Особенности социального обслуживания пожилых людей

12 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Приступая к работе по социально-бытовому обслуживанию пожилого человека, социальный работник знакомится с перечнем услуг, оказываемых клиентам, и с порядком их предоставления. Памятка, содержащая перечень оказываемых услуг, разрабатывается социальной службой. Если у пожилого человека возникают вопросы о его правах на количество и качество услуг (бесплатно, полностью или частично оплачиваемых), следует дать ему соответствующие разъяснения. Перечень услуг, оказываемых социальным работником, включает в себя:

- приобретение и доставку на дом продуктов питания повседневного спроса 3 раза в неделю;

-  приобретение и доставку на дом промышленных товаров первой необходимости, доставку гуманитарной и других видов натуральной помощи;

- доставку из аптеки медикаментов и предметов гигиенического ухода;

- оплату жилья, коммунальных и других услуг;

- сдачу и доставку вещей и предметов домашнего обихода в прачечную, химчистку, ремонт;

- вызов врача на дом, посещение заболевших в стационарных лечебных   учреждениях,   содействие   в   оказании   необходимой   протезно-ортопедической помощи;

- оказание помощи в написании писем, заявлений, оформлении документов;

- содействие в получении предоставляемых льгот;

- содействие в обеспечении ритуальных услуг и погребении одиноких.

Надо помнить, что услуги на этом не ограничиваются, часто приходится выполнять работу, не входящую в этот перечень. Вместе с тем, в должностных инструкциях нельзя предусмотреть сочувствия к пожилому человеку, сострадания к нему, без которых помощь социального работника превратится в формальную, бездушную схему.

Право выбора видов социальных услуг и сроков их оказания принадлежит подопечному, а задача социального работника заключается в том, чтобы быстро и качественно их выполнить. Социальный работник работает в контакте с государственными (поликлиники, домоуправления, собес) и общественными (совет ветеранов, общество инвалидов, ТОСы) организациями для выявления нуждающихся в социальной помощи.

Для постановки на учет на социально-бытовое обслуживание необходимо познакомиться с клиентом и оформить следующие документы: личное письменное заявление на имя директора Центра; акт обследования материально-бытовых условий, в котором излагаются подробные сведения: с кем проживает; наличие родственников; последнее место работы; размер пенсии; указывается категория (пенсионер, инвалид, участник войны, ветеран труда, репрессированный); жилищно-бытовые условия (размер занимаемой площади); сведения о состоянии здоровья. К акту обследования прилагается справка от участкового врача о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний; справка из управления пенсионного обеспечения о размере пенсии, справка из домоуправления. На обслуживание не принимаются люди с психическими, онкологическими заболеваниями и страдающие алкогольной зависимостью.

Социальный работник заполняет личную карточку клиента по его документам (паспорт, пенсионное удостоверение, документы, подтверждающие льготы, справка об инвалидности). Все эти документы подопечных находятся в отделении обслуживания на дому и за пределы Центра не выносятся. Сведения о подопечных не распространяются и не разглашаются, то есть соблюдается конфиденциальность.

График работы согласуется с заведующим отделением. Социальный работник 3 раза в неделю доставляет продукты, лекарства, товары первой необходимости, а еще 2 дня занимается выполнением поручений от своих подопечных (уплата за жилье, больницы, собесы, аптек, закупка продуктов); посещает оперативки, работает с документами в Центре.

К знакомству с будущем подопечным нужно хорошо подготовиться. В первую очередь, следует наметить вопросы, которые необходимо задать пожилому человеку, составить схему беседы. Как правило, при соблюдении этого условия встреча бывает эффективной, короткой и деловой. Необходимо продумать манеру своего поведения - она должна быть достаточно спокойной и доброжелательной. Пожилой человек должен чувствовать, что ему пришли помочь. Даже если у социального работника исчерпан лимит времени, не следует спешить, но и не стоит слишком затягивать беседу, уметь тактично остановить собеседника.

Одежда социального работника имеет большое значение, так как старые люди консервативны, поэтому показной «шик» в одежде вызовет негативное отношение к социальному работнику. Нелучшее впечатление производит и одежда неопрятная, небрежная. Социальный работник должен одеваться и причесываться так, чтобы не одежда, а он сам привлекал внимание пожилых людей. Это особенно важно при первой встрече. Беседу надо начинать с приветствия и представления: социальный работник называет свое имя, отчество, фамилию, должность и цель своего визита.

Знание психологических особенностей пожилых - это основа деятельности социального работника, поэтому социальному работнику необходимо познакомиться с психологическими особенностями людей пожилого возраста в психолого-педагогической литературе. Для более эффективного решения множества психологических и физических проблем, возникающих у пожилых людей, социальному работнику необходимо помнить, что с возрастом у пожилых людей уменьшается физическая активность, ухудшаются зрение, слух, память, старики становятся более ранимы, уязвимы, ворчливы, чрезмерно подозрительны и недоверчивы.

Главное в деятельности социального работника и его ближайшего окружения - это общение, вследствие чего требуется напряжение сил и отдачи. Ценность социального работника заключается в умении слушать целенаправленно и с пониманием, говорить просто и грамотно, знать секреты человеческого общения, уметь подобрать ключи к сердцам и душам пожилых людей. Врачи часто повторяют: «Если больному не стало легче после разговора с врачом, то это не врач». Это можно и отнести к социальному работнику. Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности, а также проявлять к нему чувство уважения, заинтересованность по отношению к тому, о чем говорит собеседник.

Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам. Честность и откровенность являются основой взаимного доверия между социальным работником и его опекаемым. Доверие не выдается, а заслуживается. А доброжелатель-58

ность социального работника является отражением и проявлением его любви к людям.

Социальный работник занимается решением конфликтных ситуаций своих подопечных, является посредником между конфликтующими сторонами и различными организациями. В каждой конкретном случае социальный работник анализирует причины, приведшие к конфликтной ситуации, и дает рекомендации. Круг знаний, которыми обладает социальный работник, довольно широк. И поэтому он для своих подопечных является и психологом, и педагогом, и медиком, и юристом.

Если у пожилого человека возникли проблемы, то он обращается к социальному работнику в надежде, что тот его поймет и поможет. Человек не должен оставаться наедине со своими проблемами. И если он действительно получит эту помощь от своего социального работника, в следующий раз, когда он будет нуждаться в совете, он вновь обратится к нему за помощью. А давая дружеский совет, проявляя сочувствие по отношению к пожилому человеку и морально поддерживая его, протягивая ему руку помощи, социальный работник, несомненно, приносит большую пользу.

Социальный работник - педагог для своих подопечных, так как он умеет анализировать обстановку, выбирать индивидуальный подход к каждому пожилому человеку, проявлять гибкость и готовность помочь.

Чтобы уметь оказать первую медицинскую помощь, социальному работнику желательно пройти курс домашней медсестры. Надо помнить, что бы ни назначил при посещении врач, первую помощь и нужный, правильный совет подопечный будет ждать от своего социального работника.

Часто пожилые люди просят разъяснить и дать совет по юридическим вопросам. Социальный работник может посоветовать, куда нужно обратиться, какие документы представить.

Социальный работник поощряет самостоятельность своих подопечных, побуждает интерес к здоровому образу жизни. Социальный работник терпимо относится к религиозным, национальным, возрастным, социальным и поведенческим особенностям пожилого возраста, то есть проявляют толерантность.

Принимая от клиента поручение на доставку продуктов, медикаментов, товаров повседневного спроса, следует уточнить, что именно и какого качества хочет получать обслуживаемый. Ведется особая тетрадь (дневник социального работника), куда заносится перечень товаров и их стоимость. У подопечных есть такая же тетрадь учета для того, чтобы не возникло разногласий по поводу ассортимента и цен на приобретенные продукты.

Довольно часто пожилой человек просит написать письмо родным или близким. Если опекаемому трудно сформулировать свои мысли, следует деликатно предложить ему собственный вариант и узнать его мнение; в случае одобрения написать, а затем прочитать ему все письмо. Не следует прибавлять что-либо от себя.

Учитывая сложность деятельности социального работника, ему необходимо поддерживать и укреплять свре здоровье. Для этого уметь использовать приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения», психологической разгрузки, заниматься спортом.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!