Особенности новгородской и псковской культуры

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Монголо-татарское иго XIII—XV в. нанесло огромный ущерб культуре русского народа, существенно затормозило процесс ее развития. Прервался блестящий расцвет искусства, запечатленный в архитектуре, живописи, скульптуре Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества. Исчезли многие ремесла (изготовление стеклянных браслетов, перегородчатых эмалей и т. п.), надолго прекратилось каменное строительство, огромное количество мате­риальных ценностей было увезено в Орду. В огне пожаров гибли тысячи рукописных книг с записями знаменных распевов, сотни тысяч икон, произведений прикладного искусства, потеряны мно­гие памятники зодчества, а главное, убиты или уведены в плен мастера, их создававшие. Зарастали травой пахотные земли, были перерезаны важнейшие торговые пути. Население перемещалось из южных районов в лесную полосу (26).

Однако полностью остановить культурный процесс было невозможно. В первой половине XIV столетия в Северо-Восточной Руси происходит объединение княжеств, начинает возрождаться и рус­ское искусство. Постепенно в самых разных уголках русской земли накапливаются национальные традиции и духовные богатства, об­ретшие позднее новую жизнь в искусстве Московского государства. Так, к XIV в. сложилась иконописная школа ростово-суздальской земли. Во всех древнерусских княжествах процветали ремесла, резьба по дереву, художественное шитье, искусство книжной иллю­страции (19, 20).

В этот период основными центрами становятся Новгород и Псков. С XIV в. начинается возвышение Москвы, которая при Иване Калите превращается в значительный политический и куль­турный центр. Особенно усиливается роль Москвы, вокруг которой объединяются русские земли после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле. В течение XV—XVI вв. Москва превращается в мощное централизованное государство и подчиняет себе другие русские земли, в том числе Новгород и Псков. Расцвет русской культуры этого времени связывается с подъемом национального самосознания, все силы русского народа собираются для разреше­ния практических, насущных задач создания русского националь­ного государства. В искусстве рассматриваемой нами эпохи мы выделим два основных раздела: искусство Новгорода и Пскова (XIV — середина XV в.) и искусство Москвы XIV—XVII вв.

Татаро-монгольское нашествие прервало бурный рост Новгоро­да, как и других северных городов, нарушило естественное посту­пательное развитие. Однако уже к концу XIII в. культурная жизнь понемногу возвращается в привычное русло. В это время усилива­ется роль Новгорода как торгового центра, он имеет прочные торговые связи с Константинополем, крупнейшими европейскими городами, Персией, Закавказьем, странами Балтии. Демократиче­ский Новгород стремится к укреплению своей самостоятельности, что сказывается на развитии его искусства. Местоположение города, его большие финансовые возможности привлекали многих ярких мастеров зодчества и иконописи, музыки и литературы. Среди них было немало иноземцев, прежде всего греков и сербов, которые связывали искусство Новгорода с новыми течениями в западных культурах. Одержав победы над немецкими и шведскими захватчи­ками, Новгород в XIV в. переживает экономический подъем, пред­стает городом высокой культуры и образованности (найдено большое количество берестяных грамот самого разного содержания, подтверждающих этот факт), новгородские путешественники создают литературные произведения, описывая Константинополь и его культурные памятники. Влияние болгарского и сербского искусства проникает в живопись, скульптуру и литературу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!