Особенности социальной поддержки нуждающихся в послереволюционный период и в годы НЭПа

После революции октября 1917 г. Совет Народных Комиссаров сразу же приступил к реализации страховой программы большевистской партии. Эта программа еще со времен об­суждения в 1912 г. думских законопроектов о страховании рабочего предусматривала введение государственного стра­хования рабочих во всех случаях утраты трудоспособности или потери заработка ввиду безработицы, распростране­ние страхования на всех лиц наемного труда и их семейств и др. в результате  13 ноября 1917 г. -  сообщение "О социальном страховании".

Выполняя провозглашенную программу, правительст­во РСФСР в ноябре—декабре 1917 г. приняло целый ряд директив, положивших начало формированию новой сис­темы социального обеспечения, основанной на закреплении права на социальное обеспечение за каждым трудящимся предприятия, потерявшим трудоспособность. Одним из са­мых ранних постановлений правительства стал декрет "Об увеличении пенсий" (ноябрь 1917 г.), в соответствии с кото­рым всем пенсионерам по несчастным случаям по 1917 г. включительно пенсия увеличивалась на 100% за счет пен­сионного фонда. Источни­ками создания страховых фондов для выплаты пенсий и по­собий являлись страховые взносы предприятий и лиц, ис­пользовавших наемный труд, с освобождением застрахо­ванных от внесения каких-либо взносов.

В группу первого декрета входят: "Положение о стра­ховании на случай безработицы", "Положение о страхова­нии на случай болезни", "Положение о Страховом Сове­те", "Положение о страховом присутствии". В марте 1919 г. на своем III съезде правящая партия официально заявила, что она поста­вила социальную защиту трудящихся от всех видов потери трудоспособности на прочную законодательную основу, прич6ем  впервые в мире сделала нормой социальное страхова­ние при безработице за счет нанимателей и государства.

Оценивая социально-страховательную деятельность советского  правительства в первые месяцы новой власти, важно отметить, что   наряду с позитивными демократическими мерами  - в этих действиях элементы революционного романтизма, стремление политиков обеспечить широкую  социальную базу большевистской партии, что при­вело к  созданию опередивших свое время страховых доку­ментов.

В условиях гражданской войны  и политики военного коммунизма соц.-экономическое положение трудящихся принципиально изменилось. Это было связано с национализацией промышленности, концентрацией власти и ресурсов в руках государства, ликвидацией товарно-денеж­ных отношений, уравнительности в разделении предметов Потребления, превращении работников в "бойцов трудовой армии.

В 1918—1920 гг. рынок труда был ликвидирован и в РСФСР не осталось дру­гих работодателей, кроме государства. В этих условиях социальное страхова­ние было трансформировано в социальное обеспечение. Считалось, что социальное обес­печение является стадией полного коммунистического обес­печения, а от социального страхования, как института "бур­жуазного права", можно отказаться.

Другим необходимым мероприятием в процессе фор­мирования централизованного социального обеспечения стал введенный в апреле 1919 г. новый порядок образования и использования финансовых фондов. Всероссийский фонд социального обеспечения, куда  с ноября 1918 г. Стал сосредоточивать средства всех ос­тальных фондов и страховых касс. В итоге полноправным "хозяином" системы соци­ального обеспечения и монопольным субъектом управле­ния этой системой стало государство.

Функции органов управления социальным обеспечени­ем выполняли местные советы депутатов. В центре управ­ленческая вертикаль возглавлялась Народным комиссариатом социального обеспе­чения (Наркомсобес).

В обстановке гражданской войны Советское государст­во закономерно уделяло особое внимание социальному обес­печению красноармейцев и красногвардейцев и членов их семей.

В результате мероприятий правительства по органи­зации государственной системы социального обеспечения в течение 1918—1920 гг. значительно увеличилось количест­во пенсионеров и семейств красноармейцев, которые поль­зовались пособиями.

С окончанием гражданской войны и введением новой эко­номической политики социальное обеспечение в Советской России вступило в новый период своего развития. Восста­новление многоукладности и  товарно-денежных отношений, перевод предприятий на хозяйственный расчет, отмена тру­довой повинности, возрождение в составе занятого населе­ния категорий "наемных работников" и "предпринимателей" правомерно поставили в порядок дня вопрос о восстанов­лении социального страхования. Переход от социального обеспечения периода гражданской войны и военного коммунизма к социальному страхованию ознаменовался  дек­ретом  СовНарКома от 15 ноября 1921 г. "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом". В соответствии с этим декретом социальному страхованию подлежат лица, занятые наемным трудом в государствен­ных, кооперативных, общественных, концессионных, аренд­ных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах, вводились как выда­ча пособия в случае болезни, так и назначение пенсий. В целом после принятия этого декрета государственное пен­сионное обеспечение рабочих и служащих стало осущест­вляться по системе социального страхования, а военно­служащих и других категорий трудящихся — по системе социального обеспечения.

В русле новой социально-защитной политики советское правительство в годы восстановительного периода приня­ло целый ряд нормативных актов:  "О социальном обеспечении инвалидов", "О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве", "О страховании на случай болезни", "О соци­альном обеспечении при безработице .

Введение социального страхования с учетом изменив­шихся социально-экономических отношений в период нэпа потребовало новых организационных форм этой системы обеспечения рабочих и служащих и соответствующих струк­тур управления. В связи с этим в Тезисах уже было опре­делено, что для осуществления социально-страховательной работы создаются кассы социального страхования. Ко­митеты этих касс формировались профсоюзами путем вы­боров на профсоюзных конференциях.

Как свидетельствует историческая действительность, в 1921—1924 гг. усилиями Советского правительства стала складываться система социального страхования и обеспе­чения лиц наемного труда, бывших военнослужащих и их семей, что подтверждается принятием ВЦИК, Совнарко­мом и другими руководящими органами РСФСР около 100 декретов, положений и других документов по этим во­просам.

В иной форме решались задачи социальной помощи ну­ждавшимся в ней крестьянам. Государственным социальным обеспечением пользовались лишь те крестьяне — участни­ки войны, инвалиды и жертвы террора военного времени, которых было невозможно обеспечить посредством кресть­янской взаимопомощи или трудоустройства в артелях или кооперациях инвалидов.

Декрет Совнаркома от 14 мая 1921 г. ориентировал со­ветские органы в центре и на местах на то, что основную тяжесть заботы о социальном обеспечении нуждавшихся должно взять на себя само крестьянство путем организа­ции общественной взаимопомощи. Тем самым государство фактически признало, что оно не в состоянии содержать все социально не обеспеченные категории крестьян за счет государственного бюджета.

В связи с этой официальной установкой крестьянская взаимопомощь являлась основой организации социального обеспечения крестьян в течение всего восстановительного периода. В соответствии с декретом возглавить дело соци­альной помощи нуждавшимся на селе были призваны вы­борные крестьянские комитеты общественной взаимопомощи.

На крестьянские комитеты возлагались такие обязан­ности, как организация взаимопомощи при неурожаях, по­жарах и других социальных бедствиях, распределение го­сударственной помощи среди крестьян во всех ее формах, налаживание общественной трудовой взаимопомощи и не­посредственной адресной помощи семьям инвалидов, крас­ноармейцам и трудармейцам и пр.

Крестьянские комитеты взаимопомощи осуществляли социальную помощь нуждавшимся в виде пособий, ссуд, вспашки полей и уборки урожая, финансовой поддержки школ, больниц, инвалидных домов, их обеспечения топли­вом и др.

Крестьянские общества взаимопомощи действовали в различных регионах примерно до 1930—1931 гг. С создани­ем колхозов отпала потребность в трудовой помощи со сто­роны крестьянских обществ. В новых условиях они сосредо­точиваются на организации помощи колхозникам в случае болезни, утраты трудоспособности, потери кормильца и т. д.

Постепенно на смену крестьянским обществам взаимо­помощи приходят кассы взаимопомощи колхозников. Их су­ществование законодательно было закреплено постанов­лением ВЦИК и Совнаркома от 13 марта 1931 г. Оно утвер­дило Положение о кассах общественной взаимопомощи кол­хозников. Этим нормативным документом кассам предостав­лялось право создавать дома для престарелых, оказывать финансовую и натуральную помощь при болезни, увечье, беременности.

По положению о кассах общественной взаимопомощи колхозников, они должны были заниматься трудоустройст­вом инвалидов. В 1932 г. эти кассы трудоустроили только в РСФСР на различных работах в колхозах, а также в орга­низованных ими мастерских 40 тыс. инвалидов. Наряду с этим кассы общественной взаимопомощи открывают дома пре­старелых, дома инвалидов, детские ясли и сады, пункты медицинской помощи и др.

В соответствии с Примерным уставом сельскохозяйст­венной артели, утвержденным ЦИК и СНК 1 марта 1930 г., на колхозы возлагалась обязанность социального обеспече­ния нетрудоспособных колхозников. Его условия и размеры определялись правлением колхозов с последующим санк­ционированием общим собранием колхозников. В новом При­мерном уставе сельскохозяйственной артели от 17 февраля 1935 г. наряду с кассами общественной взаимопомощи пре­дусматривалось создание специальных фондов для оказа­ния помощи престарелым колхозникам, детям-сиротам, со­держания детских яслей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!