Особенности разрешения социальных противоречий

19 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение           3
1. Социальные противоречия как основа развития общества  4
2. Особенности разрешения социальных противоречий   7
3. Борьба с преступностью        10
Заключение          14
Список литературы         15

Введение

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из центральных в философии и обществознании в целом.
Долгое время вопросы определения источника движения и развития являлись объектом споров и дискуссий. И только в конце XVIII - начале XIX в. проблема внутреннего источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в классической немецкой философии. Под ним понималось противоречие.
Источниками развития любого социального явления выступают те факторы, которые тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, технологическое разделение труда, наука, образование). Источник - это наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие и только оно.

1. Социальные противоречия как основа развития общества

К движущим же силам относятся факторы, направляющие процесс внутреннего спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил органически связано с проблемой «раздвоения» причинности. Причины делятся на непосредственные и опосредованные.
Если непосредственная причина является «делающей», то опосредованная действует как стимулятор, ускоритель, мотив, цель, словом, выступает в роли движущей силы «Делающей» причины. Движущая сила развития охватывает собой и другие факторы, через которые опосредствует действие источников.
Противоречие служит одновременно и источником, и самой главной движущей силой (особенно в процессе его разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию. Более того, роль противоречия не ограничивается таким импульсом, а представляет собой постоянно действующую детерминанту движения и развития.
К движущим силам общественного развития относят весьма разнообразные общественные явления: социальные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, революции, потребности и интересы, идеальные побудительные мотивы и др.
В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы, как противоречия в основе которых лежат потребности, интересы и цели.
Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности. Социальные потребности зависят от уровня развития общества, а также от специфики условий деятельности людей. Они, являясь основой общественного развития, объективны [7].
Осознанные обществом, классами, группами или индивидами, потребности выступают в качестве интересов. Социальный интерес - реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями, помыслами, идеями и т. д. индивидов, социальных групп, классов, участвующих в них. Так, еще Гельвеций заметил: «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».
Интересы отражают направленность деятельности общества на удовлетворение потребностей. В основе интереса лежат только такие потребности, необходимость удовлетворения которых имеет основание, мотивацию. Лишь при положительной мотивации они переходят в интересы, которые предполагают осознанное стремление к удовлетворению и порождают активную деятельность. Именно руководствуясь своими интересами, люди поступают определенным образом. Это и дает основание выделить мысль о том, что интересы двигают жизнью народов.
В форме интересов движущие силы развития производства предстают в более конкретном виде, а степень реализации их возможностей возрастает (воплощение достижений науки, социальных мыслей, идей и т. д.). Поэтому знание и понимание сущности интересов важно и для практических дел. Как заметил К. Маркс, «"идея" неизменно посрамляла себя, как только отделялась от "интереса"». По этому же поводу В. И. Ленин писал, что «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» [9].
Различают интересы по степени общности - индивидуальные, групповые, общественные; по сферам направленности - экономические, политические, духовные; по характеру субъектов - национальные, государственные, партийные; реальные и мнимые; стихийные и сознательные; прогрессивные и реакционные, консервативные.
Тенденцию возникновения новых потребностей, их все большего разнообразия и обогащения, вытекающего из прогрессивного развития общественного, прежде всего материального, производства, называют законом возвышения потребностей.
Потребности производятся точно так же, как и продукты, и различные трудовые навыки. В законе развития человеческой природы заложено то, что, как только удовлетворяется один круг потребностей, они высвобождаются и создаются новые. Вне и помимо закона возвышения потребностей не может быть развития личного, субъективного фактора производства, непосредственных производителей материальных средств жизни, т. е. развития самого общественного производства. Следовательно, закон возвышения потребностей проявляет себя через противоборство разнонаправленных тенденций, механизм его действия сложен и противоречив. Именно закон возвышения потребностей порождает необходимость приобщения трудящихся к высотам научного образования, художественной культуры, управленческой деятельности и т. д., а не благие пожелания правителей, как это утверждают многие [7].
Без потребностей производство было бы бесцельно, а без интересов и вообще невозможно.
Цели выступают следующей за интересами ступенью развертывания движущих сил. Будучи превращенной формой интереса, они содержат элементы последнего, точно так же, как в интересе всегда есть нечто от факторов, его породивших. «...В истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели».
Цели выражают идеальные представления о результате, к которому стремится субъект в процессе деятельности, и являются третьей формой движущих сил, звеном, соединяющим условие (причину) и результат деятельности (следствие). Определяемые потребностями и интересами, цели выступают как идеальный, мысленный образ создаваемой людьми ценности. Они соединяют в себе сегодняшнее с будущим в деятельности человеческого общества.

2. Особенности разрешения социальных противоречий

Сложность и многообразие общественных отношений, складывающихся в повседневной жизни людей, обусловливают значение деятельности государства по их упорядочению, регламентации. Общество в определенный момент своего развития неизбежно приходит к необходимости посредством общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения.
Существует два диаметрально противоположных подхода к регуляции общественных противоречий. Первый их них основан на концепции «государства ночного сторожа», согласно которой государство должно регулировать (скорее даже охранять) лишь самые важные, наиболее значимые отношения, не вмешиваясь в абсолютное большинство отношений между людьми [9].
Приверженцы другого подхода считают, что большее число отношений между людьми нуждается в государственном регулировании, в связи с чем предлагается путем издания соответствующих правовых актов облекать в правовую форму все новые и новые отношения, возникающие в обществе. Между тем подобная практика может привести к мелочной опеке государственными органами всей жизнедеятельности граждан, обязанных сверять свою жизнь, поступки со все новыми и новыми законами, наряду с которыми появляется огромное число бюрократизированных, скрупулезно регламентирующих каждый шаг человека ведомственных инструкций, разъяснений, доложений.
Право является основным, но не единственным средствам, с помощью которого общество решает свои задачи. Политическая, экономическая и духовная жизнь людей регулируется целым комплексом социальных норм, причем предмет правового воздействия может совпадать с предметом воздействия иных правил, но может и обособляться. В том и другом случае актуально хотя бы теоретически определить внешние и внутренние границы правовой области [9].
В этой связи возникает вопрос о тех пределах, границах государственной деятельности, за которыми либо нецелесообразно, либо вообще невозможно правовое регулирование общественных отношений. Необходимо иметь в виду, что всегда есть какая-то часть общественных отношений, жизненных ситуаций и обстоятельств, которые, находясь в сфере правового регулирования, не регламентированы нормами права или, наоборот, предусмотрены нормами, но выходят за пределы правовой сферы.
Известно, что законность и установленный правопорядок нарушаются не только в случаях несоблюдения действующих законов, но также и при выходе в процессе законодательной и правоприменительной деятельности за пределы правовой сферы. Подобные действия нежелательны как с точки зрения соблюдения интересов личности, так и с точки зрения соблюдения интересов общества [7].
Одними из первых, кто задавался вопросом о пределах правового регулирования, были сторонники естественно-правовых воззрений. Они провозглашали правило, согласно которому позитивное право должно основываться на праве естественном, соответствовать ему, не нарушать его и не выходить за его пределы. Мерилом для государства, по их мнению, должны являться естественные, неотчуждаемые права человека. Эта позиция в последнее время находит все большее число сторонников.
Как уже отмечалось, понятие пределов правового регулирования тесно связано с правовой категорией «сфера правового регулирования». В юридической науке все еще не сложилось единого подхода к установлению критериев объема сферы правового регулирования.
Именно в этом случае актуализируется проблема соотношения права и закона, обеспечения прав и свобод личности. В первом издании настоящего учебника для юридических вузов содержался раздел о системе прав и свобод граждан (подданных) на разных исторических этапах развития общества. В нем, в частности, предлагались для широкого использования методологически важные положения из доклада В.С. Нерсесянца "Права человека в истории политической и правовой мысли [9].

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!