Особенности различных видов транспорта

9 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

 Введение                                                                                                  3

1. Особенности различных видов транспорта                                      4

2. Товарно-транспортная документация                                                        12

Заключение                                                                                             16

Список литературы                                                                                17

Введение

 

Перемещение грузов - это изменение их местонахождения при соблюдении прин­ципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы.

Транспортные предприятия, участвующие в цепи распределения готовой продукции, так же как и другие партнеры, должны обеспечивать сокращение времени на транспортировку, повышение уровня сервиса. В целом это означает движение навстречу потребителю транспортных услуг. Такая ситуация конкретно выражается в предоставлении различных нетрадиционных дополнительных услуг, а также в широкомасштабном использовании новейших до­стижений в области коммуникации и информатизации. Классификация компонентов, образующих новые стратегии фирм-перевозчиков.

Предоставление транспортными фирмами новых дополнительных услуг позволяет расширить круг их клиентуры, увеличить прибыль от реализации продукции, облегчает и ускоряет внедрение новых транспортных технологий, повышает стабильность и прочность связей на рынке транспортных услуг.

Новые стратегии транспортных фирм в области коммуникаций ведут к расширению круга клиентуры, к появлению новых и к переходу на более высокий уровень старых заказов, к сокращению рутинной работы и к внедрению в повседневную практику новых форм документооборота, к снижению уровня ошибок, связанных с неправильным сбором и анализом учетных данных, а также с несвоевременным или неверным документированием.

  

1. Особенности различных видов транспорта

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Сравнительная оценка эксплуатационных показателей для различных видов транспорта с точки зрения пользователя приведена  в таблице 1.

Таблица 1

Сопоставление различных видов транспорта

 

Показатель Морской Железно-дорожный Речной Автомоби-льный Воздушный Трубопро-водный
Пропускная способность неогра-ниченная высокая высокая невысокая малая ограниченная
Себестоимость перевозок низкая низкая низкая средняя высокая высокая/

низкаяСкорость перевозокнизкаявысокаянизкаявысокаяочень высокаяочень высокаяРегулярность перевозокиногда ограниче-ннаястабильнаясезоннаяконтроли-руемаялимитируется погодойнеограни-ченнаяДальность перевозокмежконти-нентальнаявнутри-конти-нентальнаявнутри

водного

бассейнанебольшаянеограничен-наявнутриконти-нентальнаяОбъем перевозок

большойбольшойбольшойнебольшойнебольшойбольшойНеобходимость в специальной сети дорогне

требуетсятребуетсяне

требуетсятребуетсяне

требуетсятребуетсяНеобходимость в специальных терминалахтребуется портовое хозяйствотребуются

терминалы

на станциитребуются

терминалы

пристанине требуетсятребуются аэропортытребуются насосные станции

Железнодорожный транспорт обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90е годы XX века привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе  транспорта и общем грузообороте (5).

Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянным издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.

Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки.

Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повышения качества предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Составы специального назначения – это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до десяти контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки (5, с. 260).

Водный транспорт. В водном транспорте принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное) судоходство. Главное преимущество водного транспорта – это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая скорость операций. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики за исключением тех случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руды, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности водного транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.

В будущем значение водного транспорта не уменьшится, так как медленные речные суда могут служить своего рода передвижными складами при надлежащей интеграции в общую систему перевозок (1).

Автомобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного транспорта автотранспорт лучше всего пригоден для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта – перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей.

Воздушный транспорт. Грузовая авиация – новейший и наименее востребованный вид транспорта. Его главное преимущество – скорость доставки. Главный недостаток воздушного транспорта – высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1% всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью. Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик (4).

Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами.  Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.

Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта за исключением автомобильного.

Воздушным транспортом перевозят широкую номенклатуру грузов. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные перевозимые грузы воздушным транспортом – либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальные объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные операции, как сборочные детали и компоненты и товары, продаваемые по почтовым каталогам.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Трубопроводы обладают уникальными чертами в сравнении с другими видами транспорта. Они работают круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание (6).

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.

Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

В таблице 2 показана структура постоянных и переменных издержек в каждом виде транспорта. В таблице 3 они сопоставляются по скорости, доступности, надежности, грузоподъемности и частоте использования.

Таблица 2

Структура издержек различных видов транспорта

Вид транспорта Издержки
Постоянные Переменные
Железнодорожный Высокие расходы на подвижной состав, терминалы, рельсовые пути и пр. Низкий уровень
Автомобильный Низкие издержки (шоссе уже построены и поддерживаются из дорожных фондов) Средний уровень (горючее, техническое обслуживание и пр.)
Водный На среднем уровне (суда и оборудование) Низкий уровень (возможна разовая перевозка большого тоннажа)
Воздушный Низкий уровень (самолеты, погрузочно-разгрузочное оборудование, контейнеры) Высокий уровень (горючее, оплата труда, техническое обслуживание и пр.)
Трубопроводный Самый высокий уровень (земля, строительство, насосные станции, система контроля и управления). Самый низкий уровень (затраты на оплату труда крайне незначительны)

Скорость определяется временем движения на определенное расстояние. Самый быстрый из всех – воздушный транспорт. Доступность – это способность транспорта обеспечить связь между любыми двумя географическими пунктами. Наибольшей доступностью отличается автотранспорт, так как грузовики могут взять груз непосредственно в месте отправления и доставить его непосредственно в место назначения. Показатель надежности отражает потенциальные отклонения от ожидаемого или установленного графика доставки. Поскольку трубопроводы работают круглые сутки и не боятся ни погоды, ни перегрузки, они являются самым надежным видов транспорта. Грузоподъемность характеризует способность перевозить грузы любого веса и объема. По этому признаку наивысшая оценка принадлежит водному транспорту. Частота – это число перевозок (транспортировок) в графике движения. Поскольку трубопроводы работают в непрерывном режиме, они и здесь занимают первое место.

Таблица 3

Относительные характеристики видов транспорта

Характеристика Железно-дорожный транспорт Авто-транспорт Водный транспорт Воздушный транспорт Трубопроводы
Скорость 3 2 4 1 5
Доступность 2 1 4 3 5
Надежность 3 2 4 5 1
Грузоподъемность 2 3 1 4 5
Частота 4 2 5 3 1
Суммарная оценка 14 10 18 16 17

Транспортные средства различных видов имеют определенные характеристики:

    • Показатели водных судов:
      • водоизмещение (массовое или объемное) определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном;
      • грузоподъемность - перевозочная способность данного судна;
      • дедвейт (или полная грузоподъемность) - величина груза, которую судно способно принять до осадки по летнюю грузовую марку на ватерлинии;
      • грузовместимость - способность судна вместить груз определенного объема (отдельно для тарно-упаковоч­ных, штучных и сыпучих грузов). 2. Эксплуатационные показатели железнодорожного состава:
      • Различают одинарную грузовместимость, когда объем всех грузовых помещений используется одновременно, и двойную, когда грузовые помещения используются по очереди для равномерности загрузки судна.
      • коэффициент использования грузоподъемности, равный отношению фактической массы груза в вагоне к его грузоподъемности;
      • техническая норма загрузки - это согласованной с грузоотправителем количество груза, которое может быть загружено в данный вагон при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости.К таким показателям относятся характеристики автомобиля по его габаритам, массе, грузоподъемности, проходимости, скорости и другим динамическим качествам, устойчивости и маневренности и, наконец, по экономичности. Эффективность использования автомобильного транспорта определяется такими показателями, как себестоимость пе­ревозок, их производительность, энергоемкость и др.Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы. Снабженческо-сбытовые организации участвуют в транспортном процессе и тем самым оказывают существенное влияние на себестоимость перевозки грузов автомобильным транспортом. Знание работниками организаций влияния эксплуатационных показателей на себестоимость 1 т. км позволяет правильно использовать транспортные средства при доставке продукции потребителям и тем самым снизить себестоимость перевозок грузов.При повышении коэффициентов использования грузоподъем­ности и пробега подвижного состава резко снижается себестоимость перевозок, так как при этом уменьшается сумма и переменных и постоянных расходов, приходящихся на 1 т. км.Огромную роль в снижении себестоимости перевозок играют эффективная организация перевозок и комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ.   Рациональное решение этих вопросов позволяет максимально использовать грузоподъёмность автомобилей и обеспечить минимальный их простой при погрузке и разгрузке. Значительное снижение себестоимости достигается применением прицепов, которые резко увеличивают производительность автомобиля и способствуют повышению коэффициента использования пробега.2.

Товарно-транспортная документация. Практическое управление ходом надлежащим об­разом организованных перевозок осуществляется с помо­щью правильно организованного документирования и документооборота, а также информатизации и компьютеризации всех транспортных процессов.Для разных видов транспорта существует своя терми­нология, относящаяся к документированию перевозок, и составляемые погрузочные документы имеют свои особенности. Для железнодорожноготранспорта первичным документом, имеющим силу договора, является накладная, составляемая отправителем. В необходимый комплект сопро­водительной документации, кроме накладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза.Эти же данные заносятся и в остальные три упомянутых выше документа.При отправке грузаавтомобильным транспортом основным документом является типовой договор на перевоз­ку, а для расчетов заказчика и автотранспортной органи­зации обязательно составляется товарно-транспортная накладная. При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, который должен быть им возвра­щен по окончании работы.При перевозке грузоввнутренним речным транспортом основным документом являются заключенные пароход­ством с грузоотправителем навигационные договоры. Эти договоры носят сезонный характер и заключаются обычно перед началом навигации. Документом, сопровождающим груз во все время его транспортировки, и в этом случае яв­ляется накладная. Накладные для перевозки грузов реч­ным транспортом выполняются в нескольких вариантах: для сухогрузов, для универсальных контейнеров, для буксировки, для нефтепродуктов и для смешанных перевозок.Классификация документов на перевозку грузов для разных видов транспорта приведена на рисунке 1.    

  •  Наконец, перевозки грузоввоздушным путем также осуществляются согласно соответствующим образом оформ­ленной накладной.
  • При отправке грузаморским транспортом в случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, дого­вором на перевозку является документ, называемый коноса­ментом, который по содержанию является своего рода накладной. Коносамент путешествует вместе с грузом, по нему получатель принимает груз и в нем же расписывается в получении. Коносамент может быть именным, то есть составленным на имя определенного получателя, ордерным, то есть поручительным, и предъявительным, то есть действительным по факту его предъявления. Если используемое судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта, то составленный договор морской перевозки называется чартером. Коносамент обязательно составляется и в этом случае, но он служит тогда лишь накладной, по которой получатель принимает груз и расписывается в его получении. В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (то есть по принципу «море-река») или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот сопроводительный документ так и называется «накладная». Если же осуществляется меж­портовая перевозка, то есть морская перевозка в чистом ви­де, то первичным документом для передачи груза на судно является так называемый «погрузочный ордер».
  • На накладной ставят штемпель с датой приемки груза, отправителю выдают оформленную квитанцию. Накладная и дорожная ведомость отправляются вместе с грузом. По­лучатель принимает груз по накладной, а расписывается в его получении в дорожной ведомости. Основным докумен­том для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.
  • В накладной отправитель указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителя и получателя, поч­товые адреса, число погрузочных мест, вид упаковки, массу груза, данные о вагоне и норму его загрузки.
  • Наряду с общими действующими кодексами и устава­ми, регламентирующими соответствующие транспортные перевозки, в каждом конкретном случае составляется договор перевозки. В этом документе перевозчик обязуется перевезти оговоренный груз до заданного пункта в согласованные сроки, а отправитель обязуется в установленном порядке оплатить работу перевозчика.
  • Поскольку себестоимость перевозок зависит от объема выполненной работы и затраченных на нее средств, основным условием ее снижения являются рост производительности труда водителей и других работников автотранспортных предприятий, экономия материальных ресурсов (снижение затрат топлива, материалов, запасных частей и т.п.), а также сокращение административно-управленческих расходов путем рационализации управления автотранспортными предприятиями.
  • С увеличением технической скорости и сокращением време­ни простоя под погрузкой и разгрузкой возрастают пробег и производительность автомобиля при неизменной сумме постоянных расходов, что позволяет снизить себестоимость перевозок, приходящихся на 1 т.км.
  • Наличие в автотранспортном предприятии автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов называют списочным паркомподвижного состава.
  • Привлекательность автотранспорта отчасти объясняется его относительным превосходством перед другими по всем пяти характеристикам за исключением грузоподъемности. Это обстоятельство позволяет рассмотреть эксплуатационные характеристики (показатели) автотранспорта более подробно.
  • 3. Автомобильный транспорт характеризуется показателями эксплуатационно-технического качества, которые вместе с данными по конкретным условиям эксплуатации служат для выбора подвижного состава той или иной марки.

Рис. 1 Виды документов на перевозку грузов различными видами транспорта

Правильное и оперативное решение вопросов, связан­ных с ходом транспортировки, являющейся неотъемлемым звеном всего производственно-сбытового процесса, должно базироваться на следующих двух факторах (5):

- повышении технического уровня транспортировки, связанного с широкомасштабной информатизацией на основе применения компьютерной техники;

- организационно-методических мероприятиях, базирующихся на концепции, рассматривающей дви­жение материального потока как единого целого. Надо иметь в виду, что на самом деле оба этих фактора взаимосвязаны. Повышение уровня информатизации дает техническую возможность рассматривать весь материальный поток от производителя к потребителю как единое целое. С другой стороны, интегрированный подход к материальному потоку требует сбора и обработки информации о всех дета­лях его фактического движения, в том числе о ходе выпол­нения во всех аспектах различных договоров на перевозку.

 Заключение

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке.

В водном транспорте принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное) судоходство. Главное преимущество водного транспорта – это способность перевозить очень крупные грузы.

Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования.

Грузовая авиация – новейший и наименее востребованный вид транспорта. Его главное преимущество – скорость доставки. Главный недостаток воздушного транспорта – высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры издержек, связанных с содержанием складов и запасов

Практическое управление ходом надлежащим об­разом организованных перевозок осуществляется с помо­щью правильно организованного документирования и документооборота, а также информатизации и компьютеризации всех транспортных процессов.

 Список литературы

  1. Белоусов А.Г. Транспортная логистика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  2. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.
  3. Голиков Е.А. Логистика: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2002.
  4. Гущин В.В. Организация бизнеса. – М.: Эксмо, 2005.
  5. Канке А.А. Логистика. – М.: ФиС, 2003.
  6. Логистика / Под ред. Б.А. Аникина. 2-изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  7. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: «Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000.
  8. Родников А.Н. Логистика. - М.: Норма, 2005.

(22.7 KiB, 72 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!