Особенности социальной адаптации клиентов в учреждениях социального обслуживания

14 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Практическим компонентом социальной работы, ориентиро­ванной на оказание помощи конкретному человеку, является соци­альное обслуживание населения. Согласно правовым основам соци­альное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, по проведению социальной адап­тации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизнен­ной ситуации.

Классифицировать учреждения социального обслуживания на­селения можно на основании критериев, разработанных А. В. Муд-риком: по юридическому статусу, ведомственной принадлежности, по длительности функционирования, по степени открытости-за­крытости.

Данные учреждения являются государственными и относятся к Министерству труда и социального развития. Они могут быть регио­нальными и муниципальными. Различают нестационарные, имею­щие полустационарную форму, - дневное пребывание (комплекс­ные центры социального обслуживания населения, территориаль­ные центры помощи семье и детям), стационарные (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения роди­телей, дома-интернаты для престарелых и инвалидов и др.).

Все эти учреждения представляют собой постоянные открытые организации, не ограничивающие естественный процесс социаль­ной адаптации клиента. В них могут быть организованы различные по типологии объединения: группы дневного пребывания, группы длительного пребывания, клубы, временные летние оздоровитель­ные объединения, способствующие развитию социально-психо­логической адаптированности клиента. Обращение клиента в уч­реждение социального обслуживания населения носит доброволь­ный характер. Одновременно с этим специалисты по социальной работе сами выявляют граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Одним из нестационарных учреждений является территори­альный центр помощи семье и детям. Данное учреждение создается в определенном типе поселения - среднем и крупном городе. Координацией всех направлений по оказанию социальной помо­щи семье занимаются специалисты центра, а выявление семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, происходит в филиа­лах, действующих в микрорайонах города. Особенность центра со­циальной помощи семье и детям состоит в том, что мероприятия по социальной адаптации проводятся по месту жительства клиента в привычных для него условиях социальной среды (человек про­живает в семье и ежедневно имеет возможность общаться с род­ственниками, не прерывает трудовую деятельность, не меняет места жительства и свое социальное окружение).

Специалисты по социальной работе изучают семью для выяв­ления ресурсов, способствующих преодолению трудной жизнен­ной ситуации, привлекают родителей к работе центра, определя­ют необходимость специальных коррекционных занятий для де­тей, проводят профилактику факторов неблагополучия семьи. Структурными подразделениями центра являются следующие от­деления: организационно-методическое, приема граждан, консуль­тативное, психолого-педагогической помощи, профилактики без­надзорности несовершеннолетних, дневного пребывания, реаби­литации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, срочного социального обслуживания, помощи женщинам, ока­завшимся в трудной жизненной ситуации. Подготовка к социаль­ной адаптации осуществляется в социальных группах (объедине­ниях клиентов), созданных при отделениях дневного пребывания, реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, помощи женщинам, оказавшим­ся в трудной жизненной ситуации. Эффективность социальной адап­тации зависит от количества участников данных объединений. Оп­тимальный вариант 5-10 человек. Полустационарные условия про­цесса социальной адаптации означают, что клиент находится в подобных группах 5 дней в неделю в течение месяца. Общая про­должительность ежедневного пребывания 4-5 часов.

Участникам объединения оказывают содействие в выполнении ведущей деятельности: для взрослых - трудовой, для детей и под­ростков - учебной. Специалист по социальной работе, психолог помогают разрешать внешние и внутренние конфликты клиента, возникающие во время трудовой или учебной деятельности. Полу­стационарные условия способствуют проведению в объединениях коллективных и групповых форм деятельности, развивающих меж­личностные отношения. Совместная социальная деятельность фор­мирует благоприятные взаимоотношения участников, развивает коммуникативные навыки, воспитывает умение соотносить свои действия с действиями других, уверенность в выполнении различ­ных социальных ролей.

Комплексный центр социального обслуживания населения со­здается, как правило, в районном центре, малом городе, поселке, крупном селе. Комплекс социальных услуг концентрируется в еди­ном учреждении, деятельность центра распространяется на отно­сительно небольшой территории. Социальные услуги оказывают всем категориям населения, попавшим в трудную жизненную си­туацию. Учреждение включает в себя следующие отделения: днев­ного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов; социального обслуживания на дому; социально-медицинского обслу­живания; реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными способностями; дневного пребывания детей и под­ростков. Особенность социальной адаптации в условиях данного учреждения состоит в том, что клиент имеет возможность уста­навливать межличностные отношения с разными возрастными груп­пами населения, как это происходит в любой социальной среде.

Социально-реабилитационный центр как стационарное учреж­дение проводит профилактику безнадзорности и беспризорности. Здесь могут быть организованы: группа длительного пребывания, социальная гостиная, семейная воспитательная группа, отделение диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой по­мощи. В учреждение круглосуточно принимают детей от 3 до 18 лет, которые проживают в нем на протяжении времени, необходимого для оказания социальной помощи и социальной реабилитации.

Для ребенка переезд в социально-реабилитационный центр свя­зан с изменениями условий проживания, сменой общеобразова­тельной школы и классного коллектива. Ему предстоит адаптиро­ваться к жизни в социально-реабилитационном центре, к группе сверстников, к новой школе и классу. Поэтому в стационарном учреждении с первых дней пребывания ребенок нуждается в ин­дивидуальном сопровождении и опеке со стороны специалиста по социальной работе, обеспечивающих благоприятные условия для его социальной адаптации. Адаптируясь в стационарном учрежде­нии, ребенок не должен видеть резких различий между условиями проживания в семье и группе длительного пребывания. Комната, где он проводит длительную часть времени, готовится к учебным занятиям, отдыхает, должна быть рассчитана на 2-3 человека. Ди­зайн комнат, где проживают ребята, должен быть разным. Можно привлечь самих подростков к обустройству и созданию уюта в своих комнатах в соответствии с их личными эстетическими потребно­стями. Ребенок должен иметь личное пространство, где он мог бы уединиться и побыть наедине с собой. У него должны быть личные вещи, которыми он может пользоваться и распоряжаться по соб­ственному желанию.

Следующей особенностью социальной адаптации является пси­хологический климат учреждения, который защищает каждого ребенка. Отношения строятся на доверии друг к другу, когда каж­дый чувствует себя легко и свободно. В социально-реабилитацион­ном центре развиваются отношения общей заботы друг о друге, строящиеся на взаимном уважении, требовательности, ответствен­ности, социальном признании.

При осуществлении стационарного социального обслуживания проводятся мероприятия, направленные на социальную адапта­цию граждан пожилого возраста и инвалидов. В доме-интернате малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов создаются наиболее адекватные их состоянию здоровья и возраст­ным особенностям условия жизнедеятельности. Структурными под­разделениями дома-интерната являются следующие отделения: организационно-методическое, социально-медицинское, отделе­ние милосердия, реабилитации и адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социально-бытовая адаптация клиентов к условиям прожи­вания в стационаре проводится в индивидуальных и коллектив­ных формах. Разрабатываются социально-реабилитационные ме­роприятия, направленные на развитие способностей к бытовому самообслуживанию и организации посильной трудовой дея­тельности. Специалисты по социальной работе содействуют вос­становлению межличностных отношений граждан пожилого воз­раста и инвалидов с их родственниками.

Особенностью организации процесса социальной адаптации является малая численность клиентов (от 26 до 50 человек) и увели­чение количества персонала с целью развития социально-психо­логической адаптированное™ граждан пожилого возраста. Для данного учреждения характерно предоставление комнат прожива­ния, рассчитанных на одного или двух человек. Заселение клиен­тов происходит с учетом психологической совместимости прожи­вающих и в соответствии с состоянием здоровья, степенью со­хранности к самообслуживанию.

Кроме того, в домах-интернатах малой вместимости создают­ся условия для появления у пожилых людей новой значимой деятельности, новых интересов, перспектив дальнейшей жизни, творческой деятельности. Обучение гражданина пожилого воз­раста новым знаниям, навыкам в соответствии с его потребно­стями и интересами предполагает реализацию социальной актив­ности, повышает статус клиента в социальной группе, развивает позитивный эмоциональный настрой, содействует социальной адаптации.

Характерной особенностью учреждений социального обслужива­ния населения является последовательность процесса социальной адаптации, состоящего из нескольких этапов.

Первый этап - подготовительный. Он протекает до момен­та включения клиента в социальную группу и связан с определе­нием правового статуса человека, проведением социальной диа­гностики, предполагающей ознакомление с его личностными осо­бенностями.

Второй этап - включение в социальную группу, предпола­гающее помощь новому участнику в адаптации к реальным усло­виям учреждения социального обслуживания населения.

Третий этап - усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового соци­ального опыта, знаний, умений и навыков.

Четвертый этап - устойчивая социально-психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью клиента раз­решить любую проблемную ситуацию, возникающую в естествен­ных условиях социальной среды.

Обеспечивают социальную адаптацию клиента следующие при­емы:

а)  техника «идущее вниз сравнение» основана на возможно­сти человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситу­ациях;

б) техника «позитивного истолкования событий» предполагает поиск положительных моментов, связанных с пребыванием в уч­реждении социального обслуживания населения (возможность про­живания в лучших условиях, соблюдение диеты и обеспечение хорошим питанием, ежедневное наблюдение медицинского пер­сонала, возможность участия в различных видах социальной дея­тельности с людьми, близкими по возрасту);

в)  восстановление позитивного отношения к себе, развитие чувства личного благополучия достигается через участие в обще­ственной деятельности учреждения социального обслуживания населения.

Таким образом, социальная адаптация - процесс включения клиента в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске среды, благоприят­ной для его самореализации. Такая среда создается с помощью ряда условий:

-  подготовка к социальной адаптации достигается в процессе обучения определенному поведению и освоения социальных ро­лей в деятельности, организуемой специалистами;

- организационная культура учреждения социального обслужи­вания населения регулирует поведение и развивает самоконтроль клиента, способствует проявлению его индивидуальности в усло­виях дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинте­ресованности в каждом человеке;

- процесс социальной адаптации активизируется благодаря при­знанию окружением клиента его человеческих достоинств.

Организация и создание данных условий в учреждениях соци­ального обслуживания населения предполагает естественный пе­реход от теории, объясняющей процесс социальной адаптации, к практике развития адаптивного поведения клиента.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!