Особенности психического развития в юношеском возрасте. Новообразования возраста

Юношеский возраст -  период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возраст­ной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохи­мии, юношеский возраст определяется как 17-21 год — для юношей и 16-20 лет — для девушек.

Особенности психического развития в раннем юно­шеском возрасте во многом связаны со спецификой со­циальной ситуации развития, суть которой сегодня состо­ит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределе­ние, причем не только во внутреннем плане в виде меч­ты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбо­ра.

Задача выбора будущей профессии, профессионально­го самоопределения принципиально не может быть успеш­но решена без и вне решения более широкой задачи лич­ностного самоопределения, включающей построение це­лостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от под­росткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смот­рит на будущее с позиции настоящего, то старший школь­ник смотрит на настоящее с позиции будущего.

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов. Считается, что к пят­надцати-шестнадцати годам общие умственные способнос­ти уже сформированы, однако на протяжении раннего юно­шеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуаль­ными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к дея­тельности взрослых. Спецификой возраста является бы­строе развитие специальных способностей, нередко напря­мую связанных с выбираемой профессиональной облас­тью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши/девушки го­раздо более сложной и индивидуальной, чем в более млад­ших возрастах. У юношей этот процесс начинается рань­ше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация спо­собностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания, поэтому (в особенности учитывая асинхронность развития разных подростков и юношей) многое из того, что сказано о развитии самосознания в предыдущей главе, посвященной подростковому возрасту, остается актуальным и для ранней юности. В юности от­крытие себя как неповторимой индивидуальности нераз­рывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанали­за, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элемен­том социально-нравственного или личностного самоопре­деления. Многие психологи именно самоопределение рас­сматривают как основное новообразование, итожащее ран­нюю юность. Поскольку мы не разделяем бытующего мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного развития, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осу­ществляются и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готов­ность (способность) к личностному и жизненному самоопре­делению.

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представле­нию об идентичности — понятию, наиболее часто встреча­ющемуся при описании этого возраста зарубежными ис­следователями. Известнейший американский психолог Э. Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (пре­емственность личности во времени). Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации. Перед подростком, обретшим способность к обобще­нию, а затем и перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проециро­вать в будущее. Если молодой человек успешно справляет­ся с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спу­танная идентичность».

Часто «спутанная идентичность» бы­вает результатом трудного детства или тяжелого быта. Симп­томы путаницы ролей, неуверенность в понимании того, кто он такой, нередко наблюдаются у несовершеннолетних правонарушителей. Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную рас­пущенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные поло­вые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем ни с системой ценностей. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья и др. По мне­нию Э. Эриксона, в поиске собственной идентичности луч­ше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.

В свое время Т. Томэ предложил различать два прин­ципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение. Такой тип развития является полюсом, противоположным классической форме разви­тия в юношеском возрасте, которую описал Э. Шпрангер и которая, по Томэ, является «творчески ориентированной», когда намерения, интересы юноши устремлены далеко в будущее и он в своей жизни ведет себя в известной степе­ни независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая различные новые познава­тельные и иные формирующие возможности в собствен­ный образ жизни.

Прагматически ориентированные юноши и девушки, у которых доминируют материальные ценности и которые часто не стремятся получать образование, вызывают опре­деленную тревогу.

Субъективная и объективная ценность и значи­мость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ран­ней юности. Исследователями называются различные зада­чи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исто­рических условий развития личности на данном возрастном этапе.

Выделим следующие основные задачи развития в ран­ней юности:

  1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).
  2. Обретение психосексуальной идентичности — осозна­ние и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.
  3. Профессиональное самоопределение — самостоятель­ное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

4. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценност­ных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!