации, влияют на динамику культуры, на состояние и тен­денции развития художественных явлений.

Глобальные информационные процессы предопределяют смену образа жизни, способа мышления, характер чувств, стиль поведе­ния, изменяют жизненный уклад, формируют новые традиции, новые художественные ценности. По мнению японского ученого, профессора У. Масуды, компьютеризация изменяет природу чело­века, превращает его из «хомо сапиенс» в «хомо интеллиженс». И здесь важна художественная культура как гарант сохранения уни­кальности и неповторимости каждой личности, гарант от «роботи­зации» человека.

Осознание глобальных проблем позволило сформулировать при­оритетные задачи, которыми человек и человечество должны за­няться в ближайшее время, чтобы сохранить культуру и дать ей новый импульс в развитии.

Среди первоочередных проблем можно назвать блок вопросов, связанных с системой мер по сохранению жизни на Земле, предот­вращению военной угрозы.

Сейчас все большее число общественных и политических дея­телей активно проводят идею о возможности и необходимости исключения мировой ядерной войны из арсеналов средств между­народной политики.

Президент Международного института жизни М. Маруа (Франция) считает, что с любой точки зрения - социально-политической, философской, этической - первостепенной задачей современности является сохранение жизни на земле.

Возникает потребность в создании новой философии безопас­ности, в основе которой лежат принципы равенства, взаимности, всеобщности, политика, базирующаяся не на силе, а на гармонии интересов.

Безопасность государств и защита национальных интересов может быть обеспечена не только правовыми и политическими средствами, здесь свое веское слово может сказать художественная культура, которая имеет опыт развития разнообразных культурных традиций, не поглощающих, не уничтожающих друг друга, а допол­няющих собой общее культурно-художественное поле. Опыт взаи­мообогащения и развития художественных культур разных регионов и исторических периодов, который составляет единый арсенал мировой художественной культуры, может быть полезен для чело­вечества в решении не только художественных проблем, но и проблем экономических, политических, религиозных.

Проблема безопасности в мире - проблема не отдельных госу­дарств, блоков, систем, а всего человечества. Наиболее полный и позитивный опыт в умении договариваться, понимать друг друга, способность ценить достоинства и своеобразие другого человечество накопило в художественной культуре и этот опыт может пригодиться в позитивном решении вопросов безопасности.

Человечество на протяжении длительного пути тянуло за собой кровавый шлейф войн и конфликтов. По мнению историков, за последние 5,5 тысячелетий человечество прошло через 14 тысяч войн, в которых погибло более 4 млрд. человек. Две мировые войны XX века унесли свыше 60 млн. человеческих жизней. Нужен механизм гарантированной защиты человечества от угрозы уничто­жения. Создание такого механизма - задача не только техническая или технологическая, а прежде всего нравственная, духовная, в том числе художественная. Художественная культура может научить ценить каждую человеческую жизнь, как открытие, как достояние всего человечества.

Сегодня в начале III тысячелетия человечество подошло к такой черте, когда иного выбора уже нет. Здесь уместно предупреждение, высказанное когда-то Бертольдом Брехтом: великий Карфаген вел три войны. После первой он был еще могущественным, после второй - еще обитаем, после третьей - его уже невозможно было обнаружить.

Другой блок актуальных проблем настоящей и будущей культуры связан с экологической ситуацией.

Взаимоотношения природы и общества все больше становятся проблемой, от которой зависит общее будущее биосферы и социума. Эта тема остро звучит в XX веке. Появляется понятие «ноосфера» для обозначения качественно нового состояния биосферы - интел­лектуального, духовного.

Французский ученый и философ Тейяр де Шарден изображает эволюцию Вселенной - «космогенез» - как ряд этапов - матери­альный, духовный - усложнения «Ткани Универсума». В ходе эво­люции повышается уровень системности Универсума, усложняется его структура, появляются новые формы духовной жизни. Человек - вершина эволюции; он принимает эстафету развития, становясь главным его фактором. Преобразуя мир, человек включается в мировое творчество и несет ответственность за его успехи.

Конечной целью и одновременно регулятором космогенеза яв­ляется духовный ориентир. В конечном итоге происходит форми­рование единого организма, где люди объединяются в нечто целое. Завершается эволюция, по мнению Шардена, в «точке Омега», когда высвобождается духовная энергия, которая дает импульс для вос­соединения всех людей. Ученый настаивает, что технический про­гресс и развитие экономики - необходимые условия этого процесса при решающем значении духовного фактора (2).

В.И. Вернадский, изучая глобальные процессы, происходящие в природе и социальном мире, считал, что развитие есть постепен­ный переход биосферы в ноосферу при условии все большего подчинения эволюции разуму и воле, духовному началу в человеке. Возможна новая фаза жизни, сверхжизни, где, по мнению Вернад­ского, произойдет сглаживание противоречий и различий между человеком и природой.

Современное звучание проблемы звучит как коэволюция природы и общества. Это идея академика Н.Н. Моисеева (3). В эволюционном процессе, по его мнению, возможны два варианта. Один - неблагоприятный для человечества, если развитие будет носить стихийный характер и нагрузки на биосферу выйдут на уровень критических значений. Биосфера станет непригодной для жизни. Но человечество может выбрать и иной сценарий. Разумная деятельность человека позволит преобразоваться биосфере в новое качество, где эволюция приобретет направляемый характер. Человек способен инициировать благополучный процесс развития Вселен­ной, где доминирующей станет г а р м о н и я, где будет преодолен антропоцентризм.

Чтобы осуществился выбор позитивного сценария, человечество должно руководствоваться нравственно-экологическим императи­вом: «не навреди», «уподобляйся природе», а соблюдение этих принципов осуществляться «полной мерой» (5).

Эти нравственно-экологические принципы можно развивать средствами искусства художественная культура, поскольку она на­копила богатейший опыт такого отношения к природе. Она на протяжении всей истории осуществляет идею мира и гармонии природы и человека, когда человек органично включен в биосферу, живет с ней в гармонии, соблюдая «меру» природы. Настоящее художественное творчество, имея дело с природным материалом в разных видах искусства, никогда не разрушает его, но, постигая его закономерности, позволяет полностью раскрываться, придавая ему выразительную форму, рождает произведение искусства. Такая ус­тановка в художественном творчестве была приоритетной с древних времен и доминировала в творчестве великих мастеров искусств разных эпох и континентов.

Глобальные проблемы связаны с еще одной особенностью, характеризующей культуру конца XX - начала XXI века - это гу­манизация как главное направление будущей культуры.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!