Особенности российского развития менеджмента на современном этапе

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны в 90-х годах вызвал необходимость разработки новой парадигмы управления. Осуществляемые в стране экономические реформы будут успешны при соблюдении двух главных условий:

- во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в мировом экономическом сообществе;

- во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены  особенности развития и современного состояния экономики страны, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразования и другие факторы и условия, формирующие развитие страны.

Особенностями предшествующего развития страны были:

         - теория и практика управления, сформированная под воздействием марксистской парадигмы экономического развития;

         - критерий социальной ориентации экономики – всестороннее развитие личности;

         - роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства;

          - регулятором производства выступал план;

         - экономическая теория была в высокой степени политизирована и обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народно-хозяйственную эффективность, закрытость единого народно-хозяйственного комплекса страны;

         - управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятием со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями;

         - колоссальная бюрократизация и командно-административный характер системы управления.

Новая парадигма управления представляет собой систему взглядов на управление экономикой в переходный период.

1. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Движение к рыночной экономике – сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Рынок не способен решить много проблем общества и социального единства страны – проведение фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ, социальной защиты населения, развития культуры и т. д. Еще после мирового кризиса 20-х годов была признана целесообразность государственного регулирования рынка в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая. Государство должно и способно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка с помощью законодательства, государственных заказов, лицензирования экспорта и импорта, установления кредитных ставок и налогов, различных форм стимулирования и контроля, рационального производственного использования природных ресурсов, защиты потребителя и т. д. На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования: экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, культура, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне и не ограничивает действие механизма саморегулирования на уровне организаций в виде товарно-денежного обмена.

2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Каждая организация должна самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль, которая предполагает реализацию двух вопросов: удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; и решение важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организации.

3. Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования. Эволюция системы управления направлена на формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию.

4. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики. Преобладание тех или иных методов зависит от статуса предприятий, важности продукции в экономической системе страны и на мировом рынке.

5. Организации все чаще будут обращаться к методам стратегического социально-экономического планирования и управления с учетом внезапных и резких изменений во внешней среде, в технологиях, конкуренции и изменении потребностей населения. Потребуются новые приемы менеджмента. Изменяются, соответственно, и структуры управления, в которых предпочтение будет отдано децентрализации, организационные механизмы будут больше приспосабливаться к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Гибкость в распределении ресурсов будет цениться выше, чем строгость в их расходовании.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!