Особенности проведения социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации в учреждениях социального обслуживания населения

14 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Социально-средовая ориентация как одна из составляющих со­циальной работы проводится в большинстве случаев индивиду­ально. Во время беседы специалист по социальной работе обучает клиента навыкам, знаниям ориентировочной деятельности. Совме­стное обсуждение предполагает: разработку плана-схемы первич­ных Действий для достижения цели, способствующей выходу из трудной жизненной ситуации, анализ результатов реализации дан­ного плана.

Необходимо отметить особое значение в обучении клиента на­выкам социально-средовой ориентации различных объединений учреждения социального обслуживания населения (клубов, групп дневного пребывания, групп длительного пребывания, групп само­помощи). Внутренний мотив, способствующий включению чело­века в работу объединения, основан на интересе к тому, что про­исходит на встречах, участники которых развивают самостоятель­ность в выражении своих мыслей, взглядов и достигают самореа­лизации в совместной деятельности.

Жизнедеятельность объединения организована как последова­тельная реализация четырех этапов: подготовительного, ре­гулирования общения, социального творчества, заключительного.

Для каждого этапа выделяется приоритетная сфера. На подгото­вительном этапе - планируется совместная деятельность. На этапе регулирования общения основными сферами жизнедеятельности яв­ляются: духовно-практическая деятельность, где активность участ­ников проявляется в выявлении общепринятых норм и ценностей, на основании которых в ходе коллективного обсуждения разрабатываются «Правила общения», записанные в «Свод законов» - осно­ву жизнедеятельности объединения; второй важной сферой выступает общение, где активность клиента проявляется в межличностном взаимодействии с помощью специально организованных ситуаций. Обучение социально-средовой ориентации в группе специалист про­водит с помощью занятий-практикумов. Здесь возможно использо­вание игр, развивающих умения и навыки ориентировочной дея­тельности. В частности, Г. И. Репринцева рекомендует следующие игры: «Контакт», «Неудобная ситуация», «Ассоциация», «Разго­воры». В качестве примера рассмотрим игру «Контакт».

Краткое описание. Участников группы разделяют по па­рам. В каждой паре партнеры по очереди должны завершить фразу: «Здравствуй, мне очень нравится...». На этот диалог отводится 15 - 20 минут. Затем проводится обсуждение содержания диалогов.

Основная задача: понять положительные качества парт­нера и установить с ним контакт. Игра развивает коммуникатив­ные свойства, обеспечивает поддержку участника в группе, помо­гает преодолеть барьеры общения, обучает приемам межличност­ного взаимодействия. Рекомендации: возраст участников - старше 14 лет. Количество участников - от 2 до 10 пар.

Перед проведением игры полезно проанализировать качества, важные для эффективного межличностного общения. Перед игрой каждый партнер должен попытаться представить, как его видит другой. Затем участники попеременно называют положительные качества друг друга. Далее следуют обсуждение диалогов в группе и ответы на вопросы: О чем чаще всего участники говорили друг другу? Как начинали беседу? Что помогло начать диалог? Далее участники делятся своими впечатлениями. Группа позволяет моде­лировать затруднительные ситуации, возникающие в ходе обще­ния, и помогает через сопровождение специалиста по социальной работе найти способы разрешения проблемы. Это достигается че­рез участие в ролевой игре-импровизации «Неудобная ситуация».

Краткое описание. Двое (трое) играющих попадают в «не­удобную ситуацию». Тему ситуации разрабатывает специалист по социальной работе, учитывая возрастные особенности участников и специфику личностной проблемы каждого из них. Игра выявля­ет готовность к принятию правильного решения в кризисной си­туации, коммуникативность, воспитанность. Игра способствует луч­шей социальной адаптации участников, обучает основным прави­лам межперсонального общения, а также помогает развитию уме­ния находить выход из трудной ситуации, не теряя чувства соб­ственного достоинства.

Количество участников - 8 человек, зрителей нет. Возраст не ограничен, но рекомендуется проводить игру с клиентами старше 10 лет. Набор ролей: в соответствии с игровой ситуацией опреде­ляются персонажи, ведущий.

Участникам предлагают тему ситуации, определяются прави­ла игры, вводятся роли. Ситуация разыгрывается по ролям, уча­стники стараются найти правильный выход из нее соответствен­но своим ролям. По окончании в ходе обсуждения совместно со специалистом выявляется наиболее реальный способ выхода из ситуации.

На этапе социального творчества участники объединения уч­реждения социального обслуживания населения достигают само­реализации с помощью коллективно-творческой деятельности. Здесь приоритетными сферами являются: познание, когда активность клиента направлена на изучение социальной среды с целью ее улучшения; открытие для себя новых приемов, умений, навыков социально-средовой ориентации во время разработки коллектив­но-творческого дела, а также его реализации. Во время проведения коллективно-творческого дела реализуются способности клиента, он получает организованный в условиях учреждения социального обслуживания населения опыт ориентировочной деятельности.

На заключительном этапе происходит закрепление полученного социального опыта в различных сферах жизнедеятельности объеди­нения. Становясь участником объединения, клиент не только раз­вивает навыки социально-средовой ориентации, но и ежедневно организует свой быт и быт своего окружения.

Социально-бытовая адаптация проводится с учетом индивиду­альных особенностей клиента. По мнению А. Р. Маллера, в учреж­дении социального обслуживания населения должна быть разра­ботана программа социально-бытовой адаптации, состоящая из следующих разделов.

  1. Самообслуживание («Жилище и особенности организации быта», «Одежда», «Обувь», «Питание», «Режим дня»).
  2. Транспорт и правила уличного движения.
  3. Магазины и предприятия службы быта.
  4. Учреждения культуры и образования.
  5. Учреждения связи («Почта», «Телеграф»).

Приоритетными формами проведения социально-бытовой адаптации являются занятия-практикумы, организу­емые в условиях учреждения социального обслуживания населения (комната социально-бытовой адаптации), а также экскурсии. Их не­обходимо организовывать таким образом, чтобы клиенты не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами со­вершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей. Например, на заняти­ях-практикумах, которые проводятся в комнате социально-быто­вой адаптации, человек должен сам уметь готовить определенное блюдо, а не только ознакомиться с технологией его приготовления.

В ходе экскурсии в тот или иной магазин у клиента развиваются не только навыки ориентации в торговом зале, приобретаются знания о назначении различных отделов, но и умение выбрать товар, подходящий по стоимости, умение оплатить покупку, по­просить необходимое у продавца и т. п. А. Р. Маллер отмечает, что пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни мало­эффективны. Экскурсия позволяет включить человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в социальную среду, максималь­но приблизить его к естественным условиям организации жизне­деятельности.

Экскурсии могут быть комплексные и тематические. Комплекс­ные экскурсии предназначены для изучения объекта, имеющего от­ношение к различным разделам программы социально-бытовой адаптации. Например, экскурсия по поселку, микрорайону, райо­ну города с целью изучения социальной инфраструктуры. В этом случае задача экскурсии заключается в том, чтобы познакомить клиентов с месторасположением близлежащих учреждений тор­говли, культуры, общеобразовательной школы, почты. Тем лю­дям, которые впервые прибыли в данный населенный пункт, необ­ходимо объяснить особенности расположения учреждения соци­ального обслуживания населения, где проводятся занятия. Тема­тические экскурсии предназначены для более глубокого изучения объекта, относящегося к социальной инфраструктуре. Особый познавательный интерес вызывают экскурсии, где участникам пре­доставляется возможность самостоятельно выполнить определен­ные действия. Во время ознакомления с художественными произ­ведениями на выставке, в музее детям и подросткам группы днев­ного пребывания значительную пользу принесет участие в мастер-классе, организованном прямо на выставке художником, чьи кар­тины выставлены для экспозиции. Данная форма проведения со­циально-бытовой адаптации, сочетающая интересную информа­цию и практическое участие, будет способствовать развитию твор­ческого начала в ребенке.

Организация экскурсии предполагает три этапа: подготовку, проведение, подведение итогов.

В процессе подготовки, как отмечает А. Р. Маллер, специалист по социальной работе составляет план экскурсии, продумывает, какой образовательный материал даст клиентам экскурсия, фор­мулирует ее цель. Он предварительно сам посещает учреждение, где будет проходить экскурсия, договаривается с сотрудниками магазина, почты, музея о содействии в проведении данной фор­мы социально-бытовой адаптации, определяет задания для кли­ентов и обязательно знакомит с ними сотрудников учреждения, которые будут задействованы в их выполнении. Перед выходом на экскурсию специалист знакомит участников со спецификой посещаемого учреждения, объясняет, как, куда и зачем они пой­дут, что будут изучать на конкретных практических примерах.

Во время проведения экскурсии нужно акцентировать внима­ние участников на то, как люди, приходящие в данное учреж­дение, совершают действия, поступают в определенных ситу­ациях.

Специалист по социальной работе предлагает задавать вопро­сы, если какие-либо действия или поступки, происходящие на экскурсии, клиентам непонятны. При этом затруднения разъясня­ют организатор, а также сотрудники данного учреждения. Далее выполняются практические задания, а затем выражается благо­дарность принимающей стороне от лица участников и специалис­та по социальной работе. После экскурсии в форме беседы подво­дят итоги с целью систематизации, обобщения, закрепления по­лученных сведений и обсуждения проблемных вопросов и зада­ний, которые вызвали затруднения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!